История и обществознание

  • Экскурсия по краеведению для учащихся 6–8-х классов. Пешеходная экскурсия «Пушкин в Москве» (Арбат и арбатские переулки) 2015/16

    Автор: Кузякова Галина Валерьевна

    В настоящее время экскурсия – это методически продуманный показ достопримечательных объектов (памятники культуры, музеи, предприятия, местность и др.). Представленная методическая разработка дает возможность учителю самостоятельно, не прибегая к услугам платных гидов, провести экскурсию для учеников и родителей. Это - великолепная возможность не только расширить свой кругозор и попробовать себя в ином качестве, но и поднять свой авторитет в глазах детей и их родителей.

  • Экскурсия по средневековому городу 2006/07

    Автор: Кирилина Елена Николаевна

    Данная разработка составлена для использования во внеурочное время в различных школьных мероприятиях, таких как "Неделя истории", клуб "Мудрая сова" и др. Разработка может использоваться целиком или отдельными частями. Это познавательная игра, в ходе которой можно получить дополнительные знания как по программе, так и выходящие за ее рамки. Элементы данной игры могут быть применены на уроках истории как один из методов или приемов усвоения, повторения и закрепления материала. Необходимо отметить, что некоторые задания игры аналогичны по структуре тренировочным тестам для подготовки к ЕГЭ, они легко и быстро усваиваются учащимися в ходе игры в силу психологических и возрастных особенностей детей.

  • Экспедиция в Астрахляндию. Организация работы естественно-научных экспериментальных мастерских 2007/08

    Автор: Семке Андрей Иванович

    Экологическая экспедиция — это знакомство с растительным миром, живыми организмами, законами жизни и взаимосвязями в природе, но не взглядом "эксплуататора и насильника" этих чудес, а взглядом, способным увидеть и понять красоту мира и научную премудрость За 10 дней участники экспедиции последовательно бывают на всех природных объектах и работают во всех мастерских. Но наша главная задача — не изучение природы заказников, а знакомство ребят с методиками естественнонаучных и экологических исследований на примере уникального природного материала.

  • Экспериментальное изучение влияния дидактической игры на эффективность повторения знаний 2011/12

    Автор: Шайхетдинова Люция Рашидовна

    В современном обществе в условиях развития образования предъявляются все более серьезные требования к поиску новых нестандартных форм обучения. Проблема выбора форм и методов обучения становится одной из главных в педагогической, психологической и методической науках. Опытно-экспериментальная работа по выявлению уровня активизации познавательной деятельности проводилась на базе СОШ пгт Балтаси.

  • Электив "Школьникам о некоторых профессиях (профессия - банковский работник)» 2012/13

    Автор: Тиханов Виталий Клавдиевич

    Стенограмма одного из занятий элективного курса "Школьникам о некоторых профессиях", проводимого в средней общеобразовательной школе, призванного помогать учащимся найти своё место именно там, где бы они наиболее хорошо себя чувствовали. На этот раз в гостях у школьников - банковские работники.

  • Электив "Школьникам о некоторых профессиях (профессия - учитель") 2010/11

    Автор: Тиханов Виталий Клавдиевич

    Сценарий занятия, посвящённого профессии «учитель» из электива «Школьникам о некоторых профессиях», проводимого в средней общеобразовательной школе и призванного помогать школьникам найти свое место именно там, где бы они наиболее хорошо себя чувствовали.

  • Элективный курс "Внешняя политика русского государства в IX—XIX веках" 2008/09

    Автор: Чусовитина Светлана Ивановна

    Программа отражает основные тенденции развития, направления и события внешней политики восточных славян, Киевской и Московской Руси, России и Российской империи. Особое место в программе отводится самостоятельной работе с картами, документами, схемами и таблицами.

  • Элективный курс "Восстановление Сталинграда" 2010/11

    Автор: Козырь Светлана Николаевна

    Программа рассчитана на 17 часов и предназначена для учащихся 11-х классов с учетом возрастных возможностей восприятия и усвоения теоретического материала и практических заданий. Новизна данного курса в том, что он предлагает познакомиться с неизвестными страницами в истории родного города, предполагает большую самостоятельную работу с архивными как опубликованными, так и неопубликованными источниками.

  • Элективный курс "Исторические диалоги". 10-й класс 2012/13

    Автор: Алексеева Ольга Дмитриевна

    Элективный курс формирует коммуникативно-речевую культуру. Учащиеся учатся не просто говорить и писать правильно в соответствии с нормами литературного языка, но и эффективно общаться. Достичь такой цели можно через попытку найти истину в решении исторической проблемы "роль личности в истории" на примере политических деятелей.

  • Элективный курс "Исторический портрет" по теме "Штрихи к портрету Грозного царя". 9-й класс 2011/12

    Автор: Солнцева Екатерина Александровна

    Цель занятия - рассмотреть многогранность и неоднозначность личности первого русского царя, используя произведения устного народного творчества (исторические песни), сочинения Ивана IV, произведения изобразительного искусства.

