Виталий Александрович Кургузов

Место работы:
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение "Лицей № 1" г. Оренбурга
Должность:
Заместитель директора по УВР, к.г.н., учитель географии

Статьи автора

  • "Северо-Западный экономический район" (2007 / 2008 учебный год)

    Данный урок рассчитан на один час в 9-м классе. Обязательно подразумевает использование информационно-коммуникационных технологий. Апробирован при изучении новой темы (первый урок по Северо-Западному экономическому району).

  • Анализ демографической ситуации в России (по материалам Всероссийской перепеси населения 2002 г.) (2008 / 2009 учебный год)

    Гипертекстовая организация мультимедиа курсов позволяет организовать учебный материал с учетом различных способов учебной деятельности, а также позволяет учесть индивидуальные особенности детского восприятия. Как известно, большая часть школьников имеет визуальное восприятие в сравнении с аудиальным. Именно поэтому зачастую прослушанный на уроках материал остается не усвоенным. Включение в мультимедиа курс статической и динамической графики, иллюстраций, анимации дает возможность усилить визуальное восприятие и облегчает усвоение учебного материала.

  • Открытый урок "география + литература" по теме "Географический образ территории Зарубежной Европы" (2011 / 2012 учебный год)
    соавтор: Сайганова Лидия Александровна

    Цель урока: выявить характерные черты стран Европы, многоликость стран Европы; составить образную географическую карту Европы, найти яркие специфические черты выбранной страны.

  • Урок "Международные отношения и политическая карта Европы" (2009 / 2010 учебный год)

    Урок призван показать влияние международных организаций на решение военно-политических, экономических и территориальных конфликтов (на примере Ирака и Грузии). Так же на уроке продолжается формирование ключевых компетенций через работу с тестовым и картографическим материалом, оценку политико-географической обстановки в регионе на основе информации из сети Интернет.


Работы учеников

Под руководством автора его учениками на фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио ученика» были представлены следующие работы:

  • Глобальные экологические проблемы нашей планеты

    Презентация создана для проведения научно-практической конференции по глобальным экологическим проблемам нашей планеты, в рамках интеграции предметов географии, биологии, экологии. Иллюстрационный материал насыщает работу и показывает контраст между заповедной территорией и реальностью.

  • Мир высших растений

    Компьютерная презентация выполнена в программе Microsoft Power Point. Создана для проведения урока по теме "Покрытосеменные растения" в 7-м классе. Помогает показать мир растений во всей красе, повысить познавательный интерес у учеников, углубить знания по предмету, разнообразить урок.

  • Дело всей жизни

    Данная научно-исследовательская работа выполнялась к 205-летию со дня рождения одного из замечательных деятелей русской культуры XIX века Владимира Ивановича Даля. Работа включает автобиографию ученого и историю его пребывания в родном крае автора.

  • Сердце человека

    Работа выполнена в программе PowerPoint. Цель работы — создать максимально доступное понимание темы: "Сердечно-сосудистая система. Строение сердца". Использованы как текстовые, так и иллюстративные данные. Презентация была составлена после длительного анализа текстовой информации по теме и подбора необходимых иллюстраций. Несет важное методическое значение для оснащения урока биологии в 8-м классе.

  • Парфюмерно-косметическая сеть "Арбат Престиж"

    Работа выполнена ученицей 10-го класса социально-экономического профиля как дополнительный материал по теме: "Транснациональные корпорации и торговые сети мира". Работа имеет познавательный характер, стимулирует мотивацию. Предназначена для профильных классов, где углубленно изучают экономическую и социальную географию. Была опробована на уроке.

  • Реализация приоритетных национальных проектов в Оренбургской области на примере программы в сфере обеспечения населения жильём

    С начала 2006 г. в нашей стране стартовал приоритетный национальный проект "Доступное и комфортное жилье — гражданам России", рассчитанный на 6 лет (до 2012 г.). Работа выполнена в рамках темы: "Социальная политика и пути ее реализации в мире и России" в 10-м профильном социально-экономическом классе и является удачным вариантом работы, связывающей теоретические основы курса с реальными событиями в стране.

  • Национальный проект «Образование»

    5 сентября 2005 г. Президент Российской Федерации Владимир Путин объявил о старте приоритетного национального проекта «Образование». Данная презентация разработана для проведения урока географии с применением мультимедиатехнологий в 9-м и 10-м классах по теме: "Инфраструктурный комплекс". Работа несет мотивационный характер, позволяющий сделать урок современным и динамичным. При подготовке данной работы были использованы официальный сайт Министерства образования РФ, статьи по теме из СМИ.

  • Эколого-биологическое состояние водоемов

    Работа включает краткую характеристику эколого-биологического состояния водоемов России, а также показывает воздействие хозяйственной деятельности человека на природу водоемов. Содержит авторскую позицию по данной проблеме.

  • Климат России: потепление продолжается

    Работа имеет эколого-географическую направленность и выполнена в виде презентации для проведения урока в 8-м классе по теме "Климат России".

