Наталья Александровна Зайцева

Место работы:
Стабенская МСОШ Смоленского района Смоленской области
Должность:
учитель русского языка и литературы

Статьи автора

  • Подготовка к сочинению-рассуждению в 6-м классе. Работа с текстом по теме "Имя существительное" (2009 / 2010 учебный год)

    Работа в группах по подготовке к сочинению-рассуждению идёт на примере разных текстов одной тематики и стилистической принадлежности и направлена на собирание материала к написанию сочинения. Групповая работа направлена на решение общей задачи и воспитывает ответственность каждого за конечный результат.

  • Прямая речь и ее замена косвенной, 7-й класс (2008 / 2009 учебный год)

    Урок в 7-м классе по системе Л.В. Занкова, рассчитанный на 2 часа, представляет собой исследовательскую и практическую деятельность. Групповая (парная) форма работа помогает активнее воспринимать тему. Во время занятия ученики самостоятельно изучают теоретический материал, закрепляя его в ходе парной самостоятельной работы. Предложения для исправления ошибок предупреждают появление речевых недочётов в сочинениях и других письменных работах.

  • Символизм ранних произведений А.А.Блока. 11-й класс (2005 / 2006 учебный год)

    На данном уроке литературы в 11-м классе ученики расширяют представление о символизме как литературном течении ХХ века, учатся понимать значение символов и находить их многозначность и многоплановость. Урок такого типа помогает ученикам проникнуть в "душу" стихотворения, так как предполагает напряженную работу дома по подготовке к анализу стихотворения. В ходе урока ученики наблюдают, как через символы, язык трансформируется образ Прекрасной Дамы в образ обыкновенной земной женщины, как постепенно поэт расстается с символизмом и становится на путь реализма.

  • Урок литературы в 5-м классе по теме: «"Восприятие, истолкование и анализ стихотворения И. Северянина "В парке плакала девочка"» (2004 / 2005 учебный год)

    Задача урока - научить ребят анализировать поэтический текст с точки зрения языка и содержания, показать выразительную функцию инверсии, многосоюзия, научить адекватно понимать поэтический текст, давать свое истолкование прочитанному, воспитывать умение сопереживать, развивать творческие способности учеников, устную и письменную речь.

  • Урок литературы в 6-м классе. Урок-игра по теме "Древнерусская литература. Летописи" (2007 / 2008 учебный год)

    Урок закрепления изученного по древнерусской литературе в 6-м классе в форме групповой работы позволяет активизировать всех участников учебного процесса, учит работать коллективно, выдвигая версии, выбирая единственную и защищая точку зрения своей группы. Разнообразные творческие задания вызывают интерес у учащихся и стимулируют их к выполнению нетрадиционных форм работы.

  • Урок-мастерская в 6-м классе по теме: "Краткость и изобразительность миниатюр М.М. Пришвина" (2006 / 2007 учебный год)

    На уроке развития речи учитель пытается активизировать творческие способности всех учеников, учитывая их индивидуальные возможности, эмоциональные особенности. Вся работа проводится с опорой на миниатюры Пришвина. Учащиеся, анализируя одну из миниатюр, пытаются создать свои, что пробуждает интерес к процессу обучения. Работа идёт от простого к сложному и вызывает интерес у учащихся.


Работы учеников

Под руководством автора его учениками на фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио ученика» были представлены следующие работы:

  • Портрет, интерьер, речь как средства характеристики персонажа (по поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души")

    В работе рассматривается, как при помощи деталей портрета, речи, интерьера раскрывается характер Собакевича; как через индивидуальные особенности создается типичный образ персонажа.

  • Психологизм романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» (на примере отдельных сцен)

    На примере отдельных сцен главы "Бэла" показано, в чем проявляется психологизм всего произведения, как при помощи различных лексических средств (многозначности слов, градации, авторских ремарок, инверсий, особенности композиции) автор создает психологический портрет главного героя.

  • Эмоциональный настрой и способы выражения основной мысли в первой части рассказа Л.Андреева "Кусака"

    В своей работе методом медленного чтения ученица пытается определить эмоциональный настрой произведения, способы выражения основной мысли и авторской позиции.

  • Анализ эпизода из повести А.С. Пушкина "Метель"

    Используя метод медленного чтения, автор работы пытается связать основную мысль повести с психологизмом повествования. Она останавливается на роли пейзажа в раскрытии авторского замысла и авторского отношения к героям. Ученица показывает связь названия повести, эпиграфа с основной мыслью. Через анализ данного эпизода ученица раскрывает основную мысль произведения.

