Марина Вольфовна Баркова

Место работы:
МОУ СОШ №14, г.Арзамас, Нижегородская обл.
Должность:
учитель русского языка и литературы

Статьи автора

  • "Нам детство изувечила война" (2010 / 2011 учебный год)
    соавтор: Негина Валентина Васильевна

    Патриотическое воспитание и становление гражданственности – одно из важнейших направлений деятельности современной российской школы. Как пробудить в ребёнке чувство любви к Родине? Именно «пробудить», потому что оно есть в каждой душе. Нельзя заставить любить Отечество. Любовь надо воспитывать. Именно это, а также формирование у современной молодёжи важнейших духовно-нравственных ценностей, воспитание чувства гордости за свою страну, свою малую родину явилось целью представленного материала.

  • Интеграция видов искусств при изучении художественных направлений

    Изучение любого произведения может быть всесторонним только в системе художественных направлений. Категория "художественное направление" - одно из сложных теоретико-литературных понятий - усваивается учащимися постепенно и с большим трудом, поэтому необходима систематическая работа над изучением данного материала. Урок "Романтизм и романтика в русской литературе, живописи и музыке" является примером подобной работы.

  • Концепция мира как театрального действия в творчестве поэтов Серебряного века (2004 / 2005 учебный год)
    соавтор: Лоськова Тамара Анатольевна

    Одна из основных функций искусства - анализ состояния мира и человека в нем. Художника интересует как судьба его героев, так и человечество в целом, он мыслит в масштабах истории, соотнося с нею содержание своего произведения. В основе нашей работы - взгляд каждого поэта на мир, выражение духа времени и концепции бытия посредством специфических для литературы средств: сюжета, композиции, словесных образов и способов выражения авторской позиции.

  • Мир природы и мир человека в японских хокку (2009 / 2010 учебный год)
    соавтор: Вершинина Людмила Владимировна

    В работе раскрывается особый способ видения мира, отражённый в японских хокку. Поэты, создающие произведения в этом жанре, изображают жизнь природы и жизнь человека в их нерасторжимом единстве. Хокку помогают нам чувствовать и понимать прекрасное - ведь в природе всё прекрасно.

  • Родословная великого русского поэта А.С. Пушкина в контексте литературы и общей биологии (2008 / 2009 учебный год)
    соавтор: Вершинина Людмила Владимировна

    В статье представлены материалы, содержащие комментарии некоторых литературных произведений великого русского поэта А.С.Пушкина, где есть значимые ссылки на его родословную, подтверждающие интерес самого поэта к этой теме. Кроме того, рассмотрены принципы составления родословных, даны основные термины, особенности генетического анализа родословной А.С. Пушкина.

  • Сонет как вершина поэзии (2005 / 2006 учебный год)
    соавтор: Лоськова Тамара Анатольевна

    Поэзия Серебряного века достаточно сложна для школьного изучения. Авторы этого периода использовали в своём творчестве разнообразные жанры, одним из наиболее популярных был сонет. Статья посвящена изучению своеобразия данной стихотворной формы в поэзии И.Анненского, В.Брюсова, И.Бунина и других мастеров Серебряного века.

  • Сочинение-рассуждение как вид творческого задания ЕГЭ. Формулируем, комментируем, аргументируем. 11-й класс (2011 / 2012 учебный год)

    На уроке подробно объясняется, как строится сочинение-рассуждение – задания части С ЕГЭ по русскому языку. Основанное на тексте Д.С. Лихачева занятие учит находить и формулировать проблему высказывания, комментировать ее, высказывать свое мнение по проблеме и приводить нужные аргументы, пополняя «банк» аргументов из художественной и публицистической литературы.

  • Урок речетворчества. Пейзаж настроения (открытия импрессионизма в литературе, живописи, музыке) (2007 / 2008 учебный год)
    соавтор: Лоськова Тамара Анатольевна

    Занятие направлено на изучение характерных особенностей данного художественного направления и применение учащимися полученных знаний для создания собственных текстов.

  • Экспрессия знаков препинания как особенность поэтического стиля М.И. Цветаевой (2006 / 2007 учебный год)
    соавтор: Лоськова Тамара Анатольевна

    М.И. Цветаева - большой поэт, чей вклад в культуру русского стиха XX века значителен. Судорожные и вместе с тем стремительные ритмы Цветаевой - это ритмы XX столетия, эпохи величайших социальных катаклизмов и грандиозных революционных и военных потрясений. Цель исследования - анализ пунктуационных особенностей поэтического наследия автора, формирование целостного представления о системе знаков препинания, используемых в стихотворениях поэтессы.


Работы учеников

Под руководством автора его учениками на фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио ученика» были представлены следующие работы:

  • Путешествия А.С. Пушкина по Нижегородскому краю

    В данной работе представлена информация о том, куда и с какой целью совершал поездки А.С. Пушкин по Нижегородскому краю. К материалу прилагается карта Нижегородской губернии. Текст сопровождается виртуальной экскурсией "Арзамас пушкинской поры".

  • Арзамасские монастыри

    В данной работе представлена информация о городе Арзамасе Нижегородской обл., об истории мужских и женских арзамасских монастырей, о правительственных реформах по развитию православия в России.

  • Русь раздольная. Современные иллюстрации к поэме Н.В. Гоголя "Мёртвые души"

    В работе анализируются литературные приемы Н.В. Гоголя, связанные с темой Руси (русское богатырство, сравнение Руси с песней, стихии пословиц и народного смеха и др.).

  • Виртуальная экскурсия по Мамаеву кургану

    Представленный нами проект посвящен знаменательной дате в истории России — победе нашего народа в Великой Отечественной войне. В основе нашего проекта мысль о том, что стойкость и мужество защитников Сталинграда и, в частности, Мамаева кургана, навсегда останутся в истории нашей страны как пример для молодого поколения.

  • Виртуальная экскурсия «Арзамас — город Гайдара»

    Виртуальная экскурсия может быть использована учителями литературы на уроках изучения жизни и творчества Аркадия Петровича Гайдара или во внеурочной деятельности, а также для самостоятельного просмотра учащимися. Особенно актуальна эта экскурсия при изучении повести «Школа», так как основные события, в которых участвует главный герой Борис Гориков, происходят именно в Арзамасе.