Использование игровых педагогических технологий на уроках в начальной школе

Разделы: Общепедагогические технологии


Актуальность игры в настоящее время повышается из-за переизбытка современного мира информацией. Телевидение, видео, компьютерные сети в последнее время дают учащимся большой объем информации. Задача современной школы - научить ребят самостоятельно оценить и отбирать полученную информацию. Одной из форм обучения, развивающей подобные умения, является дидактическая игра, способствующая практическому использованию знаний, полученных на уроках и внеурочное время.

  • «Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным - вот задача первоначального обучения.» (К.Д.Ушинский)
  • «Игра это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.» В.А.Сухомлинский (2 слайд)

Презентация

Игра - это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его принять. Она позволяет эффективно формировать личность, воспитывать нравственные качества, развивать творческие задатки.

А.С.Макаренко считал, что «… ребенок должен играть, даже когда делает серьезное дело. Вся его жизнь - это игра».

Цель игры - побудить интерес к познанию, науке, книге, учению.

И если мы вложим образовательное содержание в игровую оболочку, то сможем решить одну из ключевых проблем педагогики - проблему мотивации учебной деятельности.

Современный педагог должен выявлять самые лучшие качества, заложенные в душе каждого ребенка, поощрять детей, чтобы они получили радость от приобретенных знаний.

Для осуществления этих задач учителю необходимо знать и применять на уроках современные педагогические технологии.

«Педагогическая технология - это продуманная во всех деталях модель современной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя». (слайд 3)

Современные образовательные технологии способствуют повышению качества образования, ориентированы на индивидуализацию, дистанционность и вариативность образовательного процесса, мобильность обучающихся, независимо от возраста и уровня образования.

В современной школе в учебном процессе применяются разнообразные образовательные педагогические технологии.

Педагогические технологии:

  1. Информационно-коммуникационная технология.
  2. Проектная технология.
  3. Технология мастерских.
  4. Групповые технологии.
  5. Игровая технология. (Слайд 4)

Остановлюсь подробнее на игровой технологии.

Игровая технология - интересна тем, что создает эмоциональный подъем, а мотивы игровой деятельности ориентированы на процесс постижения смысла этой деятельности.

При раскрытии сущности игровой технологии следует выделить следующие компоненты:

  • мотивационный;
  • ориентационно-целевой;
  • содержательно-операционный;
  • ценностно-волевой;
  • оценочный.

Компоненты игровой деятельности:

  • мотивационный;
  • ориентационно-целевой;
  • содержательно-операционный;
  • ценностно-волевой;
  • оценочный. (слайд 5)

Эти компоненты включают ряд структурных элементов, которые представлены на слайде.

  • Установка на игру
  • Игровая ситуация
  • Игровые задачи
  • Игровые действия
  • Игровое состояние (слайд 6)

Установка на игру обычно создается в увлекательной форме, иногда с использованием слайдов, рисунков, кинофрагментов. Например: «Давайте представим себе, что наш класс отправляется в путешествие…

Игровая ситуация может разыгрываться в вымышленном пространстве со слов «Представьте, что…», (сказочный лес, незнакомый район города, акватория океана и т.д.), очерченном географической картой, историческим временем, поставленной проблемой. В игровой ситуации участвует определенное количество учеников (группа, класс), которые выполняют определенные действия.

Следующим структурным элементом игры являются игровые задачи, которые соединяются с учебными задачами, выступающими в замаскированном, неявном виде. Благодаря учебным задачам осуществляется непреднамеренное обучение школьников (Реши кроссворд, найди ошибку…),

Правила игры должны соответствовать «профессиональной деятельности» участника игры и быть направлены на выполнение действий в определенной последовательности.

Игровые правила реализуются в игровых действиях. Психологи выделяют внешние действия(слушать, чертить схему, решать задачу) и умственные (сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать). Чем разнообразнее действия, тем интереснее игра. Но, если не сформированы определенные умения, лучше не проводить игру.

Во время игры у ребенка возникает определенное игровое состояние - важный элемент игры. Игровое состояние, включающее наличие переживания, активизацию воображения участников, эмоциональное отношение к действительности.