  • "Кладовая солнца" М.М. Пришвина как сказка

    В своей работе ученица пыталась доказать, что произведение М.М. Пришвина "Кладовая солнца" можно назвать сказкой. Она опиралась на традиционную схему сказки, на наличие обязательных сказочных элементов в русских народных сказках и в произведении Пришвина.

  • Человек в бездушном мире (по рассказу А.П. Чехова "Тоска")

    Был использован прием медленного прочтения рассказа Чехова "Тоска" с целью выявить философско-психологические проблемы рассказа, его актуальность, художественные особенности в исследовании духовного мира личности. Рассматривается художественное мастерство Чехова в изображении оскудения духовного мира человека: психологические детали, параллелизм, пейзаж, особенности композиции.

  • Народно-поэтическое и религиозное в образе Катерины, героини пьесы А.Н. Островского "Гроза" (на примере двух монологов)

    В своей работе автор попыталась на примере двух самых ярких монологов Катерины рассмотреть истоки её народно-поэтического и религиозного сознания. Внимание обращалось на то, как через систему образов, через речь героини А.Н. Островский передаёт психологическое состояние Катерины, связывая его с её религиозностью и патриархальностью. Это позволило автору выяснить трагедию Катерины.

  • Образ праведника в рассказе И.С. Тургенева "Живые мощи"

    Методом медленного прочтения мне удалось проникнуть в смысл рассказа. Работа помогла мне создать незабываемый образ Лукерьи. Особенно этому способствовала композиция, работа со словарем и языковые средства. Я увидел, как постепенно автор создает образ праведника, на котором держалась и держится Русь.

  • Анализ рассказа Ю.Яковлева "Рыцарь Вася"

    Внешняя и внутренняя красота, одиночество среди людей, истинные герои и "примазавшиеся", скромность и нахальство – с такими проблемами можно столкнуться в рассказе Ю.Яковлева "Рыцарь Вася". Быть внимательным к окружающим, чтобы уметь рассмотреть за внешней неказистостью богатую душу, – вот к чему призывает автор.

  • Нравственные проблемы рассказов Б.Екимова "Ночь исцеления" и "Родня"

    Безразличие и гуманное отношение к старости, равнодушие и милосердие – такую проблему рассматривает Б.Екимов в своих рассказах. Анализ "вслед за автором", проведённый ученицей, помогает раскрыть эту проблему и показать отношение молодого поколения к данному вопросу. Автор работы попыталась проследить столкновение двух жизненных позиций и показать, как решается проблема выбора героями.

  • Сделать верный выбор. Ответственность человека за выбранную линию поведения (по рассказу А.Грина "Победитель")

    Методом медленного прочтения и анализом кульминационной сцены автор раскрывает идею рассказа А.Грина "Победитель": самая важная победа – победа над своими слабостями, эгоизмом и завистью. Автор показывает, что от сделанного выбора зависит судьба всех окружающих тебя людей. Главное в жизни – жить в согласии со своей совестью.

  • След войны в рассказах Ф.Абрамова «Материнское сердце» и Н.Семёновой «Семь мисок, семь ложек»

    Анализируя произведения Ф.Абрамова "Материнское сердце" и Н.Семёновой "Семь мисок, семь ложек", автор смогла прикоснуться к теме исторической памяти через образы матерей и показать след, оставленный войной в сердцах русских женщин. Анализируя психологическое состояние главных героинь рассказов, писатели показывают нам вечную боль матерей за своих детей и передать чувство ответственности матери за все, что происходит с ее ребенком.

  • Рассказ-предупреждение Р.Брэдбери "Улыбка"

    Методом анализа "вслед за автором" и разбором ключевых сцен, опираясь на заглавие рассказа, ученица показывает противоречия между заглавием и содержанием, выделяя основную мысль, заложенную в заголовке. Лексическая работа над словами "праздник" и "цивилизация" помогает автору выявить парадоксальное отношение к этим понятиям в фантастическом рассказе и показать, как парадокс помогает раскрыть идею произведения.

