00
дней
/
00
часов
/
00
минут
/
00
секунд

Литература

  • Эйдос-конспект на уроках русского языка и литературы 2013/14

    Автор: Хатькова Светлана Анатольевна

    Использование эйдос-конспекта оправдано на уроках при изучении основных изобразительно-выразительных средств языка, функционально-смысловых типов речи, так как активизирует воображение, обучает образной речи, требует осмысления художественной роли изобразительно-выразительных средств языка.

  • Эйдос-конспекты при изучении поэмы Н.В. Гоголя "Мертвые души" 2012/13

    Автор: Головацкая Надежда Феоктистовна

    Художественная литература рождает у читателя зримые образы. Эйдос-конспекты помогают ученикам понять увиденное. Учитель и ученики анализируют текст, ищут ключевые образы, художественные средства для характеристики героев, раскрывают идейное содержани произведения.

  • Экологическая культура в мировоззрении народов Сибири 2009/10

    Авторы: Колотовкина Марина Валентиновна, Нестеренко Наталья Александровна

    Урок служит установлению межпредметной связи истории Сибири и литературного наследия Сибири, формированию представлений учащихся о влиянии мировоззрения коренных народов Сибири на современное литературное творчество и современную экологическую культуру.

  • Экологическое образование и воспитание на уроках татарского языка и литературы 2011/12

    Автор: Харисова Венера Гаязовна

    Главная цель экологического образования сегодня – становление экологически культурной личности. Экологическое образование школьников становится высокоэффективным, когда различные аспекты его содержания раскрываются во взаимодействии всех школьных дисциплин, как естественных, так и гуманитарных. Литература позволяет школьникам делать сопоставление образного и научного описания мира природы, преодолевать существующий в мировоззрении разрыв между образным и логическим его восприятием.

  • "Экология души: можно ли назвать рассказы Л.Андреева уроками добра?" (подготовка к сочинению–рассуждению в художественном стиле на нравственно–жизненную тему) 2008/09

    Автор: Рындина Татьяна Ивановна

    Как научить школьников понимать, что значит «экология души»? Наверно, нужно вместе с ними прочитать и обсудить лучшие литературные произведения, которые внимательными читателями с благодарностью названы «уроками доброты». Чутким детское сердце не станет, если хотя бы однажды не заболит от жалости, сострадания, страха… за другого, может быть, более слабого или даже сильного, того, кто рядом, кто стал другом или просто приятелем. Почему человеку иногда общение с «братьями нашими меньшими» дает гораздо больше тепла, ответной доброты, чем общение с себе подобными?

  • Экология природы — экология языка — экология души (экологическое воспитание и образование средствами родного языка и литературы) 2004/05

    Автор: Андронова Евгения Владимировна

    Школа должна воспитывать человека со-природного, отзывчивого, а для этого необходима гуманизация и гуманитаризация учебного процесса. К сожалению, в современной школе наблюдается такая ситуация, когда уроки родного языка стали неинтересными и трудными для большинства учащихся. Причина этого в оторванности учебного предмета от жизни самих учеников, в том, что большая часть лингвистической информации, получаемой на уроках, не может быть применена ими в повседневной жизни. Обучение русскому языку и литературе, формирование экологического (в широком смысле слова) мировоззрения должны быть непрерывно связаны с усвоением культуры русского народа. Средством реализации воспитательных функций русского языка и формирования этнокультуроведческой, экологической компетенции может быть изучение творческого наследия народа, освоение его векового опыта в разных областях жизни.

  • Экономическое образование на занятиях по литературе и русскому языку 2007/08

    Автор: Демидов Николай Анатольевич

    В статье поднимаются проблемы экономического образования студентов средствами гуманитарных дисциплин, раскрывается связь наук при проведении факультативных занятий и организации самостоятельной и внеклассной работы студентов по литературе и русскому языку, отражается учебный план факультативного курса "Экономическое образование на занятиях по литературе и русскому языку". Работа адресована преподавателям русского языка и литературы средних специальных учебных заведений, может оказать помощь преподавателям экономических дисциплин.

  • Экпрессивные возможности частиц не-ни в сказке Салтыкова-Щедрина "Премудрый пескарь" 2004/05

    Автор: Хомович Наталья Викторовна

    Основные цели урока - показать, как используются экспрессивные возможности частиц НЕ и НИ в сказке Салтыкова-Щедрина; попытаться понять некоторые особенности взглядов (мировоззрения) Салтыкова-Щедрина, погрузившись в его язык; развивать творческие способности учащихся.

  • Экскурсия "На родине Виктора Петровича Астафьева" 2010/11

    Авторы: Зотова Елена Александровна, Мациенко Лидия Викторовна, Сафоклова Ирина Владимировна

    В рамках регионального компонента изучается творчество писателей и поэтов родного края. Знакомство с творчеством В.П. Астафьева начиналось с экскурсии на его родину, в деревню Овсянка. Ребята побывали в доме бабушки Виктора Петровича, в доме самого писателя, послушали лекцию о его жизни, о быте сибирской довоенной деревни, посетили библиотеку и церковь, построенные на средства Астафьева, возложили цветы на его могилу.

