Наталья Евгеньевна Бархинцева

Место работы:
ГБОУ СОШ № 880, г. Москва
Должность:
учитель истории и обществознания

Статьи автора

  • Авторская программа курса "История и культура Древней Греции" (2010 / 2011 учебный год)

    Автор в работе воссоздает на доступном для школьников уровне событийную историю. Знакомит учащихся с понятийным аппаратом научного исторического знания. Формирует у них достаточно ясное представление о существенных аспектах рабовладельческих отношений в разных регионах мира на этапе их складывания, расцвета и разложения.

  • Великие географические открытия (2009 / 2010 учебный год)

    Благодаря стремлению к новому древний классический мир расширился со Средиземноморского региона, постепенно привлекая новые культуры и цивилизации. Этот урок посвящен Великим географическим открытиям середины XV – середины XVII века.

  • Игра-викторина по теме "Растим патриотов России" (2013 / 2014 учебный год)

    Представленная разработка игры-викторины может быть использована на школьных мероприятиях, уроках мужества, классных часах, посвящённых воспитанию гражданственности, патриотизма и любви к своей Родине. Предназначена для школьников, учителей и тех, кто интересуется историей своей страны.

  • Игровая деятельность в обучении (2007 / 2008 учебный год)

    Дидактическая игра является одной из уникальных форм, позволяющих сделать интересной и увлекательной не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению материала, которые осуществляются в рамках воспроизводящего и преобразующего уровней познавательной деятельности в усвоение фактов, дат, имен и др. Занимательность условного мира игры делает положительно окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению исторической информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка.

  • Классный час "Крымская война 1853–1856. Оборона Севастополя" (2014 / 2015 учебный год)

    Представленная методическая разработка классного часа сможет оказать большую помощь учителям, классным руководителям и всем педагогическим работникам в подготовке, организации и проведении мероприятий гражданско-патриотической направленности, нацеленных на расширение и углубление знаний учащихся о своей Родине. Материал позволит в увлекательной, занимательной форме разносторонне узнать о судьбе своей страны, проверить полноту и прочность уже полученных знаний о ней.

  • Межгрупповые отношения (2007 / 2008 учебный год)

    Необходимость выделения области межгрупповых отношений диктуется усложнением общественной жизни, где межгрупповые отношения оказываются непосредственной ареной сложных этнических, классовых и других конфликтов. Межгрупповые отношения - это социально психологические отношения групп друг к другу как к элементам социальной системы, в которую они входят; это субъективная оценка группами социально-психологических отношений друг к другу в соответствии со степенью их воспринимаемого вклада в изменение событий социальной системы, в которой эти группы являются элементами.

  • Повторительно-обобщающий урок по теме "Греко-персидские войны" (2011 / 2012 учебный год)

    Повторительно-обобщающий урок позволяет в активной, игровой форме обобщить и систематизировать знания учащихся по очень интересному, занимательному, завораживающему и героическому периоду древнегреческой истории.

  • Повторительно-обобщающий урок по теме "Древняя Индия и Древний Китай" (2013 / 2014 учебный год)

    Данный урок проводится для подведения итогов по изучению раздела "Древнейшие государства Индии и Китая". По аналогии можно подготовить итоговые или повторительно-обобщающие уроки по всем темам и для всех классов, усложняя содержание и задания в зависимости от возрастной группы.

  • Повторительно-обобщающий урок по теме "Русь XII–XV вв." (2011 / 2012 учебный год)

    Повторительно-обобщающий урок позволяет в активной, игровой форме обобщить и систематизировать знания учащихся по важному периоду русской истории.

  • Самостоятельная творческая познавательная деятельность учащихся (2007 / 2008 учебный год)

    В статье будет рассмотрена одна из сторон этой темы - творческая деятельность на уроке, степень ее самостоятельности; таким образом из предмета исследования будет исключена художественная творческая деятельность и другие аспекты темы.

  • Социалисты-утописты XVIII–XIX вв. (2009 / 2010 учебный год)

    Глубокие изменения в европейском обществе шли рука об руку с переменами во взглядах и представлениях людей. Философы, а затем и социологи выдвинули ряд теорий, давших новый взгляд на процессы и явления общественной жизни. В данной статье мы остановимся на некоторых направлениях развития социологии в Новое время.

  • Сценарий древнегреческого мифа "Геракл и золотые яблоки Гесперид" (2008 / 2009 учебный год)

    Предложенная разработка древнегреческого мифа "Геракл и золотые яблоки Гесперид" была придумана и поставлена учащимися 6-го "А" класса ГОУ СОШ № 551 с этнокультурным (греческим) компонентом образования в 2007-2008 учебном году. Думается, что ученикам удалось не только отразить особенности своего личностного восприятия далекого прошлого, но и верно уловить специфические черты, присущие мифологически-историческим персонажам. Данная инсценировка, представляя собой очень удачное сочетание знаний, интереса, фантазии и творчества, в свою очередь, может явиться ярким импульсом к самостоятельному историческому, литературному и искусствоведческому творчеству школьников. Предложенная инсценировка может быть использована на уроке истории в 5-м классе, посвященном древнегреческой мифологии.

