Ольга Максимовна Корчажкина

Место работы:
Институт проблем информатики ФИЦ "Информатика и управление" РАН, Москва
Должность:
старший научный сотрудник

Статьи автора

  • Английский перфект как выразитель категории текста и речи: дискурсивный взгляд (2004 / 2005 учебный год)

    Обсуждается характер поведения глагольных, и в частности перфектных, форм в зависимости от режимов интерпретации сообщения - речевого и нарративного. Приводится обоснование выбора точки отсчета в дейктических системах временных координат. Указывается, что для идентификации конкретно-различительных признаков перфектных форм и определения их места в общей системе английского глагола недостаточно обращения к трехкомпонентной системе Рейхенбаха. Используется четвертый дополнительный компонент, введенный Ю. Д. Апресяном, - время говорящего. Предлагается расширенная трактовка времени говорящего как времени его актуального существования, что позволяет квалифицировать перфект как носитель дейктического выделения особого рода. Это выделение востребует прошлые события, перенося их в иной временной интервал - время актуального существования говорящего - то время, в котором "говорящий мыслит себя".

  • Возможности электронной образовательной среды "КМ-школа" по созданию мультимедийных уроков английского языка (2006 / 2007 учебный год)

    В статье рассказывается об опыте разработки мультимедийных уроков английского языка на базе информационного интегрированного продукта КМ-школа (электронной образовательной среды, созданной в компании "Кирилл и Мефодий"). В качестве иллюстрации описываются два урока из авторского цикла мультимедийных уроков, посвященных жизни и творчеству Уильяма Шекспира. Приводятся пожелания учителей ИЯ в адрес разработчиков программной оболочки по расширению ее дидактических возможностей.

  • Монтаж учебных аудио- и видеофайлов для уроков иностранного языка (2006 / 2007 учебный год)

    В статье обоснована необходимость освоения учителями иностранных языков технологий работы со звуковыми и видеофайлами при подготовке к урокам с применением информационных компьютерных технологий. Приводится пооперационное описание шести наиболее актуальных процессов: 1) выделение звуковой дорожки из видеофайла и запись ее в виде звукового файла; 2) нарезка видеофайла на фрагменты; 3) стирание русской звуковой дорожки из видеофайла; 4) замена звуковой дорожки в видеофайле; 5) изменение формата звукового файла; 6) редактирование ("нарезка" и объединение) звуковых файлов. Овладение данными технологиями позволит учителю иностранного языка, владеющему минимальными навыками работы на компьютере, самостоятельно создавать мультимедийное сопровождение своих уроков.

  • Мультимедийное сопровождение уроков английского языка: опыт создания школьного мультимедийного центра (2005 / 2006 учебный год)

    Статья посвящена вопросам, связанным с внедрением мультимедийных технологий в процесс обучения иностранному языку. Приведены характеристики образовательных электронных ресурсов как средств, создающих высшую форму изобразительной наглядности – интерактивную наглядность. Рассмотрены проблемы мультимедийной поддержки уроков ИЯ с помощью программных средств, создаваемых учителем. Обоснована необходимость организации школьного мультимедийного центра. В качестве примера приведен опыт создания подобного центра на базе ЦО № 1678 Северного учебного округа г. Москвы.

  • Обучение аудированию по материалам сайта издательства "Просвещение" (2008 / 2009 учебный год)

    Представлен комплекс электронных тренировочных упражнений по обучению аудированию для учащихся 11-го класса общеобразовательных школ, занимающихся по УМК "Spotlight". Комплекс составлен на основе аудиозаписей, находящихся в свободном доступе на сайте издательства "Просвещение". Электронный ресурс содержит интерактивные тренировочные упражнения и задания различных форматов с функцией обработки результатов.

  • Перфект как инструмент отражения объективной действительности (2004 / 2005 учебный год)

    Статья посвящается роли глагольных форм в языковой и речевой концептуализации объективной действительности. Рассматриваются взаимодействующие компоненты системы глагольных фокусов время - вид - таксис, являющиеся необходимыми и достаточными для языкового отражения действительности с помощью глагольных парадигм. Особое внимание уделяется описанию семантики таксиса как ключевого параметра для идентификации перфектных форм. Фокус таксиса рассматривается с позиций функциональной грамматики - как неоднородное функционально-семантическое поле в дейктической системе координат. Вводится понятие востребованность как категория осложненного таксиса. Приводится последовательность актов выбора глагольных фокусов при описании участка действительности.

  • Прагматический потенциал перфектных форм (2004 / 2005 учебный год)

    В статье рассматривается сущность прагматического подхода к изучению перфектных форм. Исследуется ключевая роль перфекта и его прагматический потенциал - вносить в содержание высказывания имплицитные смыслы говорящего. Указывается на важность декодирования последних для адекватной интерпретации сообщения. Приводятся виды прагматического осложнения высказывания, вносимые перфектными формами. Теоретический материал статьи иллюстрируется примерами из английской художественной литературы, содержащими формы плюсквамперфекта (Past Perfect) с извлечением имплицитных смыслов.

