Урок окружающего мира по теме "Куда текут реки?"

Разделы: Начальная школа


Цель урока: создание условий на уроке для систематизации и открытия знаний по теме «Куда и откуда текут реки?».

Задачи урока:

1. Образовательные:

  • расширить знания детей о реках и морях;
  • познакомить с природными источниками воды.

2. Развивающие:

  • развивать логическое мышление, учить сравнивать, обобщать, делать выводы;
  • способствовать развитию творческих способностей учащихся.

3. Воспитательные:

  • способствовать правильному отношению к предметам окружающей среды.

Оборудование:

  • медиа-презентация, компьютер и проектор;
  • стаканы с водой, макет реки, карта реки Енисей.

Ход урока

Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Демонстрационный материал
1. Организационный момент.

Подготовка учащихся к работе.

Учитель приветствует учащихся. Проверяет готовность учащихся к уроку. Учащиеся проверяют свою готовность к уроку под руководством учителя.  
2. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности.

Подготовка учащихся к деятельности на основном этапе урока (актуализация знаний).

Повторение изученного: Работа выполняется на листочках в клетку, учитель читает утверждение, если дети согласны с ним, ставят « + », если нет – « - »:
  1. У всех птиц есть перья.
  2. Все птицы умеют летать.
  3. Если животное большое, это – зверь.
  4. Летучая мышь – это птица.
  5. Кит – это большая раба.

Молодцы. Поздравляю Вас, мы смогли найти ответы на вопросы из раздела «Кто? и Что?» А теперь мы с Вами приступаем к изучению нового раздела и попробуем найти ответы на вопросы; Как? Откуда? Куда? Как вы думаете, о чем может пойти речь в этом разделе? На сегодняшнем уроке? Попробуйте отгадать о чем идет речь в загадке: Течет – течет – не вытечет. Бежит – бежит, Не выбежит.

Догадались о чем будем говорить? Тема урока: «Куда и откуда текут реки?»

Ребята, Муравьишка принес на урок конверт с заданием, давайте его прочитаем: Когда о чем- либо говорим на уроке, я могу вам это показать (книга, растения). А как мы будем говорить о реке? Мы же ее не видим, где мы можем ее посмотреть?

Ответы на вопросы учителя. Приложение. Слайды:

1 – «Как? Откуда? Куда?»

2 – «Загадка?»

3 – Куда текут реки.

4 – Куда текут реки фото.

5 – Енисей на карте.

 3. Практическая работа с картой. А по карте видно, куда они текут? Сверху вниз или снизу вверх?  Ответы детей.  
4. Усвоение новых знаний.

Формирование и систематизация конкретных представлений учащихся о реках и морях.

- Как вы думаете, с чего начинается река?

- Как Вы думаете, а куда текут реки?

- А наш город находится на какой реке?

- Вам интересно узнать куда она течет?

- Может кто-то был на этой реке, откуда она берет начало?

Ответы на вопросы учителя. Приложение 1. Слайды:

2 – Исток.

3 – «Куда текут реки?»

5. Практическая работа. Работа с макетом реки (исток, устье).

Ребята, давайте проведем эксперимент (учитель пускает воду на макете реки). Ребята на что это похоже в природе? Что заметили? (Даем понятие «родник».)

Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише,
Деревце все выше, выше.

Давайте попробуем зарисовать путь реки.

Работа в парах по картам реки.

Учащиеся выполняют работу и отвечают на вопросы учителя. 6 – Родник.

7 – Практическая работа.

Физкультурная минутка.
Продолжение практической работы.
6. Усвоение новых знаний.

Формирование и систематизация конкретных . представлений учащихся о реках и морях.

Молодцы, но все не совсем так просто.

Вы заметили синие линии, которые соединяются с Енисеем? Что это такое? Притоки впадают или вытекают из Енисея?

Наша река полноводная, быстрая. Как думаете, почему?

Какие притоки знаете вы? (Легенда о каком – либо притоке Енисея).

  8 – Река с притоками.
Физкультурная минутка. Давайте немного поиграем.

Море волнуется раз,
Море волнуется – два,
Море волнуется – три.
Морская фигура на месте замри.

Учитель отгадывает какую фигуру изобразили учащиеся.  
7. Усвоение новых знаний.

Формирование и систематизация конкретных представлений учащихся о реках и морях.

- В каком месте река самая широкая?

- Куда впадает река?

- Чем отличается река от моря?

Отгадайте загадку:

Кругом вода,
А с питьем – беда. (Море.)

- Почему же беда с питьем, ведь в море так много воды?

Учащиеся отвечают на вопросы учителя. 9 – Загадка про море.

10 – Карское море.

8. Практическая работа. Давайте попробуем определить, в каком из стаканов морская вода, а в каком речная. У Вас на столе два стакана, попробуйте определить, где какая вода? Почему Вы так решили?

Я купалась в нашем красноярском море, а там вода не соленая! Как такое может быть?

А вы дома можете сделать свое маленькое море? Как?

Учащиеся выполняют работу и отвечают на вопросы учителя.  11– Практическая работа.

12 – Заключительный.

9. Первичная проверка понимания учащимися нового материала и закрепление знаний.

Установление осознанности освоения нового материала и организация деятельности учащихся по применению новых знаний.

- Какое открытие сделали сегодня?

- Вы смогли дать ответы на вопросы по теме урока?

Учащиеся отвечают на вопросы учителя.  
10. Рефлексия. Дети, нарисуйте веселые смайлики, если вам понравилось или грустные, если не понравилось на уроке.