  • Тема урока: "Духовенство". 6-й класс (2012 / 2013 учебный год)

    Урок знакомит учащихся с историей католической церкви в эпоху Средневековья, когда господство церкви и христианской религии определило образ жизни средневекового человека, социальные границы общества, развитие науки, культуры и искусства.

  • Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс (2006 / 2007 учебный год)

    Данные методические разработки для школьного исторического образования дают возможность преодолеть некоторую замкнутость при изучении тем "Жизнь и быт египтян" и "Религиозные верования древних египтян" в 5-м классе. Материал, представленный в данной статье и предлагаемый учителю на урок, может использоваться также и как дополнительный или вставной, в связи с этим задачи, факты, понятия и теоретические положения даются как дополнительные к тем, которые предложит учитель при подготовке к уроку по основному содержанию.

  • Тема урока: "Рим эпохи царей" (2006 / 2007 учебный год)

    В данной статье представлен конспект урока в 5-м классе по теме "Рим эпохи царей". Данный урок представляет собой лабораторную работу, на которой учащиеся учатся самостоятельно работать с историческими документами (в качестве документов для рассмотрения процесса становления государства в Риме предлагаются отрывки из Тита Ливия и Дионисия Галикарнасского), изучая и систематизируя почти без помощи учителя, новый материал, а также получают навыки воспроизведения письменного и устного, своего исторического исследования.

  • Формирование понятий в процессе обучения (2006 / 2007 учебный год)

    Проблема формирования понятий в процессе обучения школьников является одной из составляющих целого комплекса проблем, связанных с формированием мышления. В задачи данной статьи входят определение места данной проблемы в современной науке, выделение основных подходов к ее решению и раскрытие их сути, выделение основных стадий и этапов формирования понятий, выделяемых на основе знаний о специфике детского мышления и учета возрастных особенностей психики.

  • Формирование целостной картины мира и ценного духовного опыта подрастающего поколения средствами курса ОРКСЭ (2014 / 2015 учебный год)

    Статья представляет собой краткое содержание речи выступления на окружной конференции городского методического центра «Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся средствами комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».

  • Человек среди людей. Товарищество и дружба (2009 / 2010 учебный год)

    Люди нуждаются в доброжелательных, тесных и продолжительных отношениях. Это отношения товарищества и дружбы. Такие отношения дают людям почувствовать, что они нужны друг другу, что они могут надеяться на помощь, поддержку, сочувствие, сопереживание другого человека. Но тождественны ли эти понятия? Именно этой проблеме и посвящен данный урок.


Работы учеников

Под руководством автора его учениками на фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио ученика» были представлены следующие работы:

  • Цивилизация Минойского Крита

    Статья посвящена крупнейшему центру мировых цивилизаций 3000-1500 гг. до н.э. В ней рассказывается о причинах, условиях и ходе становления минойской цивилизации. Раскрываются особенности религиозного мировоззрения, государственного устройства, культуры и быта цивилизации Древнего Крита. Материал оформлен в виде схем, таблиц, карт и иллюстративного материала.

  • Микенская цивилизация

    Статья посвящена крупнейшему центру мировых цивилизаций 3000-1500 гг. до н.э. В ней рассказывается о причинах, условиях и ходе становления микенской цивилизации. Раскрываются особенности религиозного мировоззрения, государственного устройства, культуры и быта цивилизации Балканской Греции. Материал оформлен в виде схем, таблиц, карт и иллюстративного материала. Поэтому, на наш взгляд, она может оказать реальную помощь как в подготовке, так и в проведении уроков.

  • Гомеровский (предполисный) период. Разложение родовых отношений и создание предпосылок полисного строя XI — IX вв. до н.э.

    В работе рассмотрены особенности социально-экономического развития, гомеровский полис, имущественное и социальное расслоение и другие вопросы.

  • Экономика Греции в V-VI вв. до н.э.

    В работе рассмотрены общие особенности греческой экономики, положение в сельском хозяйстве, развитие ремесел, торговли. Материал оформлен в виде схем, таблиц, карт и цветных иллюстраций. Он может оказать реальную помощь как в подготовке, так и в проведении уроков.

  • Формирование полисного строя в Аттике

    Работа выполнена в форме презентации. В ней рассмотрены вопросы: Афины в VIII–VII вв.до н.э.; реформы Солона; формирование основ афинской демократии; тирания Писистрата и Писистратидов в Афинах (560-510 гг. до н.э.); законодательство Клисфена; организация полисной демократии.

  • Архаическая Греция VIII-VI вв. до н. э. Социально-экономическое развитие Греции. Великая греческая колонизация

    Работа выполнена в форме презентации, в ней рассмотрены: социальная структура греческого общества; ранняя, или старшая, тирания; Великая греческая колонизация; рождение новой греческой культуры.