  • Программа курса профессиональной подготовки учителей иностранного языка "Применение ИКТ в учебном процессе" (2006 / 2007 учебный год)

    Статья содержит полный текст программы курса "Применение ИКТ в учебном процессе", созданной в ЦО № 1678 г. Москвы и предназначенной для профессиональной подготовки как учителей ИЯ, так и студентов педагогических вузов. Программа включает психолого-педагогическое обоснование актуальности ее внедрения, тематическое планирование, предметное содержание курса и дополнительные дидактические материалы для преподавателя: экзаменационные вопросы к теоретической части, контрольные задания к практической части курса и схему анализа урока с применением ИКТ.

  • Программа модульного курса повышения квалификации учителей-предметников гуманитарного цикла "Создание интерактивных учебных материалов по гуманитарным дисциплинам на базе программной среды MS PowerPoint с элементами VBA" (2007 / 2008 учебный год)

    Курс предназначен для учителей-предметников гуманитарного цикла, желающих повысить свой профессиональный уровень в области создания образовательных электронных материалов на базе расширенных дидактических возможностей программной среды Power Point с элементами языка объектно-ориентированного программирования VBA.

  • Проект программы модульного курса профессиональной подготовки учителей английского языка "Применение мультимедийных технологий в учебном процессе" (2005 / 2006 учебный год)

    В статье обоснована необходимость комплексной профессиональной подготовки учителей английского языка по курсу "Применение мультимедийных технологий в учебном процессе". Ожидается, что по окончании курса учитель сможет самостоятельно разрабатывать учебно-методические программные средства для поддержки и сопровождения своих уроков. Рассматривается психолого-педагогический аспект проблемы, принципы построения программы и проект модульного курса профессиональной подготовки, основанный на когнитивно-деятельностном подходе к обучению ИЯ.

  • Разноуровневые задания при работе с адаптированным художественным текстом на иностранном языке (2009 / 2010 учебный год)

    В статье приводится описание подхода к изучению художественных особенностей оригинальных и адаптированных литературных произведений уровня Pre-Intermediate на уроках английского языка. Подход иллюстрируется приемами работы и с адаптированными текстами по рассказу Эдгара По «Падение в водоворот».

  • Три "прорыва" в понимании английского перфекта: ретроспективный взгляд (2004 / 2005 учебный год)

    В статье говорится о том, что многолетние исследования перфекта в языках романо-германской группы, проводимые в области семантики вида, не дали ответа на вопрос, каково его место в системе глагольных форм и почему так трудно происходит его усвоение представителями славянской языковой культуры. Перенесение акцента изысканий из области семантики вида в область семантической прагматики позволило отказаться от основного заблуждения относительно сущности перфекта, традиционно рассматриваемого как концепт категории вида. Обсуждаются три важнейших направления в изучении перфектных форм (авторы А.И. Смирницкий, Э. Бенвенист и Д.А. Штелинг), благодаря которым удалось квалифицировать перфект как невидовую глагольную форму, вступающую в особые - таксисные - отношения с другими глагольными парадигмами и обладающую способностью вносить в высказывание скрытые смыслы говорящего.

  • Урок английского язака "Virtual Tourism" (2008 / 2009 учебный год)

    Урок английского языка "Виртуальный туризм" для 5-го класса разработан по УМК "Challenges 2" издательства Pearson-Longman и посвящён экскурсии по Лондону. Цель урока - развитие комплексных навыков иноязычной РД. Для мультимедийного сопровождения урока созданы интерактивные электронные ресурсы, содержащие иллюстративные, аудио- и видеоматериалы, компьютерную викторину о Лондоне, тренировочные упражнения и задания.

  • Урок английского языка "Зачем нам нужны фразовые глаголы?" (2007 / 2008 учебный год)

    Статья посвящена описанию цикла уроков по обучению лексике английского языка с использованием ИКТ. Цикл уроков направлен на формирование и развитие иноязычной коммуникативной компетенции учащихся на базе изучения и дальнейшего продуктивного использования в речи фразовых глаголов с ядром get (уровень Intermediate). В приложениях приводятся дидактические и раздаточные материалы, а также демонстрационные материалы учителя (презентация в PowerPoint).

  • Эволюция перфектных форм в английском языке (2004 / 2005 учебный год)

    В статье приводится обзор ряда исследований в области развития языка, посвященных поиску ответа на вопрос, почему в современной английской устной речи все реже используются перфектные формы и почему происходит их замена на формы простого прошедшего времени. В качестве причин такой эволюции называется повышенная контекстная зависимость перфектных форм, стремление к упрощению, характерному для разговорной речи, фиксация важнейших языковых значений сначала на лексическом, а затем и на грамматическом уровне. Обсуждаются факты "обмена" обстоятельствами времени между перфектом и аористом. Намечаются пути дальнейшего исследования проблем эволюции перфектных форм.