Открытый урок по литературе "У войны недетское лицо… Дети в годы Великой Отечественной войны"

Разделы: Литература


Цели:

  • познакомить учащихся с лирическим и песенным творчеством поэтов военной и послевоенной поры;
  • расширить представление о Великой Отечественной войне, познакомить учащихся с именами детей – героев Великой Отечественной войны;
  • помочь совершенствовать монологическую речь;
  • развивать познавательные способности учащихся через интеллектуальное  и эмоциональное воздействие поэтических и музыкальных произведений;
  • способствовать расширению кругозора учащихся;
  • пробудить чувство гордости за свою Родину и за людей, которые спасали свою страну;
  • способствовать воспитанию чувства патриотизма, интересу поэтическому и музыкальному творчеству, посвящённому Великой Отечественной войне.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Звучит первый куплет и припев песни «День Победы».

– Всё дальше в прошлое уходит день победы 1945-го года. С каждым годом всё меньше становится живых свидетелей – ветеранов Великой Отечественной войны. И чтобы люди не забыли об ужасах, которые приносит с собой война, писатели, художники, кинематографисты рассказывают в своих работах о тех далёких горьких днях.
Сегодня мы проводим урок “У войны недетское лицо”. (Приложение 3. Слайд 1) Так уж случилось, что наша память о войне и все представления о ней мужские. Это и понятно: ведь воевали в основном мужчины. Но сегодня мы будем говорить о детских судьбах, искорёженных войной. Мы узнаем новое о том, какой ценой далась нашей стране эта победа, о том, что дети во время Великой Отечественной войны наравне с взрослыми защищали Родину от фашистских захватчиков. Мы узнаем имена некоторых детей-героев той войны.

II. Работа над темой урока

А) Словарная работа

– Прежде чем начать наш разговор, поразмышляем над значением таких слов, как война, дети. (Выслушиваются ответы учащихся. Учитель фиксирует их на доске в два столбика.)
– Как вы понимаете значение слова война? (Примерные ответы: это столкновение двух враждующих сторон.) Вот какое определение даётся в толковом словаре. Запишите его в тетради. (Приложение 3. Слайд 2)
– Какие ассоциации у вас связаны с этим словом? (Примерные ответы: страх, боль, ужас, слёзы, потери, смерть.)
– Дайте толкование слову «дети». (Примерные ответы: это маленькие люди; это невзрослые люди.) Запишем определение этого слова из словаря. (Приложение 3. Слайд 3)
– Из этой словарной статьи очень трудно понять, кто же такие дети.  Расскажите, что вас отличает от взрослых, используя только прилагательные. Вы какие?  (Примерные ответы: весёлые, беззаботные, шумные.)
– А зачем нужны дети? (Примерные ответы: приносят радость, продолжают жизнь на земле.)
– Давайте сравним то, что у нас получилось в двух столбиках. Можно ли объединить  эти слова в одну группу, приравнять их друг с другом? (нет) Почему? (Примерные ответы: война – это смерть, а дети – это жизнь.)
Б) Слово учителя.
– Детям  грозных 40-х годов довелось спасать мир. Война – это не только поле боя, но и тыл, оккупация, плен. (Приложение 3. Слайд 4)

–  На фронте дети  защищали Родину, шли в бой с оружием в руках, перевязывали раненых, в тылу стояли у станка, рыли окопы, пахали и сеяли. В оккупации помогали партизанам. Как и взрослые солдаты были военнопленными. Сегодня мы назовём имена и увидим лица некоторых из них.

В) Выразительное чтение

–  (Имя учащегося)  прочитает нам стихотворение С.Михалкова «Десятилетний человек». (Звучит музыка М. Бернеса «Журавли». Демонстрация слайдов с портретами детей-героев Великой Отечественной войны. Приложение 3. Слайды 5, 6, 7, 8, 9, 10)

Г) Доклады (Приложение 1, Приложение 2).

– Такие дети, как этот десятилетний мальчик,  чаще всего становились партизанами. Про судьбы двух детей-партизанов нам расскажут  (Имена детей) (Выступление учеников сопровождается слайдами 11 и 12.)

Д) Словарная работа

– Есть такое выражение: «На войне всегда есть место подвигу». А что значит совершить подвиг? Кто способен совершить подвиг? (Приложение 3. Слайд 13 со значением слова подвиг.)

Е) Выразительное чтение

– Послушаем стихотворение Николая Рыленкова «Баллада о маленьком разведчике» в исполнении (имя ученика). (Выступление учащегося со стихотворением о Лизе Чайкиной)

III. Рефлексия

– Очень часто не подозреваем, насколько мы сильны. Взрослый может струсить, а ребёнок придёт на помощь. Сегодня мы с вами посмотрели на Великую Отечественную войну по-другому. Что нового вы узнали? Что приобрели на уроке?

IV. Итог урока

– Война разрушила мирную жизнь людей, их мечты, надежды. Во время войны человек начинает понимать свою значимость, ощущать необыкновенный душевный подъем, старается сделать все, что только ему по силам, даже если это стоит жизни. Война заставила детей делать то, что не свойственно им по самой природе – убивать. Но дети проявили глубокую человечность, несокрушимую твёрдость и смелость. 

Неугасима память поколений
И память тех, кого мы свято чтим,
Давайте, люди, встанем на мгновенье
И в скорби постоим и помолчим (Приложение 3. Слайд 14).

Минута молчания (звучит метроном)

Звучит песня «День победы».

– Спасибо всем за сегодняшний урок. Выступавшим я ставлю оценки «отлично».

V.Домашнее задание

– Подготовить сообщение о ваших ровесниках, совершивших подвиг на войне.

– И я желаю, чтобы в вашей жизни никогда не было войны, чтобы не было места военным подвигам.