Лес – природное сообщество. Урок окружающего мира в 4–м классе

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Цели:

  • продолжение воспитания бережного отношения и любви к  природе;
  • развитие познавательного интереса, самостоятельности в применении знаний в новой ситуации при формировании представления учащихся о лесе  как природном сообществе;
  • развитие навыков сотрудничества в малых одновозрастных группах.

Задачи: 

  • ознакомить учащихся с разнообразием лесных обитателей;
  • их взаимосвязью, ролью в природе,
  • развивать умение использовать ранее полученные знания,
  • умение рассуждать, выражать свои мысли;
  • развивать коммуникативную компетентность: организовывать работу, распределять задания между участниками группы в соответствии с общей структурой задачи и возможностями участников, осуществлять взаимодействие и взаимоконтроль;
  • работать с разными видами текстов, умение выделять существенную информацию.

Тип урока: проект

ФОПД:  фронтальная, групповая.

МО:  практический, поисковый.

Предварительная работа:  поход в лес.

Планируемый педагогический результат:

Демонстрация учащимися:

  • усвоения предметного материала и возможности его применять на практике;
  • умения,  работая в малой одновозрастной группе, создавать конечный «продукт» – иллюстративный текст, таблицу, схематичный рисунок, объединенных общей темой.

Оборудование:

  • мультимедийная  презентация
  • памятка «Как сравнивать»
  • раздаточный материал: таблица  «Растения леса», «Ярусы леса», «Животные леса», «Грибы».

План урока:

1. Организационный момент
2. Целеполагание
3. Работа над новой темой:
     а) выбор источника исследования
     б) разбиение на группы и распределение ролей внутри них
     в) работа в группах
4. Физминутка
5. Выступление групп. Защита своих работ
6. Раскрытие детьми темы урока
7. Закрепление полученных знаний
8. Подведение итога урока
9. Рефлексия

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

– Здравствуйте, ребята! Рада видеть всех вас.

2. Целеполагание

– Сегодня на уроке мы поговорим о доме. Но не о привычном  нам жилище, а о
многоэтажном доме,  заселенный живыми существами,  который стоит уже не одну тысячу лет и не нуждается в уходе со стороны человека.
– Догадались,  о чем пойдет речь? (Нет)
– Какие живые существа, кроме человека вам известны?  (Растения, животные…)
– Что же является домом для них? (Может быть, лес)
– Почему дом многоэтажный? Ваши версии.
– Сегодня на уроке мы – научные исследователи, которым нужно решить  важную проблему: так что же такое лес, где у леса этажи….

(Хорошо, если дети сами предложат все неизвестные им вопросы о лесе, поставят проблему)

3. Работа над новой темой

а) Выбор источника исследования

– Верно. Ваша задача заключается в составлении небольшого сообщения об этом «доме», но для того, чтобы подготовить его, нам, как исследователям необходимо собрать всю доступную информацию и обработать ее.
– А как собрать  нужную нам информацию? (Источники получения информации)
– Какими  источниками  мы можем воспользоваться? (Слайд 2)
– Итак, прежде чем составить сообщение нужно его подготовить.

б) Разбиение на группы и распределение ролей внутри них

– Предлагаю поработать в группах.  Но для этого потребуется вспомнить правила работы в группе и план действий.  (Слайды 3, 4)

(С помощью жетонов разного цвета ученики разбиваются на группы).

– Распределите роли внутри группы и прикрепите бейджик. (Слайд 5)
– Сейчас каждая исследовательская группа получит конверты с заданием на сравнение.
– А что значит сравнить? (Слайд 6)
– Первой  группе нужно будет  сравнить растения леса по таблице, записать по 3, 4 представителя.
– Вывод о расположении растений  и доказательство в виде аппликации  вы занесете   в сообщение (раздаются таблицы сравнения). (Приложение 1)
– Второй группе  предстоит узнать, как располагаются животные в лесу.
– Для этого нам нужно их  «заселить», а также подумать, почему они  занимают именно эту территорию,  проанализировать и озвучить свой ответ, привести доказательства и показать  выполненную вами работу.
– Результатом вашей работы будут иллюстрированные сообщения. (Приложение 2)
– Третьей группе достались не менее интересные «жители» – грибы. Почему они вошли в отдельную группу, вы  скажете нам, выполнив свое задание.  (Приложение 3)
– Приступаем к работе. В вашем распоряжении 15 минут.

в) Работа в группах

Памятка на доске.

4. Физминутка

На горе стоит лесок
(круговые движения руками)
Он не низок не высок
(сесть, встать, руки вверх)
Удивительная птица подает нам голосок
(глаза и руки вверх, потянуться)
По тропинке два туриста
Шли домой из далека
(ходьба на месте)
Говорят: "Такого свиста, мы не слышали пока"
(плечи поднять)

5. Выступление групп. Защита работ

Выступление третьей группы учитель дополняет необходимой информацией:

– Раньше грибы относили к царству растений, но были ученые, которые доказали, что они имеют сходства и с животным миром, сейчас грибы находятся в отдельной группе, основа их тела – грибница, похожая на паутину, грибы  питаются готовыми органическими веществами, незаменимую роль играют для всех живых существ …

– Какой можем сделать вывод? (И животные, и растения расположены по «лесным этажам» – ярусам)

– Ребята, а ярусы живут каждый своей жизнью обособленно или взаимодействуют с другими, живут сообща?

6. Сообщение темы урока.

– Верно, тема нашего исследования будет звучать так:  «Лес как природное сообщество». (Слайд 7)
– Прочитайте еще раз тему, все слова понятны?
– Итак, узнаем, что такое сообщество.
– Как? (Словарь, разбор слова по составу). (Слайд 8)

7. Закрепление полученных знаний

– Ребята, а как связаны растения и животные? (Растения служат пищей для животных)
– А грибы и растения? Грибы и животные? (Грибы от деревьев берут сахар и крахмал,  а деревья с их помощью всасывают из почвы воду с растворенными в ней солями)
– Как называется такая связь? (Цепь питания)
– Каждой группе предлагаю  составить цепь питания, сложившуюся в наших краях, причем цепи будут «по этажам». Первая группа – верхний этаж, вторая – средний ярус, третья – нижний.

(Работа в группах.  Зачитывают свои ответы)

– Молодцы, а кто скажет,  для чего существует такая связь?
– Представим, что 1 звено из цепи выпало. Что произойдет?  (Слайды 9, 10)
– Чтобы такого не случалось, что нужно делать? (Охранять)
– Каким образом? (Слайды 11, 12, 13)

8. Подведение итога урока

– Итак, коллеги, можем ли мы утверждать, что лес – это природное сообщество?
Почему?
– Сейчас понятно, почему этот дом многоэтажный и не нуждается в уходе со стороны человека?
– Всем спасибо за работу.
– Предлагаю вам заполнить анкету.

9. Рефлексия – анкета  (Приложение 4)