История и обществознание
-
Четыре времени века. Обобщение и систематизация знаний на уроке истории 2003
Не разрозненные факты, а система фактов формирует убеждения, которые, в свою очередь, определяют поведение человека. Поэтому именно систематизация является краеугольным камнем в научном познании и вообще, и в исторической науке в частности. Схема сопоставления изменения общественно-политической ситуации в России со сменой времен года в природе помогает решить данную задачу.
-
Региональный компонент краеведческой работы в современных условиях школы 2003
Надвинувшаяся на Россию угроза национально-культурной деградации активизировала в обществе процесс осознания необходимости серьезного изучения мудрых глубин национальной духовной и материальной культуры и преображение ее на прочной основе народности, гуманизма и патриотизма.
-
Конспект урока истории в 6-м классе 2003
Урок простроен по традиционной сиситеме с элементами развивающего обучения. Используется поисково-исследовательский метод работы, который помогает создать проблемную ситуацию, нацелить учащихся на анализ документов, схем, рисунков.
-
Использование новых информационных технологий (НИТ) на уроках истории на примере повторительно-обобщающего урока-игры в 10-м классе по теме "Тайны мировых цивилизаций" 2003
Урок представляет собой тестовую контрольную работу, выполненную в виде исторической игры, каждый новый слайд которой отражает новый вопрос. Ответы записываются на контрольный листок и в конце урока сдаются учителю для проверки.
-
Обобщающее внеклассное мероприятие "Бизнес-класс" по теме "Экономическое развитие современной цивилизации" 2003
Данное внеклассное мероприятие разработано для учащихся 11-го класса общеобразовательной школы. Рекомендуется для проведения после завершения изучения темы "Экономическое развитие современной цивилизации" по предмету "Обществознание". Цель: используя игровые методы занятия, обобщить знания учащихся по теме.
-
Литературно-краеведческий час "Вечной памятью живы" 2003
Одна из позиций воспитательной работы в школе - воспитание гражданственности. Данное мероприятие наглядно показывает, как пробудить в ребенке патриотизм, как задеть его струны души объединенными силами искусства и краеведения.
-
Учебная игра "Исторический аукцион" 2003
Данная методика ставит целью показать место и роль исторических деятелей в истории Отечества; она призвана расширить понятийный аппарат учащихся.
-
История древнего мира, 5-й класс. Открытый урок. Тема: "Древняя Спарта" 2003
Цели: овладение учащимися основами знаний об историческом пути человечества, его социальном, духовном, нравственном опыте; формирование ценностных ориентаций и убеждений учащихся на основе личностного осмысления опыта истории, восприятии идей гуманизма, уважения прав человека и демократических ценностей, патриотизма и взаимопонимания между народами.
-
Сибирь в XVII в. (с использованием регионального компонента) 2003
Данный материал может быть использован при изучении темы "Народы России в XVII веке" как дополнительный материал о малых народах Сибири.
-
Устный журнал "История развития русского женского костюма" 2003
Историю костюма можно изучать не только на уроках технологии, но и истории, ИЗО, или использовать как внеклассное мероприятие. Ребята попадают на выставку, где показано, как развивался женский костюм со времён Древней Руси до наших дней. Учитель как экскурсовод в занимательной стихотворной форме знакомит посетителей с выставкой. А ребята дают пояснения ключевых слов, с которыми познакомились самостоятельно, проштудировав литературу библиотеки. Полученные знания закрепляются в игре.
-
Интегрированный урок: информатика - история 2003
Интегрированный урок информатика - история в 10-м классе по теме "Обобщающий урок: Русь во времена монголо-татарского нашествия". Педагогическая идея состоит в следующем: продемонстрировать связь между предметами общественного и прикладного циклов; показать разнообразие форм и методов проверки знаний учащихся.
-
Урок-обобщение по теме: "Русь во времена монголо-татарского нашествия", интегрированный урок история - информатика в 10-м классе 2003
Цель урока: показать межпредметную связь уроков гуманитарного и прикладного циклов, на примере изучения темы "Русь во времена монголо-татарского нашествия".
-
Методика проведения игры на уроках истории в системе развивающего обучения 2003
Сегодня одним из ведущих методов современного нетрадиционного урока является игровой. Игра на уроке истории - активная форма учебного занятия, в процессе которой моделируется ситуация прошлого, "оживают" участники событий, возникают альтернативные подходы к оценке проблем прошлого. Знания, приобретаемые в игре, становятся для каждого ученика личностно значимыми, эмоционально окрашенными. Игра создает яркое образно-конкретное представление об изучаемой эпохе.
-
Активные формы обучения 2003
Под активными методами обучения подразумеваются методы, основанные на коммуникациях, объективно возникающих как между учащимися, так и между учениками и учителем. Суть метода заключается в том, что ученик из ведомого превращается в управляющего процессом познания, при этом активно задействуется природная любознательность учащегося, обучение из работы превращается в игру, то есть использование активных методов становится элементом положительной мотивации ученика.
-
Гражданин России 2003
Представлена разработка интегрированного урока по истории России и правоведению. Знакомство с государственной символикой России и республики Тыва.
