Биология
-
Тема урока: "Особенности питания животных". 6-й класс 2006
Предлагаемый урок расширяет знания учащихся о питании животных организмов, раскрыв особенности питания и пищеварения животных, продолжает формирование умений сравнивать объекты, работать с текстом и рисунками учебника.
-
Урок с элементами проблемного обучения: "Первоцветы Приамурья" 2006
Современному педагогу приходится решать самые разные задачи, и главная из них - предоставить на своих уроках учащимся возможность для самообучения, саморазвития и самосовершенствования. Интенсивное обновление научно-теоретической и практической информации выдвигает перед педагогом задачу формирования и развития у учащихся навыков самостоятельной познавательной деятельности. Таким образом, учитель должен создать содержательные и учебно-педагогические условия для формирования и развития у учащихся умения осуществлять самоуправление учебно-познавательной деятельностью. Примером создания деятельностного подхода к обучению биологии и является урок "Первоцветы Приамурья".
-
Многообразие млекопитающих. Отряды Насекомоядные и Рукокрылые 2006
На примере рукокрылых и насекомоядных показать многообразие сред обитания млекопитающих, признаки приспособленности этих животных к среде обитания; обосновать их принадлежность к классу млекопитающих.
-
Внеклассное мероприятие для 6-го класса по теме: "Праздник "Что такое экология?" 2006
Внеклассное мероприятие "Что такое экология?" в игровой, занимательной форме позволяет школьникам уточнить и закрепить имеющееся у них знания в области биологии и экологии. Цель предложенного мероприятия - формирование основ экологической грамотности и чувства персональной ответственности у каждого учащегося за судьбу, как своей малой родины, локального места обитания, так и судьбу России и планеты Земля в целом, расширение кругозора учащихся.
-
Деловая игра по теме: "Поспорили однажды корень, стебель, лист — кто из них важнее?" Обобщающий урок в 6-м классе 2006
Основные задачи урока - обобщить и конкретизировать знания о строении и функциях корня и побега; показать целостность растительного организма, взаимосвязь корня с побегом; формировать навыки работы с натуральными объектами, микроскопом, таблицами, гербарием; развивать умение работать в коллективе, аргументированно давать ответы на проблемные вопросы, защищать свою точку зрения; воспитывать бережное отношение к живой природе.
-
Урок-семинар "Беременность. Развитие зародыша и плода" 2006
Урок-семинар проводится после изучения темы: "Индивидуальное развитие организма". К сожалению, в настоящее время высок процент рождения детей с различными врожденными заболеваниями. При проведении данного урока учащиеся знакомятся с причинами этого явления, знакомятся с поэтапным развитием некоторых внутренних органов плода, с гигиеной беременной женщины.
-
Разработка урока биологии в 7-м классе по теме: "Распространение, особенности строения и жизнедеятельности папоротников" 2006
Урок проводится в 7-м классе по программе Н.И. Сонина по теме "Отдел папоротниковидные" (первый урок). Предлагаемый урок формирует у учащихся умение устанавливать причинно-следственные связи, используя приемы "знаю, хочу узнать, узнал", способствует созданию условий для саморазвития личности, а так же формирует рефлексивную деятельность. Групповая работа на уроке помогает выявлять индивидуальные особенности ученика и способствует развитию критического мышления.
-
Урок эксперт-семинар на тему: "Многообразие пресмыкающихся и их охрана" 2006
Эксперт-семинар позволил определить место пресмыкающихся в системе животного мира, углубленно изучить материал о пресмыкающихся в мире животных и пресмыкающихся нашей местности, изучить материал "Красной Книги Бурятии" по вопросу охраны представителей данного класса. Групповая форма работы на уроке обеспечивает коллективную познавательную деятельность и обеспечивает учет индивидуальных особенностей учащихся.
-
Интегрированный урок: математика + биология по теме: "Биологическое путешествие в город десятичных дробей" 2006
Урок развивающий, предполагает получение дополнительной информации по предмету. Образовательные цели - продолжить обучение учащихся развитию речи, умению находить дополнительный материал, излагать его четко грамотно; развивающие - расширение кругозора учащихся о природе, окружающем мире, развитие логического мышления, внимания, памяти. Воспитательные цели - привитие интереса к предметам на основе связи с жизнью и практикой.
