Социально-значимый проект по математике «Семейный бюджет»

Разделы: Математика

Ключевые слова: семейный бюджет


Паспорт социального проекта «Семейный бюджет»

Участники проекта: учащиеся 8-х классов, родители и педагоги.

Тип проекта: практико-ориентированный (социально-значимый).

Срок реализации проекта: краткосрочный проект.

Актуальность и значимость представляемого проекта

Бюджет - важная слагающая благополучия в семейной жизни. Часто именно неумение вести семейный бюджет и грамотно распоряжаться теми средствами, которые есть, к снижению материального уровня семьи.

Составление, рассмотрение и исполнение семейного бюджета является актуальной проблемой практически для любой семьи в наше время. Как удовлетворить все потребности каждого члена семьи, чтобы грамотно использовать свои доходы, правильно составить свой бюджет.

Поскольку в коррекционной школе одной из главных задач является социальная адаптация, и интеграция в обществе, то такой предмет как математика, призван дать учащимся старших классов практические знания, умения и навыки, необходимые в повседневной, самостоятельной жизни.

Выполнение точных математических расчётов позволит рационально распределять семейный бюджет, правильно распределять средства, управлять личными финансами и планировать семейный бюджет.

Цели проекта:

  • ознакомиться с основными понятиями домашней экономики;
  • научиться правилам ведения домашнего хозяйства с помощью планирования семейного бюджета.

Задачи проекта:

  • Рассмотреть структуру семейного бюджета.
  • Изучить основы планирования бюджета семьи.
  • Уметь собирать необходимые данные для математических расчетов.
  • Изучить способы математических расчетов для контроля семейного бюджета.
  • Выяснить роль математики в проблеме формирования семейного бюджета.
  • Проанализировать собранную информацию и сделать выводы по экономии средств бюджета семьи.
  • Составить индивидуальный дневник ведения контроля семейного бюджета «Учетная книга».

Гипотеза

Умение практического применения математических навыков для контроля и планирования семейного бюджета могут заинтересовать, получить возможность реализовать потребности не только на обязательные нужды, но и на отдых, развлечения, подарки.

Участники проекта: учащиеся 8 классов, общественность (родители), классные руководители, учитель математики.

Тип проекта: практико-ориентированный.

Основные направления работы:

  • тематические презентации;
  • изучение основных терминов по домашней экономике, этапов работы;
  • сбор и исследование данных;
  • конкурсы, игры, тесты;
  • практическая работа - математический расчет, решения задач;
  • анализ полученных результатов, выводы, рекомендации для повышения экономии доходов.

Материальное обеспечение: предоставление методических материалов; презентации, Интернет-источники (образовательные сайты, видеофильмы и др.).

К результатам проекта относятся:

Воспитательные результаты:

  • формирование целостности взглядов на семью, ее роль в обществе, социальные устои и традиции;
  • воспитание организованности, бережливости, взаимоуважения.

Практические результаты деятельности по проекту:

  • помощь в проектной деятельности школьников;
  • выявление ребят, способных к творческой, исследовательской деятельности;
  • умение объяснять значение понятий доход семьи, характеризовать источники и виды доходов и расходов;
  • производить любые виды расчетов в формировании и контроля семейного бюджета.

Пути реализации проекта:

  • размещение собранного материала на школьном сайте, в Интернете, привлечение внимания к деятельности родителей учащихся.
  • создания индивидуальных семейных проектов, ведение «Учетной книги» семьи, создание модели ведения семейного бюджета будущей семьи по рекомендуемым схемам.

Методы работы над проектом:

  • теоретический,
  • исследовательский,
  • опрос,
  • анкетирования,
  • систематизация и обобщение материалов проекта.

Этапы и план работы по реализации социального проекта «Семейный бюджет»

План реализации проекта:

План реализации проекта включает в себя 4 этапа:

  1. Подготовительный
  2. Проектировочный
  3. Практический
  4. Заключительный

Этап

Задача этапа

Содержание работы

Сроки

I этап
Подготовительный

- подготовить условия для реализации проекта.

- формирование инициативной группы;
- ознакомление с семейным бюджетом и его структурой;

1.12 - 4.12
7.12.

II этап
Проектировочный

- разработка планов работы с детьми и родителями по формированию семейного бюджета;
- привлечение воспитанников, родителей к предстоящей работе;

- обсуждение целей и задач, с детьми и родителями;

9.12.

- подготовка к реализации социального проекта. - знакомство учащихся с планом и сроками реализации этапов проекта; 9.12.