  • Введение в историю Древней Греции

    Место античной эпохи в истории человечества и в истории Европы совершенно уникально, т.к. древнегреческая цивилизация является фундаментом, на котором зиждется вся последующая история этого социокультурного региона. Вклад Греции в историческое развитие человечества огромен. В данной статье ставится задача наметить основные пути при дальнейшем изучении истории Древней Греции. Материал изложен в виде схем, таблиц, карт и иллюстративного материала.

  • Греческий полис как социально-политический организм

    Архаический период VIII-VI вв. до н.э. был временем формирования социально-расчленённого общества и государства в форме полисного строя. Это был новый путь развития, отличный от того пути, которым шли в своё время древневосточные общества и древнейшие греческие государственные образования II тысячелетия до н.э. Каковы же особенности этого нового пути? Именно на этот вопрос отвечает данная работа, материал которой очень удобен для объяснения и понимания, так как изложен в виде схем, таблиц, карт.

  • Социальная структура греческого общества

    Работа выполнена в виде презентации. В ней рассказывается о том, как экономика, сложившаяся в Древней Греции в V-IV вв. до н. э., повлияла на характер социальной структуры греческого общества. Распространение трудоёмких сельскохозяйственных отраслей и их частичная ориентация на рынок, развитие ремесленного производства и товарно-денежного обращения вовлекали в новые трудовые операции определённые группы населения, меняя общество и всю его социальную структуру.

  • Греко-персидские войны

    Греко-персидские войны (500-449 гг. до н.э.) — это военные конфликты между Ахеменидской Персией и греческими городами-государствами, отстаивавшими свою независимость. В результате греко-персидских войн была остановлена территориальная экспансия империи Ахеменидов, а древнегреческая цивилизация вступила в полосу расцвета и своих высших культурных достижений. Для более легкого и быстрого усвоения и понимания материал изложен в виде схем, таблиц, логических цепочек, карт.

  • Пелопоннес в VIII–VI вв. до н.э

    В работе рассматриваются общие условия развития Пелопоннеса, разделение на Северный и Южный Пелопоннес, появление на политической и исторической арене Древней Эллады таких полисов как Коринф, Спарта, Секион, Мегары. Материал статьи оформлен в виде схем, таблиц, карт иллюстративного материала, что способствует большей наглядности и легкости в усвоении материала. Предложенная работа может быть использовать на уроках истории в 5-м и 11-м классах.

  • Гомеровский вопрос

    Гомеровский вопрос — это совокупность проблем, относящихся к личности Гомера и авторству приписываемых ему поэм "Илиада" и "Одиссея", шире — это совокупность проблем, касающихся происхождения и развития древнегреческого эпоса. Данному кругу вопросов и посвящена наша работа.

  • Исследовательский проект по Древней Греции

    Поурочное методическое пособие по курсу "История и культура Древней Греции". Содержит большой историко-познавательный материал, который излагается в виде схем, таблиц, диаграмм, рисунков.

  • Эссе по музееведению

    В этой работе мы представляем вашему вниманию описание древнеегипетского зала ГМИИ им. А.С. Пушкина. Мы хотим рассказать об уникальных методах расстановки экспонатов, дизайне экспозиции.

  • Луна и Солнце

    В рассказе повествуется о сложностях жизни современного подростка. Современные тинейджеры страдают из-за нехватки общения, которое они хотят найти в Интернете. Но Интернет делает далекими близких людей. Поэтому в моем рассказе жизнь напоминает главной героине, что судьба может оказаться где-то совсем рядом и искать ее надо в реальном, а не в виртуальном мире.

  • Экскурсия по Стамбулу

    Работа включает в себя реферат и презентацию. Главной целью работы является ознакомление читателя с историей и культурой турецкого города Стамбула. Вам предоставляется возможность узнать, как Константинополь превратился в Стамбул и как культура Константинополя нашла свое отражение в Стамбуле.

  • Древнеегипетский костюм

    В данном проекте разработаны и представлены костюмы царицы и фараона Древнего Египта. Работа состоит из двух разделов: теоретического и практического. Теоретическая часть освещает историю одежды, искусство орнамента и аксессуаров древних египтян. В практическом разделе показана последовательность работы над костюмами фараона и царицы. Данный материал может быть полезен учителям истории, изобразительного искусства, МХК и педагогам, занимающимся с детьми художественным творчеством.

  • Социальный статус личности

    Данная разработка предназначена для изучения в 11-м классе (профильный уровень) по программе и учебнику Л.Н. Боголюбова. Она поможет познакомить учащихся с понятиями социальный статус (предписанный и приобретённый), престиж, авторитет, социальные роли, социальная адаптация и её виды, социальные гарантии. Поможет учащимся проследить логические связи между данными понятиями.

  • Средневековая картина мира

    В работе представлен конспект урока с презентацией по теме "Средневековая картина мира", которые объясняют, как виделся мир человеку эпохи "темных" веков, раскрывают сущность "средневекового мировоззрения", показывают его особенности, только ему присущие черты. Показывают сходство и различия средневекового мировоззрения с античным и современным взглядом на мир.