Краеведение

  • Музейный квест «История одного героя, или Хроники Великой Победы» 2015/16

    Автор: Субина Елена Николаевна

    Основной метод реализации цели события - сочетание практической работы группы школьников с использованием различных источников информации с опорой на материал, размещенный на стендах музейной комнаты, кадрами из документальной хроники. Занятие способствует развитию внимания и интереса школьников к истории своей Родины, родного края, побуждает учащихся к исследовательской деятельности, формирует чувство взаимопомощи, умение работать в группе, распределять обязанности для решения общих задач.

  • Народная медицина коренного населения Ямала 2016/17

    Автор: Мензак Екатерина Михайловна

    Актуальность изучения народного опыта жизнеобеспечения в суровых климатических условиях Заполярья обусловлена рядом причин. Народный опыт должен быть возвращен самим представителям коренного населения, т.к. молодое поколение не всегда имеет познание в этом вопросе. Народная медицина коренного населения может облегчить конкретные адаптационные механизмы для любого проживающего в районе и желающего познать народный опыт в вопросах лечения наиболее распространенных заболеваний на Севере.

  • Народные традиции убранства донского куреня. Быт XVI–XVII веков 2015/16

    Автор: Погорелова Елена Юрьевна

    Прекрасен Донской край! Прекрасен он всем: весенней цветущей степью, поразительным золотом июньский хлебных полей, своеобразием станиц и хуторов с расписными хатами – мазанками и резными куренями! Прекрасен Донской край культурой, гармонично сочетающей в себе все лучшие традиции народов, когда-либо проживавших и приходивших сюда искать работу, службу и приключения!.. Прекрасен Донской край мастерами – умельцами, прославившими свой край и род!

  • Наука и культура народов Казанской губернии первой половины XIX века 2015/16

    Автор: Хмылова Наталья Анатольевна

    Цель урока: дать целостное представление о научных и культурных знаниях человека, жившего в Казанской губернии в первой половине XIX века; учить учащихся приёмам поисковой работы, умению применять знания в нестандартной обстановке; воспитывать осознание выдающихся достижений многонациональной культуры народов Российской империи периода её «золотого века»; воспитывать патриотические чувства учащихся, гордости за страну.

  • Научно-исследовательский проект «Как в 1847 году в Черномории порт искали» 2017/18

    Автор: Токмакова Елена Валерьевна

    Цель: на примере Ахтарского поселка (1847 г.) показать, как начиналась заселение нашего района, выявить причины в отказе строительства порта. Основное внимание в работе автор акцентирует на вопросах исследования исторических документов. Выделяются и описываются характерные особенности Приморско-Ахтарского района. Изучается деятельность Александра Посполитаки - войскового старшину, черноморского казака, столпа екатеринодарского общества.

  • Национальный парк "Лосиный остров" 2016/17

    Автор: Московская Татьяна Владимировна

    Совсем не далеко от нас, в нескольких километрах, находится Национальный парк «Лосиный Остров» – это уникальная территория. Его уникальность состоит в том, что на его территории вблизи от многомиллионного города в естественном виде сохранилась природа Средней России во всем ее многообразии: хвойные, березовые и широколиственные леса, участки лугов и верховых болот, истоки Яузы с озерами.

  • Наш дом – Югра 2015/16

    Автор: Конурбаева Елена Николаевна

    В ходе мероприятия учащиеся знакомятся с укладом жизни коренных народов Югры, с основами культуры и истории народов ханты и манси. Дети совершают виртуальный тур в «Музей природы и человека» города Ханты-Мансийска, где с помощью программы «Мифологическое время» знакомятся с укладом жизни народов ханты и манси, их занятиями: кормление и ловля оленей в стойбище, ритуалами и обрядами. Учащиеся получают также информацию и о современном состоянии края, его природе и экологии.

  • Новомосковск – город трудовой славы 2015/16

    Автор: Дмитриева Татьяна Владимировна

    В 2015 году г.Новомосковск отмечал 85-летний юбилей. Нельзя жить на родной земле и не знать, что было здесь до нас, не знать о трудах и делах наших предков. У г.Новомосковска была своя сложная, противоречивая, героическая и драматическая, самобытная, похожая и не похожая на другие города, история. Новомосковск внес достойный вклад в материальную и духовную культуру России.

  • Нравственно-эстетические ценности стихов С.Королева как основа нравственного воспитания учащихся 2015/16

    Автор: Шемякина Елена Викторовна

    Изучение донской культуры невозможно без приобщения к своим собственным корням. Именно таким культурным наследием я считаю творчество нашего земляка, поэта Сергея Королёва. Стихи С.Королёва невозможно читать без волнения. Они завлекают, затягивают в глубину, заставляют сопереживать автору и очищать сердце. Поражает требовательность к слову поэта, точность в поиске образов и интонаций, беспощадность к отбору стихов. Единая канва его поэзии - это любовь к жизни, восторженная, всеобъемлющая.