  • Изображение катастрофичности мира в рассказе И.Бунина "Господин из Сан-Франциско"

    Анализируя отдельные эпизоды рассказа И.Бунина "Господин из Сан-Франциско", автор работы приходит к выводу, что мысль о катастрофичности мира и корабля "Атлантиды" заложена уже в начале произведения. Особое внимание обращает автор работы на лексическое значение слов, через которые раскрывается идея произведения. Автор работы показывает взаимосвязь идеи, композиции и всех образов рассказа.

  • Изображение двух миров как средство раскрытия основной мысли произведения (по рассказу А.П. Платонова "Юшка")

    Анализ отдельных сцен рассказа помогает увидеть два мира и понять причину их сопоставления: утверждение добра и вечных нравственных ценностей. Использование писателем парадокса и зеркальной композиции показывает преимущество мира Юшки над миром зла односельчан. Необходимость Юшки в наш суровый век, необходимость добра – вот основная мысль рассказа.

  • Образ эпохи и Ивана Грозного в балладе А.К. Толстого "Василий Шибанов"

    В работе сделан подробный анализ баллады А.К. Толстого, сделать который помогло знакомство с историей правления Ивана Грозного. Столкновение патриотизма и предательства, жестокости и верности показано на примере образов Курбского и Василия Шибанова. Анализ баллады помог увидеть превосходство простого стремянного Шибанова перед боярином Курбским и доказать основную мысль баллады: истинным патриотом является человек из народа.

  • Жизнь, прожитая впустую (по рассказу А.П. Чехова "Горе")

    Переоценка ценностей, оценка собственной жизни, невозможность начать жизнь сначала, с белого листа, позднее раскаяние, которого может не услышать близкий человек, — такова проблематика рассказа А.П. Чехова "Горе". Ответственность перед своей совестью за свою жизнь и жизнь близкого человека, жизнь впустую и наполненная смыслом — это вечные нравственные вопросы, поднимаемые в рассказе А.П. Чехова.

  • Нравственные уроки рассказа Олега Кибитова "Пара шерстяных носков"

    Память человеческая, мудрость старости и эгоизм молодости, благодарность и равнодушие, умение почувствовать в опеке заботу и ответственность за себя, за близкого человека. Автор рассказа открывает нам душу бабушки, ее повседневные заботы о внуке, ее боль от равнодушия. Душевность рассказа О.Кибитова не оставляет равнодушным читателя и заставляет по-новому оценить свои поступки.

  • Победа нравственности в человеке. Гимн доброте, порядочности и благородству в рассказе А.Грина "Зелёная лампа"

    Добро и зло в человеке и вокруг него, преступное равнодушие и откровенный цинизм, развращенное богатство и человечность бедняка — вот те нравственные категории, которые сталкиваются в рассказе А.Грина "Зелёная лампа". Попытка решить вечные нравственные проблемы на примере обыденной ситуации, заставить задуматься об ответственности за последствия своих действий, проникнуться сочувствием к другому человеку — вот что могла увидеть ученица, работая над рассказом А.Грина "Зелёная лампа".

  • Боль и трагедия поколений (по рассказам О.Ермакова "Жёлтая гора", "Н-ская часть провела учения")

    Историческая память, память поколений, переосмысление событий Афганской войны, отношение к тем событиям участников — тема рассказов О.Ермакова. Простота речи, отсутствие выразительной описательности, но душевная боль за каждой строкой слышна в рассказах участника непростой войны в Афганистане. Преступное равнодушие к участникам войны и погибшим в Афганистане заставляет автора кричать о несправедливо забытых. Рассказы обращены к молодому поколению, которое должно знать, понимать и верно оценивать историю своего государства.

  • "Чудики" в рассказе В.Шукшина "Бессовестные"

    Проблему одиноких стариков и неблагодарности детей поднимает В.Шукшин в своем рассказе. Главным героем является старость, не старики, а именно старость, одинокая, желающая тепла, ищущая родственную душу, чтобы скрасить своё старое сиротство. Кто имеет право судить другого человека? Не обернётся ли чужое мнение, чужой суд, несчастьем? Стыдно ли желать в старости быть счастливым? Кто бессовестный: старики или дети, забывшие о своих родителях? Эти "вечные" нравственные вопросы волнуют В.Шукшина.

  • Русские богатыри в рассказе Л.Соболева "Батальон четверых"

    Война и героизм, проблема выбора жизни и смерти, истинный гуманизм и отвага, героизм в обыденном – вот те вопросы, которые поднимает автор в своем произведении. Этот рассказ раскрывает русский национальный характер, твёрдый, несгибаемый, богатырский, великодушный. Образ новых русских богатырей, рождённых Великой Отечественной войной, встаёт со страниц рассказа.