Таким образом, можно говорить о том, что игровые технологии представляют собой ступени от игры-забавы к игре-увлечению познанием. И высшей ступенью является - от игры к творчеству, к научной логике, к опережению школьных программ.

В практике своей педагогической деятельности использую разнообразные игровые технологии.

Игру и игровой момент можно использовать на различных уроках. Это может быть урок объяснения нового, урок закрепления пройденного, комбинированный урок, интегрированный урок и т.д. Игру или игровой момент можно провести и на различных этапах урока. Вместо обычного вступления предлагаю учащимся отгадать загадку или ребус и узнать тему урока.

Очень гармонично на уроках в начальной школе используются предметные, сюжетные, ролевые. Уроки закрепления изученной темы стараюсь проводить в нетрадиционной форме: урок-соревнование, урок-конкурс, урок-путешествие, урок-КВН.

Приведу примеры игр, которые провожу со своими детьми.

Применение игровых технологий на практике. Игровые технологии на уроках

«Дикие и домашние животные»

Ход игры: Учащимся раздаются круги с изображениями животных и круглые фишки зелёного и красного цветов. Им необходимо фишками зеленого цвета закрыть домашних животных, а красными - диких. (слайд 7)

ПРАВОПИСАНИЕ ИМЕН СОБСТВЕННЫХ

Наборщики

(Класс - 2 команды.)

На доске записаны слоги:

ва, зи, лю, ма, ми, пе, ро, та, то; ма, ля, на, ня, ра, ря, ся, тя, ша.

Команда девочек составляет из слогов имена мальчиков, а команда мальчиков - имена девочек.

Возможные имена: Ваня, Валя, Вася, Миша, Митя, Петя, Рома, Зина, Люся, Маша, Таня, Тоня, Тося, Варя. (слайд 8)

«Конструктор»

Если взять большое слово,
Вынуть буквы,
Раз и два,
А потом собрать их снова,
Выйдут новые слова.

Из одного длинного слова, надо составить много коротких слов.

- Из слова «грамотей» составьте 10 слов. (Герой, гром, гора, гам, рота, рот, метр, метро, море, тема). (слайд 9)

Игра «Мозайка»

Содержание игры:

- Из разноцветных геометрических фигур надо составить картинку. Желательно использовать все фигурки (как можно больше). Учитывается оригинальность и аккуратность. (Каждая команда получает по 10 фигурок каждого цвета). (слайд 10)

Игра «Хлопки»

Содержание игры: учитель на доске размещает по секторам от 1 до 10 рисунков. Открывая по очереди сектор за сектором, предлагает сосчитать число рисунков и по его сигналу похлопать столько же раз, сколько открыто рисунков, и показать нужную цифру. (Учитель задает ритм хлопков). Слайд 11)

Весьма полезны и принимаемы детьми еще и такие виды чтения, как "Игра в прятки". Учащимся очень нравится это упражнение.

Игра в прятки"

Ведущий начинает читать не сначала, а с любого места, называя только страницу, остальные должны найти это место в тексте и подстроиться под чтение ведущего. Дети очень радуются, когда первыми успевают найти абзац, который читает ведущий. (слайд12)

Итог в использовании игровых технологий:

  • игровые технологии способствуют повышению интереса, активизации и развитию мышления;
  • несет здоровьесберегающий фактор в развитии и обучении;
  • идет передача опыта старших поколений младшим;
  • способствует использованию знаний в новой ситуации;
  • является естественной формой труда ребенка, приготовлением к будущей жизни;
  • способствует объединению коллектива и формированию ответственности. (слайд13)

В заключение можно сказать, что ценность игровых технологий заключается в том, что на их материале можно отрабатывать также скорость чтения, слоговой состав слова, развивать орфографическую зоркость, устный счет, составлять числовые выражения и многое другое.

Важная роль занимательных дидактических игр состоит еще и в том, что они способствуют преодолению пассивности на уроках, развивается положительная мотивация учения, произвольное внимание, увеличивается работоспособность.

«Учитель и ученики растут вместе». Конфуций (слайд 14)

Спасибо за внимание (слайд 15)

Свое выступление хочется закончить словами Конфуция «Учитель и ученики растут вместе». Так пусть игровые технологии позволяют расти как ученикам, так и учителю.