  • Пирамиды

    Данная работа предназначена для изучения достопримечательностей государств Африки. Может быть использована на уроках географии в 7-м и 11-м классе при изучении материка Африка.

  • Арктика

    Работа подготовлена для проведения урока по теме "Северный Ледовитый океан", 8-й класс. При подготовке материала были рассмотрены последние события в Арктическом регионе по материалам научной экспедиции "Арктика-2007". В работе представлены ученые и мореплаватели, занимающиеся данным регионом. Работа апробирована на уроке и имеет методическую ценность.

  • Бермудские острова

    Работа выполнена для проведения интегрированного урока по географии и физике в 7-м классе. Информация из Интернета и литературных источников глубоко проработана, систематизирована и оформлена в виде компьютерной презентации. Работа расширяет кругозор не только у учащихся данной возрастной группы, но также интересна старшеклассникам.

  • Экология Оренбургской области

    Работа, выполненная учениками восьмого класса, содержит основные аспекты антропогенного воздействия на окружающую среду области. Подчеркивается природное богатство Оренбуржья. Работа имеет методическую ценность и была апробирована на экологической конференции в 8-х классах, посвященной юбилею Оренбургской области.

  • Туризм в Европе

    Работа подготовлена в 11-м "социально-экономическом" классе по теме: "Инфраструктурный комплекс Европы". Представлена визитная карточка основных сфер туризма в субрегионах Европы.

  • "Байкал — красота России"

    Проект, выполненный в рамках темы "Озеро Байкал", подчеркивает красоту и величие данного географического объекта, а также включает ценную информацию о флоре и фауне, истории происхождения озера, былинах и преданиях.

  • Российская автомобильная отрасль в условиях глобального экономического кризиса

    Работа выполнена в рамках темы "Машиностроительный комплекс России". Рассматриваются актуальные проблемы автомобильной отрасли России в условиях глобального финансово-экономического кризиса. Выделены перспективные направления развития и основные проблемы. Работа несет практическую значимость и апробирована на уроках географии в 9-м классе.

  • Этические нормы клонирования

    В работе рассматривается суть и история клонирования, а также аргументы за и против клонирования.

  • Озеро Байкал — перспектива для экологического туризма в Восточной Сибири

    Изучение возможностей рекреационного бизнеса на озере Байкал позволяет увидеть проблемы данного объекта, в том числе и от туризма; найти пути их решения и лучше понять структуру этого природного объекта. Работа апробирована на региональном уровне как краткосрочный проект к открытому уроку по географии.

  • Тоцкий взрыв и его последствия

    В работе описана история Тоцкого ядерного взрыва (1954 г.), унесшего сотни и тысячи жизней оренбургского народа.

  • Финансовый кризис в России

    Проведен анализ экономической ситуации в России, выявлены причины и история возникновения кризиса, его последствия для населения страны. Работа выполнена в форме презентации.

  • Профилактика и полное излечение сахарного диабета

    В работе описана суть заболевания сахарным диабетом и исследования ученых, которые пытаются создать доступные больным сахарным диабетом препараты, способные повлиять на секрецию инсулина.

  • ВИЧ-инфицированные в современном российском обществе. Борьба

    В работе рассматривается проблема заболеваемости СПИДом в России. Особое внимание уделяется проблеме ВИЧ-инфицированных детей.

  • Государственная граница с Республикой Казахстан, проблемы и перспективы

    Регионы Российской Федерации, расположенные по периметру российско-казахстанской границы, играют ведущую роль в развитии социально-экономических отношений обеих стран. В презентации описана линия российско-казахстанской границы, спор России и Казахстана по поводу нефтеносного участка «Северный» в Каспийском море, российско-казахстанское соглашение, упрощающее пересечение российско-казахстанской границы жителями приграничных территорий.

  • Альтернативные источники энергии. Ветровые станции

    Проект выполнен к уроку по теме "Энергетика мира". В условиях глобального сокращения топлива на планете все актуальнее становятся альтернативные источники энергии из неисчерпаемых ресурсов. Ветровые установки становятся все более популярны в странах Европы и США. Какова перспектива их внедрения в развивающихся странах и роль в энергетическом балансе мира в целом?

  • Генная инженерия: вчера, сегодня, завтра

    Проект раскрывает понятие генной инженерии, кратко рассказывает о ее истории. Показаны плюсы и минусы генной инженерии, ее роль в медицине, перспективы развития.

  • Сравнительная характеристика альгофлоры в различных элементах гидрографической сети реки Урал

    Цель работы: изучить видовой состав водорослей и его изменение в различных элементах гидрографической сети реки Урал. Впервые была исследована альгофлора участков ручья Каркабар, проведен сравнительный анализ изменения видового состава водорослей в ручье, реках Сакмаре и Урал, сделаны выводы о качестве воды.

  • Вирус A-H1 – пандемия XXI века. Проблемы и направления борьбы

    В работе описаны особенности данного штамма гриппа, показана география распространения, симптомы и меры профилактики и защиты.