  • Тема благодарности в рассказе Ю.Бондарева "Простите нас!"

    На примере рассказа Ю.Бондарева, автор работы делает вывод, что истинного уважения достоин тот человек, который помнит добро и может быть благодарным за него.

  • Нравственное уродство в рассказе А.Пьецуха "Сухов — осквернитель могил"

    В данной работе, на примере рассказа А.Пьецуха "Сухов — осквернитель могил", автор пытается ответить на главный вопрос: откуда в нашем обществе столько неуважения к своим предкам, к прошлому своей страны?

  • Ленинградская блокада и судьба детей в рассказе Л.Пантелеева "Маринка"

    В работе автор исследует произведение Л.Пантелеева "Маринка", в котором писатель показывает нам ужасное лицо войны не через батальные сцены, а через страдания одного маленького человечка, ради жизни и счастья которого шла та страшная война.

  • Только любовь придаст жизни смысл (по рассказу А.Кима "Сильная доброта")

    Доброта активная и пассивная, доброта отложенная и не нашедшая своего адресата, малодушие в проявлении доброты и последствия этого малодушия – важные для нашего поколения вопросы, которые пытаются решить герои рассказа Анатолия Кима «Сильная доброта».

  • Тема войны в рассказе Константина Симонова "Третий адъютант"

    Героизм и трусость, смерть и бессмертие, память и забвение, смерть от трусости, преклонение перед храбростью – вот те вопросы, которые поднимаются в рассказе К.Симонова. Сила духа и уверенность в непобедимости — залог успеха на войне. Этому учит комиссар своих бойцов.

  • Память поколений о войне в рассказе Г.Семенова "Реквием"

    В работе исследуется рассказ Г.Семенова «Реквием», повествующий о Валентине Козыреве, полковнике военно-воздушных сил, который каждый год с семьей приезжает на место гибели своего отца, чтобы почтить память погибшего в Великой Отечественной войне, отдать последний долг тому, кто защищал родину и жизни миллионов людей.

  • Бездуховность детей и обделённая старость в рассказе В.Белова «Диалог»

    Нравственное здоровье общества определяется положением в нём стариков и детей. Обделённость стариков теплом, потеря родственных связей, подмена истинных ценностей ложными, душевное сиротство в старости и жестокость молодости – такие нравственные вопросы затрагивает Василий Белов в рассказе «Диалог».

  • «Сердце матери тверже камня» (по рассказу В.П. Астафьева «Солдат и мать»)

    Женщина и война. Боль и ответственность матери за судьбу своего ребенка. Умение прощать того, кто достоин прощения. Умение поддержать человека, когда другие отвернулись от него, – вот те вопросы, которые затрагивает автор в рассказе. Сила России – в ее людях, трудом своим славящихся.

  • Неуспокоенная совесть (по рассказу В.П. Астафьева "Зачем я убил коростеля?")

    Может ли остаться без следа поступок, совершенный в детстве? Можно ли оправдать свою жестокость малым возрастом? Должен ли человек взрослый отвечать за ошибки детства? Зачем нам дана совесть? Стоит ли терпеть ее муки, не проще ли забыть все, что было совершено плохого в неразумном возрасте? Над такими вопросами заставляет задуматься короткий рассказ В.П. Астафьева «Зачем я убил коростеля?».

  • Воспитание чуткости (анализ рассказа Р.П. Погодина "Алфред")

    Жить для других, думать о будущем, приносить радость людям, воспитать достойную смену. Читая рассказ, мы задумываемся над нравственными вопросами: почему в мире так много жестокости, как ослабить равнодушие, восполнить недостаток чуткости? Такие размышления вызывает рассказ Радия Петровича Погодина "Алфред".

  • Что такое красота (по рассказу В.В. Вересаева «Состязание»)

    Что такое красота и почему ее обожествляют люди? Над этим вопросом заставляет задуматься нас рассказ В.В. Вересаева. Два представления о красоте показаны в рассказе: внешнее неземное величие и обыкновенная земная красота. Как они влияют на зрителей? Какие чувства будят? О чём заставляют вспоминать? Поставив нас перед этими вопросами, Вересаев помогает нам сделать верный вывод.