III этап
Практический

- формирование теоретической базы домашней экономики, математических навыков ведения и контроля семейного бюджета;

1. Презентация на тему «Основные экономические термины являющиеся основой семейного бюджета».

15.12.

2. Урок-лекция: «Правила составления семейного бюджета». 17.12.-22.12.
3. Конкурс «Юные финансисты». 24.12.-29.12.
4. Анкетирование - сбор необходимых данных для математических расчетов. 12.01- 19.01.
5. Заполнение сводных таблиц. 21.01.-26.01.
6. Математическая игра «Потребительская корзина». 2.02. - 4.02.
7. Решение математических задач «Проценты», «Часть от числа». 9.02.-16.02.
8. Презентация «Экономические модели ведения семейного бюджета». 18.02.
9. Анализ полученных результатов, выводы. 25.02.

10. Тестирование «Семейный бюджет».

2.03.- 4.03.
11. Круглый стол - обсуждение проблем, правил ведения и контроля бюджета.
12. Памятки - рекомендации для родителей.
9.03
13. Составление и ведение «Книга учетов» - индивидуальный проект учащихся. 11.03.

IV этап
Заключительный

- обобщение опыта и определение результата практической деятельности педагога

Обсуждение результатов реализации проекта на классном собрании, заседании МО, определение перспектив дальнейшей работы.

25.03

Ожидаемый результат

В ходе реализации проекта планируется достичь следующих результатов:

  1. Активно использовать основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации.
  2. Соизмерять свои потребности и возможности.
  3. Осознавать, что сбережения семьи - это денежные средства, которые могут остаться, если разумно расходовать свои доходы, и могут быть использованы для отдыха всей семьей или приобретения необходимых, вещей.
  4. Применять математические навыки для контроля и ведения семейного бюджета.
  5. Уметь вести и составлять «Книга учетов», понимать необходимость и значимость.

Критерии оценки результатов реализованного социального проекта «Семейный бюджет»:

В ходе реализации проекта были достигнуты следующие результаты:

  1. изучена структура семейного бюджета, основы планирования;
  2. умение систематизировать и анализировать необходимые данные для математических расчетов;
  3. изучены способы математических расчетов для контроля семейного бюджета,
  4. понимание роли математики в проблеме формирования;
  5. составлен индивидуальный дневник ведения контроля семейного бюджета «Учетная книга»;
  6. сделаны выводы для более успешного ведения экономии домашнего хозяйства, рассмотрены рекомендации по экономии средств семейного бюджета.

Выводы:

Разработанный и реализованный социальный проект «Семейный бюджет» доведён до успешного завершения, поставленные цели и задачи достигнуты, соответствуют запланированным результатам; деятельность в рамках проекта дала положительные результаты; возникли перспективы дальнейшего внедрения проекта в следующем учебном году. Совместная учебно-познавательная, творческая и практическая деятельность партнеров проекта была направлена на достижение общего результата.

Работа над проектом помогла нам понять, что такое семейный бюджет, из чего он формируется и в дополнение к этому научиться правильно, распланировать свои расходы, не нанеся вреда семейному бюджету. Не надо быть экономистом или финансистом, чтобы научиться вести бюджет семьи.

В ходе выполнения поставленных задач учащиеся учились находить и анализировать полученную информацию, получать и применять знания, приобретать навыки практической работы, опыт решения реальных проблемных ситуаций. В результате этого мы повышаем финансовую грамотность, учимся экономить и копить. Реализация социально-значимого проекта открыла значительные возможности для планирования бюджета в рамках будущей своей семьи.

Перспективы дальнейшего развития проекта:

Реализованный социально значимый проект «Семейный бюджет» предусматривает дальнейшее развитие в 2021-2022 учебном году. При возобновлении проекта возможны шаги по расширению знаний учащихся.

Литература

  1. Боровков И. Экономика семьи. - М., 2013.
  2. Краткая энциклопедия домашнего хозяйства. / Кочетков А.И. - Москва, 2010.
  3. Семейная экономика. / Симоненко В.Д., Шелепин О.И. - М.: «Вита-Пресс», 2010;
  4. Уроки экономики в школе. / Савицкая Е.В. - М.: «Вита-Пресс», 2012;
  5. Познавательная математика. Математика и мы./ Запольский В.А. - «Вектор», 2017;
  6. http://dic.academic.ru/
  7. http://economsovet.ru/kak-planirovat-semejnyj-byudzhet.html
  8. http://gks.ru/
  9. http://ru.wikipedia.org/
  10. http://ru.wiktionary.org/
  11. http://slovari.yandex.ru/
  12. http://www.about-how.ru/
  13. http://www.family-budget.su/ru/