Конспект интегрированной образовательной деятельности в старшей группе «Русская печка, потешь сердечко»

Разделы: Работа с дошкольниками, Конкурс «Национальные праздники и игры народов России»

Класс: д/с

Ключевые слова: старшая группа


Программное содержание:

  • Познакомить детей с назначением русской печи и домашней утвари, прививать интерес к народному фольклору; учить использовать в своей речи пословицы и поговорки, закреплять знание русских народных сказок, умение отгадывать загадки.
  • Обогащать словарный запас детей, формировать грамматически правильный строй речи, умение поддерживать непринужденную беседу, отвечая на вопросы воспитателя.
  • Воспитывать патриотизм, уважение к русским традициям, истокам русской культуры.

Словарная работа: посиделки, самовар, чугунок, ухват, печь, сундук, сковородник, утюг, глиняный горшок.

Предварительная работа:

  • Беседа по темам: «Без печи хата не хата», «Устройство печи», «Печная утварь».
  • Чтение русских народных сказок.
  • Рассматривание иллюстраций с изображением предметов быта и домашней утвари.
  • Заучивание пословиц и поговорок.
  • Знакомство с народными играми, песнями, частушками.

Атрибуты: ведра, макет печки, чугунок, глиняный горшок, ухват, костюмы в русском народном стиле.

Ход занятия

Ребята входят в стилизованную деревенскую избу.

Хозяюшка: (воспитатель в народном костюме)

Здравствуйте!
Мир вам, гости дорогие!
Вы явились в добрый час -
Встречу теплую такую
Я готовила для вас.
Хлебосольством и радушьем
Знаменит родной наш край
Здесь для вас и сказки русские
И медовый каравай.
Приглашаю вас к себе в гости. Проходите в избу мою.

Знаете ли, ребята, куда вы попали? А попали вы в далекое прошлое.

Эта комната называется - изба. Посмотрите, как в ней чисто, на столе все прибрано, в избе тепло. Тепло вам у меня?

А вот о чем мы сегодня с вами поговорим, вы узнаете, отгадав загадку:

Летом стоит,
Зимой горит,
Пасть открывает,
Что дают - глотает (печка)

Ответы детей: (Печка, когда ее истопят, в избе становится тепло)

- Правильно, ребята. Сегодня мы с вами будем говорить о русской печи.

Она занимала очень важное место в доме. Люди отзывались о печи, как о живой, поэтому немало существует русских народных сказок, в которых упоминается о русской печи. Назовите их. («По щучьему веленью», «Гуси-лебеди», «Волк и семеро козлят», «Жихарка» и др.)

Хозяюшка: Затрещит мороз, завоет ветер, а у печки тепло и уютно. Обращались люди к печке, как к живой:

Ребенок:

Ой, ты печка, сударыня,
помоги нам боярыня
Ты свари, испеки и спаси
В дом богатства принеси.

И в нашей избе печка имеется.

- Не зря в народе поговорки и пословицы о печке складывали.

Кто помнит, какие?

  • Печь - нам мать родная;
  • Без печи хата - не хата;
  • Добрая то речь, что в избе есть печь.
  • Печь- всему голова
  • Матушка печка- горячее сердечко
  • Что есть в печи- все на стол мечи
  • В холодной печи- не пекут калачи
  • Когда в печи жарко - тогда и варко.
  • Печка - наше солнышко.

Хозяюшка: Почему люди ласково обращались к печке, называли ее матушкой? Для чего нужна печь в избе?

Дети: Печка обогревала жилище людей, лечила, на печке можно было сушить одежду и даже в печке мыться, а еще она была деревенской кормилицей, в ней и хлеб пекли и еду готовили.

Хозяюшка: Ребята, а вы знаете стихи о том, как печка людям помогала?

Дети рассказывают стихи о русской печке.

1.

Рады видеть вас у печки
Без нее мы как без рук
В ней и жарить, в ней и парить
И зимой с ней как весной

2.

Русской печки нет добрее,
Всех накормит, обогреет,
Варежки сушить поможет,
Деток спать она уложит.

3.

В доме каждому нужна
Печки добрая спина.
С русской печкой нам не грустно,
А тепло всегда и вкусно.

- Ребята, вы знаете, что печи делали из разного материала - камень, кирпич, глина. Если печь делали из камня, то она называлась как? (каменная). Из глины? Из кирпича? А сейчас, какие есть печки? (газовая, электрическая, микроволновая)

Но печь не будет настоящей, если сложить ее неправильно. А укладывал печь - печник.

