Характеристика воображения и особенности его развития у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: дети с нарушением зрения, старшие дошкольники


Интерес к проблеме воображения как психического процесса возник на рубеже XIX-XX вв. (Л.С.Выготский). Особую актуальность приобрели исследования по изучению природы творчества (А.В.Брушлинский, А.Я.Пономарев). В исследовании Л.С.Выготского отмечается, что воображение находится в прямой зависимости от разнообразия прежнего опыта человека, потому что опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии. Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение.

По своим функциональным возможностям воображение напоминает мышление, представляющее собой процесс преобразования имеющихся знаний и порождения новых знаний. По мнению Е.П.Ильина, основное отличие воображения от мышления заключается в том, что воображение актуализируется в ситуациях, характеризующихся неопределенностью, неполнотой и противоречивостью условий. Другая отличительная особенность воображения заключается в относительной свободе от логических правил и условностей. Еще одна отличительная особенность воображения по сравнению с мышлением - более тесная связь с эмоциями и чувствами, эмоции стимулируют работу воображения [16].

По мнению О.М.Дьяченко «воображение - это психический процесс, основанный на самостоятельном создании образов объектов, не существующих в настоящее время, или воспроизведении оригинальной модификации уже имеющегося объекта, явления, нестандартный образ нечто ранее описанного, прочитанного, воспринятого» .

В психологии выделяются следующие виды воображения (Е.П.Ильин, А.Я.Пономарев, Л.И.Шрагина и другие ученые).

Активное воображение - человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы.

Пассивное воображение - образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека [16].

Воссоздающее, или репродуктивное, воображение - этовоображение, которое имеет в своей основе создание максимально приближенного к реальности образа. При воссоздающем, репродуктивном воображении образ предмета или явления создается по его словесному описанию (вербальное воображение). Репродуктивное воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество [28].

При творческом, продуктивном воображении предполагается самостоятельное создание совершенно новых образов без опоры на готовое описание. Оно требует отбора из запасов памяти соответствующих представлений и их реконструкции в соответствии с замыслом. С творческим воображением связано невербальное воображение - это способность фантазирования, связанная с творчеством на основе зрительного представления [28].

Исследуя детское воображение, В.Т.Кудрявцев приходит к выводу, что в своем развитии оно подчинено тем же законам, что восприятие, мышление, память, внимание и речь. С возрастом воображение постепенно становится из пассивного активным, превращаясь из непосредственного в опосредствованное. Основным орудием овладения способами развития воображения со стороны самого ребенка являются чувственное познание действительности и овладение сенсорными эталонами [18].

Рассматривая параметры воображения О.М.Дьяченко, Е.П.Ильин выделяют:

  • силу, характеризующую степень яркости, глубины возникающих у человека образов. Чем отчетливее, чем ярче, эмоциональнее образы, тем сильнее воображение, тусклые и неотчетливые образы - свидетельство слабости воображения;
  • широту воображения, определяющуюся количеством и разнообразием тех образов, которые способен создать человек. Широта воображения зависит от широты представлений об окружающей деятельности. Большое число образов в ходе самостоятельного творчества и в ходе воссоздающего воображения может создать человек, обладающий обширными познаниями в разных областях;
  • беглость воображения - это способность быстро адаптироваться в сложной ситуации и способность к генерированию большого числа идей;
  • гибкость воображения - это способность изменить форму таким образом, чтобы увидеть в нем новые признаки и возможности для использования;
  • оригинальность воображения - это способность продуцировать необычные образы, непохожие на то, что уже было известно;
  • критичность воображения определяется тем, в какой степени образы воссоздающего и творческого воображения, создаваемые человеком, приближены к реальной действительности, оцениваются с точки зрения их правдоподобности или ложности. Критичность воображения определяется возрастом. Обычно воображение детей отличается меньшей критичностью, нежели воображение взрослых.

Обратившись к исследованию О.М.Дьяченко, мы выяснили, что в дошкольном возрасте выделяются два этапа развития воображения.

Первый этап развития воображения относится к возрасту 4-5 лет и характеризуется тем, что уровень творческого воображения ослабевает из-за направленности на усвоение образцов социального поведения, поэтому творческое воображение несколько снижается; аффективное воображение возникает в ситуациях, вызванных реальными переживаниями; познавательное воображение имеет воспроизводящий характер, появляется планирование, но оно распространяется только на следующий шаг, а не на всю цепочку движения [10].

Второй этап развития воображения охватывает период с 6 до 7 лет. Воображение на этом этапе проявляется как свободное оперирование уясненных на предыдущем этапе образцов поведения. Аффективное воображение рассчитано на создание эмоционально важных для ребенка игровых ситуаций и является препятствием негативных переживаний. Проигрывание ситуаций помогает детям побороть страх (например, игра в Бабу-Ягу). При этом происходит обогащение познавательного воображения. Для воображения детей характерны: поиск идеи, создание замысла, выбор средств их воплощения.

Воображаемый образ представляет собой уже не отдельный предмет, а целостную ситуацию (например, ребенок к квадрату дорисовывает кирпич, получается плита, которую поднимает кран на стройке). Планирование получает распространение во всей деятельности, хотя и исправляется в ходе осуществления [10].

У детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения развитие воображения происходит специфически, проявляется в снижении общего количества получаемой извне информации, в изменении ее качества, что снижает силу, широту и критичность воображения.

Обзор специальных исследований по данной тематике (А.Г.Литвак, Л.И.Солнцева) позволил выявить, что особенности воображения у детей с нарушениями зрения связаны со слабой выраженностью мотивационного компонента деятельности, недостаточной подвижностью, инертностью нервных процессов, эмоциональной недостаточностью.