  • Общеклассное воспитательное занятие посвященное Дню командира надводного, подводного и воздушного корабля. Тема: «Николай Алексеевич Остряков. Беззаветная преданность Родине». 2015/16

    Автор: Фадевнин Аркадий Анатольевич

    Занятие проводилось в преддверии даты начала второй героической обороны Севастополя. Во главе защитников города в этот период встали такие уникальные личности, как командующий ВВС КЧФ генерал-майор Н.А. Остряков. Цель занятия: познакомить воспитанников с основными страницами биографии Н.А. Острякова, развить интерес к истории своего города, и создать условия для формирования готовности к служению Отечеству.

  • Отечественная война 1812 года. Смоленское сражение 2015/16

    Авторы: Алёшина Ирина Николаевна, Родикова Раиса Дмитриевна

    Цели урока: расширить знания учащихся о малой родине, знакомя их с замечательными малоизвестными фактами; развивать навыки исследовательской работы; развивать умения учащихся работать в группе; развивать компетентность в области использования информационно-коммуникационных технологий; развивать умения работать с учебной и внешкольной информацией; формировать основы гражданской идентичности; воспитывать интерес и любовь к малой родине – Смоленщине.

  • Открытое занятие "Экология Подмосковья на примере города Железнодорожного" 2015/16

    Автор: Иванова Татьяна Евгеньевна

    В статье разработан вариант открытого занятия по биологии для учащихся 9-го класса, посвященного экологической тематике родного края. Рассматривается экологическое состояние различных функциональных зон (селитебной, рекреационной и промышленной), атмосферного воздуха и водных объектов, затрагивается проблема отходов производства и потребления г.Железнодорожного как современного промышленного центра Подмосковья.

  • Открытый урок по духовному краеведению Подмосковья "Святыни павловопосадской земли" 2015/16

    Автор: Соколова Людмила Николаевна

    Открытый урок по духовному краеведению Подмосковья в 8-м классе знакомит учащихся с историей и культурой родного края – Павловского Посада. На нашей павлово-посадской земле построено множество храмов. В районе их 24: 1 монастырь, 14 церквей, 1 колокольня, 2 каменных часовни, 6 каменных часовенных столбов. Сейчас идет активное возрождение Православия, которое называют даже «Вторым Крещением Руси», поэтому я считаю этот урок очень актуальным и нужным.

  • Память хранящие (образовательное путешествие по микрорайону родной школы) 2015/16

    Автор: Белова Елена Витальевна

    В статье представлена разработка образовательного путешествия по микрорайону родной школы. Главный вопрос, на который предстоит ответить «путешественникам», исследующим объекты городской среды (адресная табличка, мемориальная доска, культовое сооружение, мемориал, городская скульптура) - что такое памятник и какова его роль в пространстве современного города.

  • Партизанское движение в период Отечественной войны на территории Московской губернии 2015/16

    Автор: Матвеенко Надежда Борисовна

    Основные цели мероприятия: актуализация знаний обучающихся по предложенной теме, формирование познавательной мотивации в обучении средствами современных интеллектуальных игр. Разработка содержит значительный объём вопросов по истории Московской области и рассчитана на 45-минутный объём учебного времени.

  • Повседневная жизнь русского города и деревни в XVI–XVII вв. (женский взгляд) 2015/16

    Автор: Замаева Елена Владимировна

    В данной работе проблема освещается с точки зрения русской женщины, положение которой в обществе было особым, а потому представляет дополнительный интерес. Переходность данного исторического период от эпохи Средневековья к Новому времени позволяет раскрыть особенности мировоззрений каждой из этих эпох, показав тем самым трансформацию российского общества, которая предопределила в будущем Петровские реформы, что позволяет лучше понять их психологические истоки.

  • Познавательная игра "Путешествие по Кузбассу" 2015/16

    Авторы: Веденина Оксана Петровна, Петрова Ирина Николаевна

    В основе сюжетной игры для учащихся 4-го класса виртуальное путешествие на паровозике. Игровая атмосфера создается с помощью презентации и «железнодорожного» реквизита. Игра направлена на закрепление и расширение знаний учащихся о родном крае, способствует формированию навыков групповой работы.

  • Поисково-исследовательская деятельность в организации работы по истории и краеведению (из опыта работы) 2015/16

    Автор: Ермоленко Елена Васильевна

    Урок в 10-м классе по истории западной России (региональный компонент, 1 час в неделю). Работа организуется в рамках 3-х уроков с выходом на выполнение проекта «Моя семья в Калининградской области». Результат проектной деятельности презентуется на 3-м уроке, школьной научно-практической конференции, родительском собрании, мероприятиях, связанных с празднованием 70-летия образования Калининградской области (март–сентябрь 2016 г).

  • Полгода совсем никуда, или О чем говорят капризы погоды 2016/17

    Автор: Кузнецова Елена Михайловна

    В сентябре 2016 года группа метеопрогнозирования компании «Яндекс» опубликовала результаты любопытного исследования. Используя методы статистики и данные метеонаблюдений за 36 лет, она проверила на достоверность народные приметы о погоде. Рассказать об итогах этого эксперимента можно буквально в трех словах: «Приметы не работают». Почему же нас так подводит вековая мудрость?