Хозяюшка: Ребята, давайте мы с вами рассмотрим печку и узнаем, из каких частей она состоит и для чего они предназначены.

- Печку всегда располагали напротив окна. Как вы думаете, почему?

- Правильно, ребята. Раньше не было электричества и помещения освещались лучинками. Хозяйке нужно было видеть, что делается внутри печи. Потому что там она готовила еду.

- В печи устраивалось большое устье, перед ним площадка - шесток, на котором ставили все, что приготовилось в печи (Слайд презентации)

Хозяюшка: Встанет поутру хозяйка и начинает растапливать печь. А вы знаете как топят печку?

Дети: Чтобы истопить печку, нужны дрова. Самые лучшие дрова - березовые, да дубовые. От них и тепла больше и дыма меньше.

Хозяюшка: Дрова должны быть сухими, поэтому раньше их складывали для просушки в высокие колодцы.

Хозяюшка: А что хозяйка в печку ставит, кто из вас, ребята, знает?

- Ребята, подумайте, какую же посуду можно ставить в печь, чтобы она не горела, а пища была вкусной?

Загадка:

«Он как круглая кастрюля
Он чумазый, не чистюля.
Где там, в печке уголек
Кашу сварит…»

Дети: Чугунок.

Хозяюшка: Конечно, же чугунок, что можно было готовить в чугунке?

Дети: В чугунке готовили рассыпчатые каши и ароматные щи.

Хозяюшка: Как же можно было достать из печи горячий чугунок? Здесь был нужен другой помощник.

Слушайте про него загадку. «Чугунок был очень рад, что схватил его…»

Дети: Ухват.

Ребята рассматривают ухват.

Хозяюшка: Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие чугунки со щами и вкусной кашей.

Давайте мы попробуем справиться с чугунком и ухватом.

Хозяюшка: Но не только в чугунке готовили пищу в старину. У чугунка был соперник. Угадайте, кто?

«Книзу узок, вверх широк, это глиняный ….»

Дети: Горшок.

Хозяюшка: Как в старину люди использовали горшок?

Дети: Горшок был сделан из глины. В горшке варили супы, каши, кипятили воду, тушили мясо, хранили крупу, муку, масло.

Попробуем перенести горшок ухватом

- А противни с хлебом вытаскивали вот такой лопатой деревянной. Помните, как в сказке о Жихарке, Лиса хотела его посадить в печь на такой лопатке?

- В каждой печке есть задвижка. Она закрывается после того, как печка протопилась, чтоб сохранить тепло в избе.

- Ребята, а все предметы русской печи хранятся в отверстии под печкой (подпечье)

- Ребята, а еще у печки есть верхняя часть, где можно погреться с мороза, поспать, высушить обувь, носки, рукавички. (Это лежанка)

- Печка была еще и волшебным целителем, на ней лечились старики, больные. Лечила печь своим удивительным теплом.

Ребята, предлагаю поиграть в русскую народную игру «Ворон»

Дидактическая игра «Прошлое и настоящее»

- Я буду вам называть предметы из прошлого, а вы - из настоящего времени. *Русская изба - современный каменный дом;

  • Старинный утюг - электрический утюг;
  • Веник - пылесос;
  • Лошадь- машина;
  • Лавка - диван…

Появляются Дед и Бабка (Куклы би-ба-бо)

Дед: Испеки мне старая пирожок

Бабка: Не буду я печь, старая я стала, устала очень

Дед: Ну, испеки пирожок.

Хозяюшка: Ребята, давайте поможем деду и бабке испечь пирожок

Дети с радостью соглашаются помочь бабушке и дедушке, рассаживаются за столы и начинают лепить пирожки из теста с различными начинками.

Хозяюшка: Ребята, какие замечательные пирожки у вас получились, давайте положим их на противень и поставим в печку выпекаться.

Ребята намазывают противень маслом и выкладывают на него пирожки, а потом 1 ребенок ставить пирожки в печь.

Хозяюшка уточняет, что ребята нового узнали на занятии.

Заключительная часть

- Ребята, о чем мы сегодня говорили? (о русской печке)

- Чем топили печь?

- В какой посуде готовили в печи? (чугунок, глиняный горшок)

- Чем доставали чугунки, глиняные горшки?

- Чем доставали противни с выпечкой? (деревянной лопатой)

Вот как много нового вы узнали. Скажем спасибо нашим гостям и тебе, печь-Кормилица.