Непосредственно образовательная деятельность «Освоение космоса. Планеты Солнечной системы»

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: Планеты Солнечной системы


Программные задачи:

  • Продолжать воспитывать у детей любовь к Родине, уважение и почитание памятных дат нашей истории.
  • Воспитывать чувство гордости и патриотизма за родную страну, которая стала первой в освоении космоса. Дети должны знать имя первого космонавта Земли Ю.А.Гагарина.
  • Обогатить и расширить представления и знания детей о космосе.
  • Расширить словарный запас детей по космической тематике, формировать грамматические навыки речи.
  • Формировать умение использовать в речи разнообразные синтаксические конструкции и виды предложений.
  • Продолжать работу над развитием связной речи: совершенствовать диалогическую и монологическую речь, закреплять умения отвечать на вопросы, пересказывать короткие тексты.

Оборудование:

  • Иллюстрации и плакаты: « Земля из космоса», «Звёздное небо», «Планеты Солнечной системы», портрет первого космонавта Ю.А.Гагарина, портреты космонавтов, «Созвездия», плакаты планет.
  • Глобус.
  • Фонограммы.
  • Рисунки детей.


Ход занятия

1. Воспитатель предлагает детям отправиться в космическое путешествие с целью узнать больше интересного и познавательного о космосе. Для этого дети должны занять свои места на первом космическом корабле - спутнике «Восток». (Дети садятся на лавочки под музыку), командиром космического корабля является воспитатель, так как он будет вести рассказ. Космический корабль к полёту готов, и дети начинают вести обратный отсчёт (от 10 до 1) (Можно использовать запись запуска ракеты со словами Ю.А.Гагарина «Поехали!»).

Воспитатель: Чтобы осуществилась мечта человека о полёте в космос, необходимо было много работать, изучать разные науки, надо было изобрести летательные аппараты, которые могли бы выйти в космос. И вот 4 октября 1957 года прозвучало сообщение из Москвы о запуске первого спутника Земли. Он совершил 1400 оборотов вокруг нашей планеты. Весил всего 83,6 кг и представлял собой шар из алюминиевого сплава диаметром 58 см.

Наука о полётах в космос развивалась, и появилось новое слово - космонавтика.

На втором искусственном спутнике в космос полетело первое живое существо - собака Лайка. Нашими верными помощниками стали собаки: Малышка, Альбина, Белянка, Белка и Стрелка. Для них изготовили специальные скафандры и шлемы.

Воспитатель: Ребята, что такое скафандр?

Дети: Скафандр - это специальный костюм космонавта.

Воспитатель: Отгадайте загадки:

Бродит одиноко
Огненное око.
Всюду, где бывает,
Взглядом согревает. (Солнце).

Ночью по небу гуляю,
Тускло Землю освещаю.
Скучно, скучно мне одной,
А зовут меня … (Луной).

Он не лётчик, не пилот,
Он ведёт не самолёт,
А огромную ракету,
Дети, кто, скажите, это? (космонавт)

Воспитатель: Работа учёных, конструкторов продолжалась, они изобретали мощные ракеты, способные доставлять космические корабли.

И вот 12 апреля 1961 года с космодрома «Байконур» в 9 часов 7 минут утра стартовал космический корабль - спутник «Восток». Его пилотировал Юрий Алексеевич Гагарин. Он был первым человеком, который поднялся в космос и облетел вокруг Земли. Первый космонавт Юрий Алексеевич сделал один виток вокруг Земли со скоростью 28 000 км в час, такую скорость трудно представить на земле. Это космическая скорость. Он находился в полёте 108 минут, то есть 1 час 48 мин.

(Показ портрета Ю.А.Гагарина). Включить аудиозапись песни В.Войновича «Четырнадцать минут до старта» (отрывок). Эту песню и сейчас исполняют космонавты перед полётом в космос.


Я верю, друзья,
Караваны ракет
Помчат нас вперёд
От звезды до звезды.
На пыльных тропинках
Далёких планет
Останутся наши следы.

Можно сказать, что Гагарин был первым космооткрывателем, открывателем Вселенной.

Монтаж стихотворения «Улыбка Гагарина» И.Левченко

Дети:

1.

Я помню, солнце в этот день искрилось:
Какой был удивительный апрель!
И в сердце радость с гордостью светилась:
Из космоса Гагарин прилетел!

2.

Его все по улыбке узнавали -
Такой улыбки не было второй!
Весь мир рукоплескал! Все ликовали:
Гагарин облетел наш шар земной!

3.

С тех пор приблизились неведомые дали,
Осваивают космос корабли…
А начинал - российский славный парень,
Гагарин - первый космонавт Земли!

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что такое космос?