  • "Поляна знаний" эколого-краеведческая игра 2015/16

    Автор: Падалко Ольга Викторовна

    Эколого-краеведческая игра «Поляна заданий» направлена прежде всего на развитие всесторонней личности, кругозора детей, формирования слаженной работы в коллективе, где от ответа одного - зависит успех всей команды.

  • Поэт Сергей Москвитин 2017/18

    Автор: Саввинова Кюннэй Владиславовна

    Сергей Москвитин - поэт, член Союза писателей России, автор нескольких поэтических сборников. Фотолюбитель. Неудивительно, что поэзия и художественная фотография переплетаются в его творчестве в единое целое.

  • Праздник Медведя 2016/17

    Автор: Васильева Тамара Александровна

    Древняя традиция северных народов, раз в семь лет устраивать медвежий праздник с участием представителей всех родов и стойбищ, является основой построения урока. Урок разрабатывался с целью познакомить ребят с традициями и обычаями коренных малочисленных народов севера. Воспитывать у обучающихся патриотические чувства, музыкально-эстетический вкус, толерантность, уважение к культуре коренных малочисленных народов Сахалина и других народов, живущих на нашем острове.

  • Праздничный утренник, посвященный герою-земляку И.М. Сивко 2015/16

    Авторы: Аржанова Татьяна Александровна, Крючкова Татьяна Сергеевна, Марченко Светлана Валерьевна

    Пусть каждый человек с самого раннего детства знает: он – частичка большого, сильного народа. Нам есть что помнить и чем гордиться. Многие улицы и аллеи нашего Заволжского городка названы в честь воинов, защитников Родины. Хотя в Николаевске и не было жарких боёв, но с первых же часов нападения на защиту Отечества ушли 9600 николаевцев. Мы их чтим и помним, стараемся делать всё для того, чтобы подрастающее поколение не забывало историю своей малой Родины и своих героев – земляков.

  • Предмет "Истоки". Тема: "Труд земной. Мастера-плотники". 2-й класс 2016/17

    Автор: Митронова Ирина Владимировна

    Урок по предмету «Истоки» во 2-м классе призван организовать деятельность для расширения знаний учащихся о профессиях столяра и плотника, формировать навыки уважительного отношения к людям труда.

  • Природа родникового края 2016/17

    Автор: Князева Наталья Петровна

    Цели урока: изучение растительного и животного мира Удмуртии; развитие познавательных интересов учащихся; развитие умений решать проблемные задания.

  • Присоединение Астраханского ханства к Российскому государству. 9-й класс 2015/16

    Автор: Джуманьязова Эльвира Германовна

    В ходе урока учащиеся развивают предметные и метапредметные умения, среди которых умение работать с историческими источниками, текстом пособия, картой, коммуникативные и регулятивные умения. В ходе работы дети учатся ставить вопросы, оценивать себя и других, планировать и анализировать свою деятельность.

  • Проблемы охраны окружающей среды в Кемеровской области и пути их решения 2016/17

    Авторы: Колягина Галина Борисовна, Пупкова Светлана Владимировна

    С развитием добывающей промышленности остро встает проблема нарушенных земель. В настоящее время только в Кемеровской области к нарушенным относится более 100 тыс. га земли, из них рекультивировано немногим более 20 тыс. га. Источниками экологических проблем являются предприятия промышленности и сельского хозяйства, а также деятельность человека при обеспечении своих жилищно-бытовых нужд. Настоящим решением накопившихся проблем, на наш взгляд, является эко-технологический путь развития.

  • Программа "Родной край" 2015/16

    Авторы: Мельман Ирина Леопольдовна, Федотова Татьяна Владимировна

    Программа дает углубленные знания по изучению родного края и дополнительные по истории в целом, в ней большое внимание уделяется духовной и материальной культуре коренных жителей Кузбасса. Обучение происходит на базе школьного музея и других музеев города. Программа формирует патриотическое и гражданское самосознание учащихся через исторические знания, экологическую культуру и учебно-исследовательскую деятельность в школьном музее.

  • Программа внеурочной деятельности «Краеведение. Наш край - Кузбасс» в начальной школе 2015/16

    Автор: Никитенко Олеся Юрьевна

    Цель программы: дать школьникам начальной школы основные знания об истории своего города, родного края, о культурных, политических, экономических, экологических особенностях Кемеровской области, познакомить с достопримечательностями, природой, полезными ископаемыми, реками… и, что немало важно, людьми, строившими и прославившими родной край.

  • Программа дополнительного образования детей "Экологический практикум" 2015/16

    Автор: Серкова Людмила Ивановна

    Статья содержит пояснительную записку, учебно-тематический план, информационное обеспечение (литературу) к программе дополнительного образования детей 11–14 лет «Экологический практикум». В контексте имеющихся знаний к этому возрасту программа является компенсаторно-развивающей и имеет четко выраженную местную специфику. Цель программы: подготовка и развитие практических умений учащихся в области экологической оценки окружающей среды, а также ее охраны и восстановления.