Новый взгляд и современные подходы в профориентации. Роль начальной школы в профориентации обучающихся

Разделы: Начальная школа

Ключевые слова: профориентация


В настоящее время большую актуальность приобретает вопрос формирования и развития успешной личности, уверенно адаптирующейся к изменяющимся условиям современного мира. Подготовка школьников к обоснованному выбору профессии представляется одной из важных задач школьного обучения и воспитания. Какую же роль выполняет начальная школа в профориентации обучающихся?

С раннего детства в процессе развития ребенок насыщает свое сознание разнообразными представлениями о мире профессий. Он в символической форме пытается проиграть действия водителя, медсестры, учителя и др., основываясь на наблюдениях за взрослыми.

Сегодня видение государством системы профориентационной работы в российских школах отражено в ряде стратегических документов. Некоторые федеральные проекты, входящие в состав нацпроекта «Образование», посвящены ранней профориентации детей и молодежи. Одним из оснований реализации стратегических целей Национального проекта РФ «Образование» является создание новых подходов к профориентации школьников.

Национальный проект РФ «Образование» предусматривает реализацию двух стратегических целей: вхождение России до 2024 г. в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования и воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.

Например, в федеральном проекте «Современная школа» сформулирована задача: к 2024 г. осуществлять реализацию общеобразовательных программ в сетевой форме в 70 % организаций начального, основного и среднего общего образования, что будет способствовать формированию устойчивой профессиональной ориентации школьников.

База к профессиональному самоопределению должна закладываться на стадии конкретно-наглядных представлений о мире профессий еще задолго до подросткового возраста. Поэтому, важное место в профориентационной работе принадлежит младшим школьникам. Учёба выявляет избирательное отношение школьника к разным учебным предметам. У отдельных детей очень рано обнаруживается интерес к некоторым из них, склонность к определенному виду деятельности. Ранняя профориентация детей характеризуется в основном выявлением сферы интересов детей и обогащением этой сферы знаниями о новых профессиях.

Профессиональная ориентация представляет собой систему мер, способствующих профессиональному самоопределению личности, формированию будущего профессионала, умеющего с наибольшей пользой для себя и общества применить свои склонности и способности. Профориентация у учащихся начальных классов, в связи с психологическими особенностями, носит информационно-просветительский характер и осуществляется через учебные предметы, внеурочную деятельность, работу с родителями. Главной задачей в этом возрасте продолжает оставаться познавание мира, однако, способы познания меняются. На первый план выступает произвольное внимание и интеллект, логическое творческое мышление, управляемое воображение и способность обобщать. Основная задача профориентационной работы в начальных классах - расширение кругозора и осведомленности ребенка о профессиях в процессе общения со взрослыми или наблюдения за их работой. Для детей 7-10 лет характерен высокий уровень любознательности. Они с желанием выполняют трудовые поручения, стремятся к активной деятельности.

Особенностью современного младшего школьника является то, что с появлением вычислительной техники, компьютера, телефона, Интернета ребёнком сразу осваиваются сложные уровни технической реальности. Характерная черта нашей жизни - нарастание темпа изменений. Сегодняшним школьникам предстоит: работать по профессиям, которых пока нет, использовать технологии, которые еще не созданы, решать задачи, о которых мы можем лишь догадываться.

На данном этапе развития страны наиболее востребованной является профессия технического инженера.

На заседании Совета по науке и образованию (2018 г.) В.В.Путин призвал рассчитать потребности России в инженерных кадрах на пять-десять лет вперёд и «заглянуть за горизонт».

По словам президента страны, качество инженерных кадров влияет на конкурентоспособность государства и является основой для технологической и экономической независимости.

В связи с тем, что использование роботов в быту, на производстве требует, чтобы пользователи обладали современными знаниями в области управления робототехники, становится необходимым вести популяризацию профессии инженера.

Незаменимую роль в формировании у ребёнка технического мышления и практических навыков играют занятия начальным техническим моделированием (НТМ) в урочной и внеурочной деятельности, которые служат основополагающим фундаментом для дальнейшей производственной деятельности человека.

При подборе форм и методов профориентационной работы, которые в наибольшей степени соответствуют психологическим особенностям младших школьников закладывается основа для профессионального самоопределения ребёнка в будущем.

Профессиональная ориентация на уроках математики осуществляется посредством проведения мини-бесед о профессии, о которой говорится в условии задачи либо при ее решении, а также показываем роль и значимость данного предмета в жизни и деятельности людей.