-
Обобщающий урок-игра по теме: "Цветок и плод" 2006
Урок или внеклассное мероприятие в форме игры "Плюс-минус" можно провести как обобщение по разделу "Цветок и плод" по ботанике в 6-м классе. Отход от традиционного построения урока и введение игрового сюжета привлекает внимание всего класса. В игре дети попадают в ситуацию, позволяющую им критически оценить свои знания, привести эти знания в систему. Заполнение кроссвордов способствует закреплению правописания биологических понятий и терминов по данной теме. Такого рода игра способствует созданию у учеников эмоционального настроя, дает возможность один и тот же материал повторять разнообразными способами. При этом полученные раннее знания конкретизируются, уточняются, систематизируются, пополняются и обобщаются.
-
Урок биологии по теме: "Из рассказов знахарки Алены" (театрализованный познавательный урок) 2006
Театрализованный познавательный урок, который в игровой форме помогает активизировать интерес к предмету, познакомить с методами народной медицины, прививает любовь к природе и бережное отношение к ней.
-
Урок биологии в 6-м классе по теме: "Мир культурных растений" (урок-путешествие) 2006
Представленный урок позволяет расширить и углубить знания учащихся по биологии, развивать способность выступать перед аудиторией, умение слушать других и работать в группах.
-
Бинарный интегрированный урок по байкаловедению на стыке географии, биологии, химии, экологии в 9-м классе при изучении темы "Иркутская область" 2006
Вашему вниманию предлагается разработка бинарного интегрированного урока по байкаловедению в 9-м классе с применением интернет-ресурсов. Урок состоит из 2-х частей. В уроке используется метод проектов с опережающими заданиями. Даны ссылки на поисковые материалы в Интернете и другие источники информации.
-
Опыт работы по организации проектной деятельности учащихся 2006
В статье представлен опыт организации проектной работы с учащимися 5-х классов по экологии и биологии. Внимание акцентируется на затруднениях, которые встречаются у педагогов и учащихся при оформлении работы для ее публичной защиты, представлены примеры оформления результатов и формулировки выводов.
-
Элективный курс "Генетика человека" 2006
Программа курса предназначена для теоретических исследований учащихся основных генетических закономерностей, которые в полной мере приложимы к человеку. Однако человек как объект генетических исследований имеет большую специфику, которая создаёт значительные трудности в изучении его наследственности и изменчивости. Можно указать на некоторые из них: позднее половое созревание, невозможность обеспечения и строго контролируемых условий для развития потомства, сравнительно большое число хромосом, Несмотря на указанные обстоятельства, за последние годы генетика человека достигла значительных успехов.
-
Урок биологии в 11-м классе по теме: "Современный этап эволюции человека" 2006
Предлагаемый урок по теме "Современный этап эволюции человека" проводится в 11-м классе. Специфика данного урока состоит в том, что он проводится совместно с учителем и учениками в виде экскурсии по музею антропологии. В ходе урока учащиеся знакомятся с факторами, способствовавшими окончанию длительного процесса очеловечивания обезьяны.
-
Обобщающий урок в 8-м классе по теме: "Железы внутренней секреции" 2006
Урок проводится как итоговый, после изучения темы "Железы внутренней секреции". В игре принимают участие все учащиеся класса (3 команды). На обдумывание ответа отводится 30 секунд или 1 минута. Правильный ответ оценивается определенным количеством баллов, сумма которых подсчитывается при подведении итогов игры. Победители получают оценку "5", а остальные сдают зачет по данной теме. Началу игры предшествует жеребьевка. Капитаны команд вытягивают карточки-цвета. Дается трактовка цвета и соответствующая очередность.
-
Методическая разработка урока по теме: "Глаз и зрение" 2006
Урок изложения нового материала о строении и функциях глаза и его частей. На уроке учащиеся приучаются устанавливать имеющиеся взаимосвязи, сопоставлять и сравнивать, устанавливать зависимости, а также формируют умение работать в парах.
-
Урок-ролевая игра по теме: "Мхи" 2006
Данный урок представляет собой ролевую игру, которая направлена на получение знаний о высших споровых растениях на примере мхов. Показывает умение владеть дополнительным оборудованием (микроскоп, лабораторные весы). Форма урока позволяет создать у ребят представление о профессиях (географы, исследователи, историки, промышленники) дать им возможность самостоятельно работь над изучением высших споровых растений.
-
Методические рекомендации к проведению экскурсий по экологической тропе "Березовский дендрарий" (окрестности г. Арзамаса Нижегородской обл.) 2006
Создание учебных экологических троп - одно из средств экологического воспитания и образования молодежи. В статье приводится история создания Березовского дендрария (окрестности г. Арзамаса Нижегородской области), дается описание экологической тропы по данному массиву, приводится перечень древесно-кустарниковой растительности, описано экологическое состояние территории, степень антропогенной нагрузки, приводятся меры по спасению уникального природного комплекса.