Ответы детей:

Космос - это очень высоко, там, где кончается воздушное пространство Земли и начинается бесконечное космическое пространство. Сюда не залетают птицы. Здесь не могут летать самолёты. Небо здесь совсем чёрное и на нём - и Солнце, и звёзды, и Луна. Воздуха в космосе нет, а есть невесомость.

Проводится короткая физкультминутка: Дети под музыку показывают «состояние невесомости», то есть плавно танцуют, передвигаются по залу.

Воспитатель: Действительно, Вселенная бесконечна, пределов её не знает никто. Вселенная - это миллиарды и миллиарды звёзд, планет, их лун (спутников), огромных газовых облаков, разбросанных в гигантском пустом пространстве.

Звёзды не разбросаны по Вселенной как попало, а образуют группы, называемые галактиками. Солнце, Земля и все остальные тела Солнечной системы это лишь крошечная часть галактики Млечный Путь.

По мнению большинства астрономов, Млечный Путь имеет форму спирали. В ясную безлунную ночь на небе отчётливо видна размытая светлая полоса, пересекающая весь небосвод. Это часть Млечного Пути. Древним людям казалось, что по небу разлито молоко - отсюда и название.

Стихотворение «Млечный Путь» (авт. Римма Алдонина).

1 ребёнок:

Чёрный бархат неба
Звёздами расшит.
Светлая дорожка
По небу бежит.

2-й ребёнок:

От края и до края
Стелется легко,
Как будто кто-то пролил
По небу молоко.

3-й ребёнок:

Так видим мы Галактики
Родной далёкий свет -
Простор для космонавтики
На много тысяч лет.

На протяжении веков люди наблюдали за звёздными узорами в ночном небе - созвездиями. Всего известно 88 созвездий. Многие из них носят имена героев древнегреческих мифов, знаков зодиака. Найти созвездия помогают звёздные карты.

Стихотворение о Большой и Малой медведице (авт. Григорий Кружков)

Дети читают наизусть:

1.

Вот Медведица Большая
Кашу звёздную мешает
Большим ковшом
В котле большом.

2.

А рядом тускло светится
Малая Медведица.
Маленьким ковшичком
Собирает крошечки.

Показ детям карты звёздного неба.

Воспитатель: А теперь поговорим с вами о планетах Солнечной системы. Солнце - это центр нашей Солнечной системы. Оно согревает и освещает планеты, а его мощное тяготение удерживает их на орбитах.

Земля - это третья планета от Солнца и единственная из известных нам планет, на которой существует жизнь .У неё есть только один спутник - Луна. Без Солнца жизнь на Земле невозможна. На Земле есть все условия для жизни : есть воздух и вода. Не будь этого, жизнь на нашей планете не появилась бы.

Все планеты вращаются вокруг Солнца и вокруг своей оси.

Воспитатель: А как называются планеты и сколько их? Вы знаете?

Чтение стихотворения о планетах.

Аркадий Хайт

Планеты
По порядку все планеты
Назовёт любой из нас:
Раз - Меркурий,
Два - Венера,
Три - Земля,
Четыре - Марс.
Пять - Юпитер,
Шесть - Сатурн,
Семь - Уран,
За ним - Нептун.

Можно включить космическую музыку и начать рассказывать о планетах с показом их на иллюстрациях, а иллюстрацию каждой планеты держит ребёнок. Он и рассказывает о своей планете.

Справка: (эти слова говорят дети поочерёдно).

Меркурий - самая близкая к Солнцу планета. Вся её поверхность изрыта огромными вмятинами - кратерами. Их оставили упавшие на планету каменные глыбы, называемые метеоритами.

Венера - почти такого же размера, что и Земля, и находится к нам ближе всех планет. Её хорошо видно с Земли : это самая яркая « звезда» на небе. Температура на поверхности Венеры достигает 480 С.

Марс - это четвёртая планета от Солнца. Учёные надеются найти на ней свидетельства существования жизни, так как миллиарды лет назад условия на Марсе были примерно такими же, как сейчас на Земле.

Четыре планеты Солнечной системы - Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун - состоят в основном из газа. Их называют газовыми гигантами.

Юпитер - самая большая планета Солнечной системы. Она так велика, что все остальные планеты легко поместились бы внутри её. Единственная твёрдая часть Юпитера - это каменное ядро.

Сатурн меньше Юпитера, но всё равно это очень большая газовая планета. Сатурн знаменит своими кольцами, они есть у всех газовых планет, но у Сатурна они шире и ярче, чем у других.

(авт. стихотворения Р.Алдонина)

Сатурн

У каждой планеты есть что-то своё,
Что ярче всего отличает её.
Сатурн непременно узнаешь в лицо -
Его окружает большое кольцо.
Оно не сплошное, из разных полос.
Учёные вот как решили вопрос:
Когда-то давно там замёрзла вода,
И кольца Сатурна из снега и льда.

