Меркулова Галина Петровна

Галина Петровна Меркулова

Место работы:
МАОУ СОШ №15, г.Челябинск
Должность:
учитель русского языка и литературы

Темы Открытых уроков автора

  • Тест "Проверь себя" по роману В.Я. Шишкова "Емельян Пугачев" 2014

    Тестовые задания помогут перечитать отдельные фрагменты художественного текста и обратить внимание на те описания, характеристики, реплики персонажей, художественные детали, которые при чтении, возможно, показались несущественными. Они самым серьезным образом могут изменить представление о произведении, его образной системе, об авторском замысле.

  • Уральский период в творчестве И.П. Малютина, энтузиаста русской литературы 2013

    Урок литературы для учащихся 8–11-х классов: реализация национально-регионального компонента. В ходе подготовки к уроку учащимися была подготовлена выставка, посвященная творчеству автора. В ней размещены подлинные черновые наброски, рисунки, подаренные З.Д. Слудновой, его внучкой, в архив школьного литературно-краеведческого музея. На уроке учащимся предложена групповая форма работы, завершается разговор об авторе викториной. Итогом работы на уроке является оценивание собственной деятельности и деятельности класса.

  • Урок-игра в 8-м классе "Своя игра". Выявление уровня литературного образования учащихся 2012

    Цель урока: обобщить знания учащихся по произведениям, изученным за курс 8-го класса; проконтролировать уровень формирования читательской компетенции.

  • "Слово о полку Игореве" в искусстве 2011

    В работе предлагается методическая находка - восприятие литературного произведения через многообразие видов искусства: живопись, музыку, литературу. Работа на протяжении урока сопровождается использованием иллюстраций, работой с художественным текстом, прослушиванием отрывков из оперы. Заканчивается просмотром фильма, монтированного учениками: иллюстрации "Слова...", сопровождающиеся исполнением Е.Гудухина "Плача Ярославны".

  • Внеклассное мероприятие по литературе "Я наследую небо" (по творчеству К.Скворцова) 2010

    Данный учебный проект, разработанный на основе творчества уральского поэта и драматурга К.В. Скворцова, предполагает формирование творческого мышления и продуктивной деятельности учащихся для свободной реализации их возможностей и способностей в обществе. Данный проект апробирован и успешно реализован.

  • Урок развития речи. Описание картины Ив. Шишкина "Сосна" (6-й класс) 2010

    Вашему вниманию я предлагаю свою методическую находку - описание картины от имени ее участника. Этому предшествует и ряд традиционных приемов: восприятие картины (видимые предметы), активизация словарного запаса, определение цветовой палитры картины, устное словесное рисование, и возможность увидеть картину через невидимые ее элементы (корни, воздух).


Работы учеников

Под руководством автора его учениками на фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио ученика» были представлены следующие работы:

  • История передачи "Встреча с книгой" на голубом экране (к 75-летию Челябинской области и 50-летию ЧГТРК)

    В данной научно-исследовательской работе представлена история уникальной передачи уникального ведущего. Н.А. Капитонова в течение 37 лет вела передачу о книгах и их авторах на челябинском телевидении. Кто был инициатором появления передачи на экране? Как к передаче готовились? Кто бывал в гостях у ведущей? Почему не стало передачи? Ответы на эти вопросы помогли найти следующие источники: интервью с Н.А. Капитоновой, статьи из газет и книг, социологический опрос родителей.

  • Память о подвиге и славе (мемориальные доски г. Челябинска, посвященные героям и событиям Гражданской войны на Южном Урале)

    Представленная работа посвящена одной из интересных и мало изученных тем в истории г. Челябинска — вопросам установки и сохранения мемориальных досок на территории этого города. Большим успехом авторов работы является создание карты, которая может послужить настоящим методическим пособием для учителей истории. Благодаря исследовательской работе, ряд мемориальных досок будут восстановлены. Спасибо юным краеведам.

  • "Есть родина — так будет и искусство"

    К. Скворцову, поэту-земляку, исполнилось в апреле 2009 года 70 лет. Творчество его многогранно: сонеты, поэмы, пьесы. Описанию и анализу этого творчества посвящена наша работа.

  • "Недаром помнит вся Россия!" Памятные места Отечественной войны 1812 г. и заграничных походов русской армии на карте Челябинской области

    В бывшем Новолинейном районе Оренбургского казачьего войска можно встретить тёзки городов Европы и Азии: Париж, Берлин, Лейпциг… Часть названий данных поселений имеет связь с победами русского оружия в сражениях периода наполеоновских войн. В работе "Недаром помнит вся Россия!" по крупицам собраны сведения об участии оренбургского, уральского и башкирского казачества в данных сражениях, а также создана карта изученных поселений.

  • По морям и океанам: четверть века за бортом

    Когда образовался литературно- краеведческий музей в нашей школе? Как он назывался прежде и сейчас? Кто был первым гостем по случаю открытия музея? Каковы традиции в "Кораблике"? Об этом и многом другом вы узнаете, познакомившись с нашей творческой работой.

  • Бортовой журнал: курс на исследование литературного моря

    «В сентябре 1985 года «Кораблик» взял курс на исследование литературного моря нашего края. Плавание было посвящено 250-летию Челябинска» — с этих слов начинаются первые записи в Бортовом журнале нашего литературно-краеведческого музея. В ходе данной работы мы собрали информацию по истории рождения и развития "Кораблика", встретились с педагогическим составом МАОУ СОШ № 15, активом «Кораблика» первых лет его формирования, разработали компьютерную презентацию, посвященную юбилею «Кораблика» и оформили экспозицию, посвящённую традициям «Кораблика».

  • Традиции пионерского движения на страницах книги Л.А. Преображенской "Мамин галстук"

    Кто автор книги, рассказывающей о дружбе школьников? Кто издатели, иллюстраторы книги "Мамин галстук"? Кому, когда и по какому случаю подарена данная книга? Что объединяет Л.А. Преображенскую и А.Б. Горскую? Ответы на эти вопросы ученица оформила в виде сменной экспозиции в литературно-краеведческом музее "Кораблик".

  • Образ дома в произведении О.Н. Павлова "Дом в Оболонске, или Поэма о черной смородине"

    Работа посвящена одному из произведений современного уральского автора О.Павлова. Автор создает свой неповторимый художественный образ. В чем особенности его создания, каковы механизмы включения в современный контекст мифологических образов? На эти и многие другие вопросы ученица попыталась ответить, выявляя своеобразие локуса дома в поэме Павлова, используя сравнительно-сопоставительный и структурно-семантический анализ текста.

  • Легендарный путь танковой колонны "Челябинские колхозники"

    В ходе исследования по данной теме изучен и систематизирован исторический материал о танковой колонне "Челябинские колхозники". Авторы посетили книжную выставку "Твои герои, Сталинград" в ЧОУНПБ, оформили тематическую выставку в музее "Кораблик".

  • Пимокатное производство села Бродокалмак Челябинской области

    Вы хотите узнать, какова история пимокатного производства в селе Бродокалмак Челябинской области? Знаете ли вы, что представляют собой процессы "крокодил", "сроска", "коза", "сушилка"? Ответы на эти и многие другие вопросы вы найдете в нашей творческой работе.