Особо важная роль в компенсации дефектов зрения и обусловленных ими пробелов в чувственном познании принадлежит воссоздающему воображению. При его помощи дети на основе словесных описаний и имеющихся зрительных, осязательных, слуховых и других образов формируют образы объектов, недоступных для непосредственного отражения. Обследуя макеты, модели, рельефные изображения недоступных для осязательного или нарушенного зрительного восприятия объектов, они в своем воображении трансформируют возникающие образы, в результате чего адекватно представляют реально существующие, но не воспринимавшиеся ими непосредственно в натуральном виде предметы (Л.И.Солнцева [36]).

Учеными отмечается, что для воображения детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения характерна недостаточная сила, проявляющиеся в стереотипности, схематичности, условности, подражательности, стремлении к прямым заимствованиям, подмене образов воображения образами памяти.

Согласно данным А.Г.Литвака, ограниченная широта и беглость воображения проявляется в склонности к повторению одних и тех же образов с незначительными модификациями, неумению быстро адаптироваться в ситуации, ограниченно количестве идей. Образы воображения возникают, как правило, на основе очень простых и прямых аналогий. Повторения являются способом преодоления затруднений в репродуцировании образов воображения. Затруднен у детей с нарушениями зрения переход от одного образа к другому из-за их низкой динамичности и пластичности [19].

Отрицательное влияние на развитие творческого воображения у детей с нарушениями зрения оказывает, по мнению В.П.Ермакова, присущая им недостаточная точность предметных образов-представлений, непрочность связей между зрительной и вербальной сферами, недостаточная сформированность произвольной регуляции образной сферы. Детям с нарушениями зрения сложно производить операции комбинирования и перекомбинирования образов представления [11].

Образы представлений неточны, размыты, и при воссоздающем воображении дети, в основном, опираются на неправильные образы; продукты воображения при этом не структурированы, не детализированы, неоригинальны, не критичны. Дошкольники не способны в полном объеме изменять форму объекта так, чтобы выявить в ней нечто новое, что говорит о недостаточной гибкости воображения.

Кроме этого, наблюдается недостаточность развития знаково-символической функции, есть сложности в создании воображаемой ситуации.

Характеризуя воображение детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения, В.П.Ермаков, Г.А.Якунин указывают на снижение его количественной продуктивности в сравнении с нормой, что связано с бедностью и однообразием ассоциативных связей, лежащих в основе продуцирования воображаемых образов [11].

Творческому воображению детей свойственны неустойчивость первоначального замысла, наблюдаются трудности в доведении его до окончательного воплощения, многочисленные соскальзывания на побочные ситуации. Образы часто повторяются, оказываются лишенными единого смыслового стержня - простым механическим соединением различных элементов. Недостаточный уровень осмысленности образов проявляется в снижении способности к антиципации, т.е. к предвидению, опережающему отражению, вероятному прогнозированию.

По мнению Л.И.Солнцевой, творческое воображение при нарушенном зрении из-за отсутствия или недостаточного количества и неполноценности зрительных представлений страдает значительнее, чем воссоздающее, т.к. оно не в состоянии возместить пробелы в чувственном отражении внешнего мира, которые имеются у детей с нарушениями зрения [36].

Таким образом, можно отметить, что воображение детей старшего дошкольного возраста имеет свои особенности развития, которые необходимо учитывать при планировании коррекционно-образовательной работы в ДОУ.

Список литературы

  1. Брушлинский, А.В. Проблемы психологии субъекта / А.В.Брушлинский. - Москва: Институт психологии РАН, 1994. - 109 с. - ISBN 5-201-02163-8. - Текст: непосредственный.
  2. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С.Выготский. - Москва: Педагогика, 1993. - 93 с. - ISBN 5-201-02163-8. - Текст: непосредственный.
  3. Дьяченко, О.М. Воображение дошкольника / О.М.Дьяченко. - Москва: Просвещение, 2008. - 325 с. - ISBN 978-5-86775-551-5. - Текст: непосредственный.
  4. Ермаков, В.П. Основы тифлопедагогики / В.П.Ермакова, Г.А.Якунин. - Москва: Владос, 2000. - 240 с. - ISBN 5-691-00433-6. - Текст: непосредственный.
  5. Ильин, Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности / Е.П.Ильин. - Санкт-Петербург: Питер, 2009. - 448 с. - ISBN 978-5-49807-239-5. - Текст: непосредственный.
  6. Кудрявцев, В.Т. Воображение ребенка: природа и развитие / В.Т.Кудрявцев. - Текст: непосредственный // Психологический журнал. - 2001. - №5. - С. 78-81.
  7. Литвак, А.Г. Тифлопсихология / А.Г.Литвак. - Санкт-Петербург: Каро, 2006. - 324 с. - ISBN 5-89815-675-5. - Текст : непосредственный.
  8. Пономарев, А.Я. Психология творчества / А.Я.Пономарев. - Москва: Педагогика, 1976. - 280 с. - Текст: непосредственный.
  9. Солнцева, Л.И. Тифлопсихология детства / Л.И.Солнцева. - Москва: Полиграф сервис, 2000. - 400 с. - ISBN 5-86388-009-6. - Текст: непосредственный.
  10. Шрагина, Л.И. Логика воображения / Л.И.Шарагина. - Москва: Народное образование, 2001. - 191 с. - ISBN 5-87953-155-4. - Текст: непосредственный.