  • Элективный курс "История города Альметьевска: связь времён" 2007/08

    Автор: Камалетдинова Наиля Зуфаровна

    Программа элективного курса ориентирована на расширение знания учащихся об Альметьевском регионе, широко известном не только в Татарстане, но и за его пределами как крупный центр нефтедобычи, имеющий богатую историю. Осваивая данный курс, учащиеся получают дополнительные знания, которые необходимы для познавательной деятельности – о древнем населении региона, его этническом составе, культурном развитии, о годах коллективизации, о нефтяных фонтанах, о сегодняшних достижениях и.т.д. Это способствует более полному освоению программного материала по истории Татарстана и подготовке к выпускному экзамену по курсу основной школы.

  • Элективный курс "История России в лицах" 2007/08

    Автор: Ткачева Ольга Александровна

    Элективный курс «История России в лицах» предназначен для учащихся 10–11-х классов, изучающих историю на профильном уровне. Программа ориентирована на дополнение и углубление знаний учащихся о важнейших деятелях российской истории, чьи имена остались в памяти человечества.

  • Элективный курс "История: теория и практика". 10–11-е классы 2011/12

    Автор: Никиташина Алена Валерьевна

    Учебный курс предназначен для эффективной подготовки старшеклассников к сдаче единого государственного экзамена (ЕГЭ) по истории. Курс призван оказать помощь в систематизации, углублении, обобщении знаний по модульным блокам, содержит как теоретический, так и практический материал. Последовательность тем курса подчинена логике построения элементов кодификатора, что усиливает практическую направленность курса.

  • Элективный курс "Источники великой Победы". 9-й класс 2013/14

    Автор: Лещенко Валентина Ивановна

    Элективный курс расширят знания по разделу "Великая Отечественная война". Актуальность программы определяется тем, что в учебниках по отечественной истории этойпроблеме уделяется мало часов. Учащиеся получают навыки отстаивать различные точки зрения на ход войны, опираясь на фактический материал. Курс воспитывает у учащихся патриотизм, любовь к родине.

  • Элективный курс "Конституция Российской Федерации" для 10-го класса 2011/12

    Автор: Дьячкова Елена Николаевна

    Программа рассчитана на 17 часов. Изучается основной закон страны, который определяет, как устроено общество и государство, как образуются органы власти, каковы права и обязанности граждан. В ходе элективных занятий используется групповая форма работы, предлагаются различные задания, развивающие логическое мышление, умение анализировать, сопоставлять, сравнивать.

  • Элективный курс "Летопись огненных лет: Абакан (1941–1945)" 2007/08

    Автор: Якушкин Игорь Станиславович

    Образовательная цель курса состоит в овладении опытом и знаниями, взаимосвязь событий и направлений в истории Хакасии. Воспитательная цель курса: формирование у учащихся национального сознания, их самоидентификация, чувство гордости и патриотизма за свой народ, развитие толерантности. Развивающая цель: формирование исторического мышления у учащихся, получение социально значимой информации для себя, умение ориентироваться и применять их для определения собственной позиции.

  • Элективный курс "Логика в современном мире" 2011/12

    Автор: Бзыкова Белла Тамбиевна

    Программа элективного курса для учащихся 9-го класса рассчитана на 18 часов. Включает в себя темы: "Формы чувственного познания", "Понятие", "Суждение", "Запись суждений в виде формул", "Законы правильного мышления", "Дедуктивное умозаключение", "Символическая логика", "Индуктивное умозаключение". Уроки проходят на примерах и в игровой форме.

  • Элективный курс "Многообразие общества" 2011/12

    Автор: Ерофеева Ирина Евгеньевна

    Элективный курс «Многообразие общества» предназначен для учащихся 10-11 классов и рассчитан на 34 часа в каждом классе, всего 68 часов. Целью данного курса является повторение тем, вызывающих наибольшие трудности содержательного характера; обеспечение систематизации, углубление и закрепление понятий. Результатом изучения учащимися курса является умение решать задания ЕГЭ по обществознанию.

  • Элективный курс "Музееведение" 2006/07

    Автор: Середина Татьяна Михайловна

    Элективный курс "Музееведение" предназначен для изучения учащимися 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки. Введение этого курса целесообразно в учебных заведениях, имеющих музеи или музейные комнаты. Это позволяет наглядно продемонстрировать все аспекты музейной работы, создать профессиональный актив школьного музея и в целом способствовать дальнейшему активному развитию музея.