На уроках русского языка при проведении словарного диктанта, написании изложений, сочинений на тему: «В мире профессий», «Моя будущая профессия», « Профессия моих родителей».

На уроках литературного чтения знания младших школьников пополняются первоначальными представлениями о том, какую роль играет труд в жизни взрослых.

Уроки, на которых дети становятся исследователями и изучают окружающий мир с позиций астронома, географа, историка, археолога или эколога, вызывают у детей живой интерес к предмету и заставляют задуматься детей о своей будущей профессии.

Большую помощь учителю в профориентационной работе оказывают уроки технологии, на которых учащиеся знакомятся с новыми профессиями и способствуют вовлечению детей в инженерное и техническое творчество.

Как во время уроков, так и во внеурочное время школьникам предлагаются профориентационные игры. Занятия по внеурочной деятельности - прекрасная возможность для творчества и фантазии ребят по профориентации. Работая в группах, в парах и индивидуально обучающиеся готовят проекты, выпускают стенгазеты о профессиях, участвуют в конкурсах рисунков, в спортивных соревнованиях. Введение ФГОС в начальной школе позволило предоставить нашим детям широкий спектр кружков, секций, творческих объединений для реализации полученных знаний, умений и навыков в практической социально и личностно значимой деятельности во внеурочное время, т.е. организовать соответствующее пространство для социального и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка. Учителя начальных классов ведут активную работу по реализации образовательных проектов "Точка роста" и «Росатом» через курсы внеурочной деятельности "ПервоЛого" и "Кубороленд", «Мульт-терапия», «Лего-ленд», «Функциональная грамотность», «Малая академия наук», «Умники и умницы», радиоцентр «Голос дети FM». Все детские объединения принимают участие в годовом отчете педагогов дополнительного образования «Город мастеров».

Внеурочная профориентационная работа включает разные направления: экскурсии, классные часы, внеклассные занятия, встречи со специалистами в разных сферах труда, конкурсы, выставки, кружки. Посещая музеи и библиотеки младшие школьники не только приобщаются к миру прекрасного, но и имеют возможность получить информацию о профессии экскурсовода, художника, библиотекаря.

На классных часах и на внеклассных занятиях, в тематических мероприятиях детского общественного движения «Звездная страна» - в рамках Всероссийского движения школьников, в Треках « Орлята России» (Программа развития социальной активности обучающихся начальных классов. Обеспечивает преемственность с Российским движением школьников.)

  • младшие школьники читают стихи о разных профессиях, разгадывают загадки, инсценируют произведения, составляют пословицы о труде, рассказывают о профессиях своих родителей;
  • организуем встречи с родителями, профессионалами в разных сферах труда, а также специалистами ГИБДД, МЧС, КДН, учёными Государственного природного заповедника «Остров Врангеля», работниками библиотек, краеведческого музея, медицинскими работниками. Ребята принимали участие в социальных акциях: «Сбор гуманитарной помощи для воинов СВО, письма, поздравительные открытки с Новым годом, с 23 февраля защитникам Отечества, солдатам СВО», во Всероссийской патриотической акции: «Я будущий избиратель», «Экологический десант», трудовой десант «Сад Победы» (Совместно с жительницей блокадного Ленинграда Самойловой Надеждой Михайловной ребята посадили на окне «Сад Победы»).

Cовременные подходы к профессиональной ориентации школьников рассматривают ее как комплекс средств, направленных на формирование у личности отношения к себе как к субъекту будущей профессиональной деятельности. В связи с этим, учителя начальных классов владеют разнообразными методами и приемами, систематически используют современные технические средства, интерактивные доски, применяют в педагогическом процессе технологии интегративности и информационно-коммуникационные технологии, позволяющие эффективно выстраивать профориентационную работу в начальных классах. Грамотно построенная система профориентационной работы в начальном звене способствует формированию в сознании школьников разнообразных представлений о мире труда и профессий, воспитывает у них бережное отношение к результатам труда, а также понимание значимости труда специалистов для жизни и развития общества. Чем больше профессий будет знакомо ребенку и чем шире его представления о мире профессий, тем меньше ошибок он совершит в дальнейшем в процессе формирования профессионального выбора. И если мы поможем нашим учащимся правильно выбрать свою профессию, то тем самым откроем им дорогу к счастью. Об этом писал ещё великий русский педагог К.Д.Ушинский:"Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само вас отыщет".

Поэтому подводя итог вышесказанному, хочется сказать что конечно начальная школа играет огромную роль в профориентации обучающихся.