Роль театрального искусства в укреплении семьи

Разделы: Начальная школа, Дополнительное образование


Театрализованная деятельность определяется специфической особенностью - синтетичностью и объединяет в себе различные виды искусства Осуществление театрализованной деятельности является ярким примером реализации системно-деятельностного подхода, включающий в себя пять основных компонентов: учебно-познавательные мотивы, действие, целеполагание, планирование решения, рефлексивно-оценочные действия.

Театр всегда был, есть и будет популярным видом искусства среди не только взрослых, но и детей. С помощью театра происходит идейное, а также эстетическое воздействие на любого человека, но на ребенка такое воздействие оказывает влияние в большей степени.

Театрализованная деятельность способствует:

  • формированию нравственной модели поведения в современном обществе;
  • обогащению культурной жизни младшего школьника, приобщению к духовным ценностям;
  • знакомству ученика с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, традициями своего народа;
  • совершенствованию навыка воплощения в игре определенных переживаний, формированию фантазии, побуждению к созданию образов новых героев.

Кроме вышеперечисленного, театрализованная деятельность развивает эмоциональную сферу ребенка. Младший школьник учится сочувствовать и сопереживать персонажам, ставить себя на их место, а также вникать в разыгрываемые события. Путь через игру, фантазирование, сочинительство является самым эффективным и результативным для достижения целей эмоционального раскрепощения ребенка, снятия его сжатости, обучения художественному воображению. Театрализовано-игровая деятельность для детей младшего школьного возраста очень разнообразная и разносторонняя. В ней существуют такие направления, как кукольный театр, постановки, этюды, инсценировки и многое другое. Все это завлекает детей и оказывает помощь в их духовно-нравственном развитии.

В процессе театрализованной деятельности у детей происходит формирование чувства ритма и грамотной речи, видение цели и содержания композиции и умение работать сообща, проявлять взаимопомощь и наблюдательность. Вначале подготовки к театрализованному представлению идет формирование образа на основе литературного произведения, затем обогащение, конкретизация образа в продуктивной форме и заканчивается взаимообогащением и переносом средств выразительности из одного вида эстетической деятельности в другой. Театрализованная деятельность является одной из важных и доступных видов деятельности для младших школьников, в ходе которой дети знакомятся с миром прекрасного, активизируется мышление и воображение, она способствует социализации- процессу успешного вхождения в общество и принятия морали, принятой в этом обществе.

С театрализованной деятельностью тесно связано и совершенствование речи. Так как в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний, незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь тоже пополняется.

В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. А ясная и правильная речь - это залог продуктивного общения, уверенности, успешности.

Этапы работы над спектаклем:

  1. Выбор пьесы или инсценировки и обсуждения ее с детьми.
  2. Деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми.
  3. Распределение ролей. Дети сами изъявляют желания, кто кем хочет быть. Я предлагаю (из своего опыта кто кому подходит по характеру), но последнее слово за детьми.
  4. Работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом.
  5. Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев (если есть необходимость). Создание совместно с детьми эскизов декораций и костюмов.
  6. Переход к тексту пьесы: работа над эпизодами. Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей.
  7. Работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях; закрепление отдельных мизансцен.
  8. Репетиция отдельных картин в разных составах с деталями декораций и реквизита (можно условными, с музыкальным оформлением.
  9. Репетиция всей пьесы целиком с элементами костюмов, реквизита и декораций. Уточнение темпоритма спектакля. Назначение ответственных за смену декораций и реквизит.
  10. Премьера спектакля. Обсуждение со зрителями и детьми.

Учащиеся в стенах нашей гимназии не только получают образование, но и творчески развиваются, обретают духовные ценности.

Каждый год в нашей гимназии проводится конкурс Рождественской сказки. Участвуют дети с 1 по 11 класс. Младшие школьники показывают сказки, старшее звено - притчи. Потом в каждом классе идет обсуждение и голосование за лучшее выступление. Мы, учителя, привлекаем в помощь родителей: они готовят костюмы, атрибуты, декорации. Все сказки и притчи сопровождаются танцами и песнями. Поэтому помощь хореографа бесценна. В этом году я в своем классе ставила сказку «Волк и семеро козлят» и притчу «Чудо исцеления отставного майора Ладыгина».

Театрализованная деятельность - это яркая вспышка эмоций, радость, удовольствие от игры. Это деятельность, в которой осуществляются мечты и желания.
Вот примеры Рождественских сказок:

  • «Принц - ослиные уши» (4 кл Никонова ОВ) https://youtu.be/zBdlMHb-_j8
  • «Рождественская сказка» (Волгина Г.А.) https://youtu.be/PSKmon4AI_s