  • Элективный курс "Обществознание: теория и практика". 10–11-е классы 2011/12

    Автор: Никиташина Алена Валерьевна

    Данный учебный курс предназначен для эффективной подготовки старшеклассников к сдаче единого государственного экзамена (ЕГЭ) по обществознанию. Курс призван оказать помощь в систематизации, углублении, обобщении знаний по модульным блокам, содержит как теоретический, так и практический материал.

  • Элективный курс "Основы правовых знаний" 2008/09

    Автор: Позднякова Наталья Анатольевна

    Правоведческий курс "Основы правовых знаний" рассчитан на 34 часа для 9-го класса. Содержит материал о ключевых вопросах теории права и государственного устройства Российской Федерации. Лекционный материал, практические занятия, самостоятельные работы организованы таким образом, чтобы научить ребят самостоятельно применять нормативные документы к конкретным жизненным ситуациям.

  • Элективный курс "Основы философских знаний" (10—11-е классы) 2008/09

    Автор: Игнатова Наталья Георгиевна

    Данный элективный курс позволяет учителю решить следующие задачи: раскрыть специфику философского знания как особого исторического типа мировоззрения, его отличия от мифологического и религиозного типа мировоззрения; рассказать о философии как любви к мудрости, как поиска истины; раскрыть главные этапы развития основных философских идей и проблем; показать роль различных мировоззренческих позиций, в русле которых и раскрывались основные идеи; проанализировать нравственный опыт человечества в формировании мировоззрения личности.

  • Элективный курс "Отечественная война 1812 года". 10-й класс 2012/13

    Автор: Китаева Ирина Васильевна

    Элективный курс рассчитан на 16 часов изучения в рамках профильного обучения. Повышает знания по истории; развивает интерес к изучению истории России; помогает в подготовке к экзамену по истории.

  • Элективный курс "Памятники русского права IX–XVII вв. как исторические правовые источники". 10–11-й классы 2015/16

    Автор: Быкова Елена Николаевна

    Работа содержит программу элективного курса для учащихся 10–11-х профильных классов. Данный элективный курс дает представление учащимся об особенностях русского права от момента его становления в IX веке до «Соборного Уложения» (XVII в.). Источники древнерусского права в рамках курса истории рассматриваются только в общем, не давая детального объяснения норм древнерусского права. Элективный курс призван сформировать у учащихся более глубокие знания.

  • Элективный курс "Петр I и Александр II – традиционалисты или новаторы?" 2008/09

    Автор: Черепанова Елена Сергеевна

    Элективный курс рассчитан на учащихся 9-х классов, имеющих повышенный интерес в области истории и желающих расширить и углубить базовый курс знаний. Содержание учебного материала элективного курса соответствует целям предпрофильного обучения. Особенность курса заключается в том, что он предполагает воссоздание на основе историзма истинной картины исторической действительности. Программа элективного курса рассчитана на 17 часов, реализацию которой целесообразно провести в первом полугодии.

  • Элективный курс "Политическое лидерство". 10–11-е классы 2008/09

    Автор: Разгулова Елена Владимировна

    Данный элективный курс поможет прояснить ряд вопросов, связанных с феноменом лидерства, лучше уяснить особенности отечественной и зарубежной политической жизни.

  • Элективный курс "Развитие капитализма в сельском хозяйстве в пореформенное время" по книге А.Н. Энгельгардта "Из деревни. 12 писем" 2009/10

    Автор: Некрасова Елена Евгеньевна

    Элективный курс адресован учащимся профильных классов для более глубокого изучения процессов, проходивших в русской деревне в этот период, и позволяет углубить содержание базового курса 10 класса общеобразовательной школы. Курс основан на изучении подлинного документа – записках помещика А.Н. Энгельгардта.

  • Элективный курс "Сибирская ссылка и каторга конца XVI–XIX вв. в литературных источниках" 2009/10

    Автор: Бережная Ольга Николаевна

    Новый элективный курс является интегрированным курсом истории и литературы. Он призван ввести ребенка в мир художественной литературы, помочь осмыслить образность словесного искусства и посредством этого прийти к историческому знанию. Литературное чтение побуждает детей к словесному творчеству и чтению художественных произведений.

  • Элективный курс "Трудовое право" 2016/17

    Автор: Китаева Ирина Васильевна

    Элективный курс «Трудовое право» рассчитан на 35 часов изучения в 10-м классе в рамках профильного обучения. Данный курс направлен на повышение уровня изучения обществознания как базового учебного предмета; знакомство обучающихся с основными вопросами трудового права; оказание обучающимся помощи в подготовке к ЕГЭ по обществознанию.

  • Элективный курс "Формирование методологической компетентности учащихся" 2008/09

    Автор: Надельштехель Марина Викторовна

    Элективный курс нацелен на развитие методологической или информационно-технологической компетентности учащихся и рассчитан на учеников 9–11-х классов. На основе этого курса можно подготовить учащихся к успешному выполнению заданий части «С» в ЕГЭ по истории и обществознанию.