-
Информационные технологии на уроках биологии по теме: "Состав крови, общая характеристика составных структур" 2006
Урок на тему: "Состав крови, общая характеристика составных структур" по курсу "Человек" на основе программы Н.И.Сонина и др. для общеобразовательных школ прошел в 8-м классе МОУ СОШ с углубленным изучением отдельных предметов.
-
Тема урока: "Формы размножения организмов. Митоз" 2006
При отборе содержания использована дополнительная литература, сведения из которой изучаются учащимися на уроке преимущественно самостоятельно. Применены различные формы работы. Технология группового обучения позволяет проанализировать определенные проблемы и поделиться знаниями с одноклассниками.
-
Авторская педагогическая разработка факультативного курса "Кладовая Авиценны" 2006
Авторская педагогическая разработка факультативного курса "Кладовая Авиценны" относится к межпредметному виду программ, посвящена проблеме безопасного и экологически грамотного обращения с лекарственными веществами и приобретению навыков первой медицинской помощи препаратами растительного и животного происхождения. Программа составлена согласно целям образования на современном этапе, развивает у учащихся способность к самоорганизации, формирует высокий уровень экологической культуры, развивает способность к созидательной деятельности.
-
Тема урока: "Пищеварительная система" 2006
Данный урок поддерживает у школьников интерес к биологии, помогает сделать правильный выбор в решении основных вопросов, связанных с пищеварением; углубить знания о влиянии окружающей среды на органы пищеварения и организм человека; формирование валеологической грамотности; воспитание ценностного отношения к своему здоровью.
-
Воспитательные аспекты обучения биологии, или Как научиться быть людьми? 2006
Современная школа практически признаёт свою беспомощность перед реалиями жизни, где зло побеждает добро, а безнравственность – духовность. Ради чего жить? Каким ценностям отдать предпочтение? Возможно ли что-то сделать в данных условиях? Помочь в выходе из кризисной ситуации может переход к личностно-ориентированному образованию. Также необходим поиск новых подходов и новых смыслов воспитания.
-
Обобщающий урок по теме: "Развитие жизни на Земле" 2006
Для наиболее полного усвоения темы "Развитие жизни на Земле" проводится урок-обобщение. Так как тема трудная для понимания учащихся 5-го класса, урок разработан в форме игры, что позволяет заинтересовать, привлечь внимание и обогатить словарный запас учащихся. Для врабатывания дается задание по повторению терминологии, затем идет работа по ленте времени, ученики наблюдают последовательность образования биологических организмов на земле через игровые конкурсы. Конкурсы составлены так, что привлекают интерес учащихся, развивается мышление, внимание, умение работать в группе, умение действовать в нестандартной ситуации. При этом закрепляются названия исторических эр, биологических живых организмов. Дети с удовольствием работают на уроке, проявляют интерес, лучше усваивают изученное.
-
Тема урока: "Скелет человека". 8-й класс 2006
Расширяются знания школьников о строении и функциях системы опоры и движения, о скелете и мышцах как её составных частях. Происходит знакомство учащихся со строением и функциями отделов скелета человека: головы, туловища, верхних и нижних конечностей. Раскрывается значение сходства скелета человека и млекопитающих животных как доказательства общности происхождения человека и животных. Ребята учатся выявлять особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью.
-
Методическая разработка-рекомендация зачетного урока по теме: "Основы экологии". 10–11-й класс 2006
Данная работа может быть интересна учителям биологии, экологии, географии, литературы, руководителям кружков. Предлагается провести зачетный урок в необычной форме – создание и презентация экологического журнала. Эта работа помогает воспитать и развить у учащихся различные качества: от ответственности за собственный выбор, навыков исследовательской деятельности, творческих способностей, до становления личностных качеств и гражданской позиции. В зависимости от профиля классов, тематика журналов может варьироваться, что будет способствовать профессиональному самоопределению старшеклассников.
-
Обобщающий урок по теме: "Птицы" 2006
Урок систематизирует и корректирует знания учащихся по теме "Птицы", проверяет уровень сформированности основных понятий темы.
-
Тема урока: "Движение крови в организме" 2006
Предлагаемый урок разработан по курсу Н.И. Сонина, М.Р. Сапина "Человек" для 8-го класса, но может применяться и при работе по другим программам и учебникам. В разработке представлены задания для интеллектуального развития учащихся.