Самые далёкие от Солнца планеты - Уран, Нептун - внешние планеты. Их трудно исследовать из - за большого расстояния до них.

Уран - это седьмая по счёту планета от Солнца. Она находится от него в 19 раз дальше, чем Земля.

Нептун - самая маленькая из газовых гигантов, но всё равно она в 17 раз больше Земли. В её атмосфере бушуют ураганы и дуют самые сильные ветры во всей Солнечной системе. Их скорость достигает 2000 км в час.

В атмосфере Урана и Нептуна есть газ метан. Он поглощает красный свет и отражает синий, поэтому планеты из космоса кажутся сине-зелёными.

Воспитатель: Не могу вам не рассказать интересный факт, что до 2006 года считалось, что существует 9 планет. Девятая планета называлась Плутон. Плутон был открыт в 1930 году и 76 лет считался планетой.

Это карликовая планета, состоящая из камня и льда. Она считается самой далёкой от Солнца. Имеет необычную крайне вытянутую орбиту. Полный оборот вокруг Солнца Плутон совершает за 248 лет. Такой долгий год на планете. Ось имеет наклон 120 градусов. Почти в 6 раз больше, чем у Земли. Поэтому и перепад температур в зависимости от времени года, гораздо больше.

В 2015 году определили точные размеры планеты. По данным аппарата «Новые Горизонты» диаметр планеты - 2376 километров. По весу небесное тело легче многих спутников. Его масса составляет шестую часть от веса Луны. Поэтому планету Плутон называли карликовой.

Определили требования к планете:

  1. Имеет собственную орбиту и вращается вокруг Солнца.
  2. Она должна быть настолько тяжелой, чтобы силой гравитации обеспечить себе форму в виде сферы.
  3. Планета не может являться спутником другого объекта.
  4. Она расчищает свою орбиту от других небесных тел, кроме собственных спутников.

Плутон отвечает первым двум условиям, а также третьему, ведь у него есть пять спутников. Но он не справляется с последним требованием. Плутон должен захватить силой гравитации остальные объекты на своей орбите. Так как небесных тел много и по массе, размерам они схожи с Плутоном, он вынужден вращаться с ними рядом. В 2006 году Плутон официально лишили статуса планеты.

Дети каждый после своего рассказа строятся поочерёдно в ряд. («Ребёнок - Солнце, ребёнок - планета Меркурий, ребёнок - планета Венера», затем ребёнок - планета Земля и т.д.)

Воспитатель: Решите музыкальную задачу: покажите с помощью движений, как вращаются планеты вокруг солнца.

(После своих рассказов дети под музыку начинают вращаться вокруг Солнца, изображая каждый свою планету).

Проводится игра «Полёт на другую планету».

Воспитатель: Изучение Вселенной и планет Солнечной системы продолжается. Может быть, когда Вы вырастете, будете заниматься изучением космоса. А кто-то из вас, возможно, полетит на Марс. Современный уровень техники позволяет надеяться , что люди отправятся на Марс уже через 20 лет. Правда, один только полёт к Марсу займёт целый год. Если этот эксперимент удастся, то в будущем там можно будет построить постоянно действующую станцию, где кто-то из вас будет работать. И вы прославите нашу страну.

Подведение итогов

Воспитатель:

  1. Назовите, запомнившиеся вам планеты?
  2. Какая планета самая большая? Самая маленькая?
  3. А Луна - это планета или спутник? (Это спутник Земли).
  4. Как зовут первого космонавта, полетевшего в космос?
  5. Какой праздник отмечается в нашей стране 12 апреля?

Воспитатель: Наше космическое путешествие с целью покорения космоса завершено. Мы с вами поняли, что ещё много неизвестного и неизведанного о космосе нам предстоит узнать. Что мы и будем делать в дальнейшем и не остановимся на достигнутом.

Нам пора возвращаться из космоса на нашу прекрасную планету Земля, где есть жизнь, чего нет на других планетах, где есть растения и животные и где так хорошо!

А теперь мы можем выйти из нашей «построенной» ракеты.

Конец занятия.

Использованная литература

  1. Гл.редактор А.Дорофеева/ Наглядно-дидактическое пособие мир в картинках. Космос, 3-7 лет, Москва: Изд-во «Мозаика-СИНТЕЗ», 2014г., Тираж 5000 экз, Заказ №1135;
  2. babyblog.ru Стихи про солнечную систему, планеты и спутники планет;
  3. https://v-kosmose.com/pluton-planeta-solnechnoy-sistemyi/?ysclid=lw39fcpc4k4359927 (о планете Плутон)