-
История повседневности в исследованиях старшеклассников (из опыта Вятской гуманитарной гимназии с углубленным изучением английского языка) 2003
Статья посвящена исследованиям гимназистов по истории повседневности. Эта история тех, кто не виден большой историей, это жизнь людей, которые включены в исторический процесс как рядовые участники. Основные темы исследований: история семей, школы, города. Они опираются на материалы архивов, письменную мемуаристку и устные свидетельства. История повседневности помогает гимназиста более адекватно воспринимать исторический процесс, снимается противоречие между историей и жизнью.
-
Ролевая игра с элементами творческой мастерской "На тропе белой смерти" 2003
Урок завершает изучение темы "Социальные нормы и отклоняющееся поведение". Цель первого урока: узнать, что такое наркомания, понять, почему так велика зависимость определенной части общества от страшного зелья; попытаться разобраться в том, что толкает человека на пагубный путь потребления наркотических средств. Цель второго урока - задуматься над тем, что можно сделать для предотвращения проникновения наркотиков в нашу жизнь, создать запрещающие нормы права и сравнить их с действующими статьями УК РФ. Игра является наиболее естественным способом как жизнедеятельности, так и учебной деятельности подростков. Она приближает учебный процесс к реальной жизни, позволяет моделировать отклоняющееся поведение и при этом помогает лучше усвоить правовой материал. Поэтому часть урока отводится ролевой игре.
-
Кризис военно-коммунистической политики 2003
Урок опирается на исследовательскую работу учащейся по краеведению, помогающую успешно усвоить материал, где акцент преподавания переносится с пассивного восприятия материала на активную мыслительную деятельность, способствующую рождению новых идей и решений. Использование исследовательской работы помогает критически осмысливать события и судьбы людей, показывать, что история одной семьи перекликается с судьбой всей страны.
-
Конспект урока по истории Древнего мира в 5-м классе 2003
Целью моей работы был поиск форм и методов обучения, способствующие быстрой адаптации пятиклассников при переходе из начальной школы в среднее звено. На своих уроках я обращаю особое внимание на мотивацию, воспитательный характер обучения и учет индивидуальных особенностей учащихся (разноуровневые задания).
-
Историческая игра "Путешествие в древнегреческую школу" 2003
Методическая разработка может быть использована как на уроках истории, так и во внеурочное время. Развивает у учащихся интерес к предмету, помогает обобщить материал по теме "Культура Древней Греции". Игра построена на игровой, интерактивной методике. Рассчитана на учащихся 6-х классов.
-
Интегрированный урок по литературе по теме "Сказочные богатыри" (Р.Н. и Е.В. Бунеевы "Маленькая дверь в большой мир". 2-й класс, раздел III) 2003
Интегрированный урок литературы, музыки и истории, развивающий творческое воображение учащихся, воспитывающий у них чувство патриотизма.
-
Урок истории, 11-й класс. Новая экономическая политика 2003
В истории нашего государства, нашей страны было много исторических событий и явлений, о которых и сегодня много говорят, спорят, дискутируют. Таким является вопрос и о НЭПе. На уроках истории в 11-х классах мы с учащимися попытались определить, в чем противоречивость НЭПа, его сущность, актуальность и историческая значимость (если есть таковая). Я надеюсь, что в определенной степени нам это сделать удалось.
-
Приложение к авторской программе "История в лицах" (частично) 2003
Данное приложение содержит тезисы, позволяющие организовать разноплановую работу. Как правило, это задание на уровне анализа, сопоставление, обобщение, позволяющие дать толчок дальнейшей работе мысли, способствующей пробуждению и оформлению устойчивого интереса к изучению истории.
-
Наши далекие предки - славяне 2003
Открытый урок "Мы и окружающий мир" в системе РО Л.В. Занкова на тему "Наши далекие предки". Основная цель: установить последовательность основных исторических событий в России в изучаемый период, а также познакомить детей с историей Русской земли, начиная с древнейших времен.
-
Урок истории в 5-м классе по теме "Жизнь египетского вельможи" 2003
Данная статья включает организацию самостоятельной работы учащихся на разных этапах урока с использованием различных методов и приемов.
-
Западная Европа в первой половине ХХ в. Итоговый урок истории в 9-м классе 2003
Урок разработан с целью активизации познавательной активности учащихся через игру, межпредметные связи истории с математикой, физикой, развитие ассоциативного мышления. Данный урок можно провести с применением информационных технологий.
-
Реформы Петра Первого 2003
Представленный урок в свободной форме позволяет обобщить большой пласт ключевого для истории России материала - преобразований Петра Великого. Разноуровневые задания дают возможность всем детям проявить себя и показать свои знания.
-
Сюжетно-ролевая игра "Олимпийские игры в Древней Элладе" 2003
В игровой форме происходит ознакомление учащихся с историей организации и проведения Олимпийских игр в Древней Греции, а также формируется представление о знаменитом спортивном празднике, его культурном значении и вкладе в мировую историю.
-
Русские земли и княжества в XI веке и первой половине XIII вв. 2003
Урок по истории России с элементами лекции, обобщения и ролевой игры.
-
Петр Великий - "чудо" или "чудовище"? Попытка ускоренной модернизации и ее результаты 2003
Урок обобщения и систематизации знаний по разделу "Россия в эпоху петровских преобразований" с использованием проблемных и исследовательских задач и навыков самостоятельной исследовательской деятельности.