  • Экскурсия в Читай-город. 6-й класс 2011/12

    Автор: Жёлтышева Анжела Владимировна

    Игра проводится среди учеников 6-х классов (по пять игроков в команде), состоит из шести конкурсов, направленных на выявление знаний по следующим разделам: «УНТ», «Русская литература XVIII–XX веков», знания теоретических понятий (сказ, сказка, баллада, повесть, рассказ, басня, летопись, аллегория, миф, зачин), сюжета прочитанных произведений, авторов и героев.

  • Экспедиция в Астрахляндию. Организация работы естественно-научных экспериментальных мастерских 2007/08

    Автор: Семке Андрей Иванович

    Экологическая экспедиция — это знакомство с растительным миром, живыми организмами, законами жизни и взаимосвязями в природе, но не взглядом "эксплуататора и насильника" этих чудес, а взглядом, способным увидеть и понять красоту мира и научную премудрость За 10 дней участники экспедиции последовательно бывают на всех природных объектах и работают во всех мастерских. Но наша главная задача — не изучение природы заказников, а знакомство ребят с методиками естественнонаучных и экологических исследований на примере уникального природного материала.

  • Экспрессивные возможности конструкций с однородными членами в рассказе Л.Н.Толстого "После бала" 2011/12

    Автор: Рассказова Елена Юрьевна

    Урок позволяет формировать у учащихся способность анализировать текст художественного произведения, внимательно и грамотно работать со словом писателя. Задания способствуют закреплению навыков в постановке знаков препинания при однородных членах.

  • Экспрессионизм в рок-поэзии 2003/04

    Автор: Никитина Светлана Николаевна

    Перед каждым учителем стоит задача - сделать свой предмет максимально интересным, а в условиях модернизации образования - еще и современным. Сегодняшние школьники привыкли к видео, компьютеру, Интернету. Чем же может удивить их простой школьный урок? Учитель заинтересован в том, чтобы именно его предмет стал любимым. Восьмой год работая по системе развивающего обучения Эльконина- Давыдова, я убедилась в правоте основного правила этой системы: ребенок хорошо запоминает только то, что пережил сердцем, что заставило его задуматься, потрясло и удивило. Удивляться на каждом уроке - это сверхзадача, которую педагог должен помочь ребенку решить. Современные дети хотят изучать то, что им интересно. Старшеклассники любят слушать рок-музыку. Принимая это во внимание, можно провести урок - исследование "Экспрессионизм в рок-поэзии".

  • Экспрессия знаков препинания как особенность поэтического стиля М.И. Цветаевой 2006/07

    Авторы: Баркова Марина Вольфовна, Лоськова Тамара Анатольевна

    М.И. Цветаева - большой поэт, чей вклад в культуру русского стиха XX века значителен. Судорожные и вместе с тем стремительные ритмы Цветаевой - это ритмы XX столетия, эпохи величайших социальных катаклизмов и грандиозных революционных и военных потрясений. Цель исследования - анализ пунктуационных особенностей поэтического наследия автора, формирование целостного представления о системе знаков препинания, используемых в стихотворениях поэтессы.

  • Элективный курс "Волшебный край…": "От Эсхила до Вампилова (история мировой драматургии)" 2013/14

    Автор: Белкина Надежда Владимировна

    Настоящий курс предназначен в качестве элективного для учащихся старших классов гуманитарного профиля. Его можно использовать в 1-м и 2-м полугодиях 10-го и 1-м полугодии 11-го класса. Программа состоит из трех блоков, каждый из которых может рассматриваться как самостоятельный курс. Цель курса: сформировать представление об основных явлениях и тенденциях развития мировой драматургии; познакомить учащихся с историей развития театрального искусства.

  • Элективный курс "Духовный мир человека" 2012/13

    Автор: Панова Галина Афанасьевна

    Элективный курс «Духовный мир человека» включает ознакомление с историей православной культуры через практический выход на изучение произведений русской словесности. Изучение курса рассчитано на три года: 9–11-й классы. Необходимость его объясняется катастрофическим углублением духовно-нравственного кризиса общества и преподаванием литературы (по количеству учебных часов) в ущербной форме.

  • Элективный курс "Лингвистический анализ поэтического текста" для 11-го класса 2007/08

    Автор: Захарова Надежда Юрьевна

    Программа построена на углубленном изучении средств выразительности, используемых в русском языке. В зависимости от задач, стоящих перед учителем, и уровня подготовленности обучающихся курс может быть разделен на две части: "Языковые средства выразительности" и "Основы комплексного анализа поэтического текста".

  • Элективный курс "Под голубыми небесами…" 2011/12

    Автор: Увакина Ольга Николаевна

    Элективный курс, разработанный для учащихся 9-го класса, апробированный в рамках предпрофильной подготовки. Занятия элективного курса направлены на расширение знаний учащихся о биографии Александра Сергеевича Пушкина, воспитание любви к памятным местам, связанных с жизнью поэта, приобщение к системе духовных и культурных ценностей, что будет в дальнейшем способствовать многостороннему развитию личности.

  • Элективный курс "Словомейкерство. Дань моде или творчество" 2005/06

    Автор: Афанасьева Светлана Павловна

    В данной работе представлена программа элективного курса, основу которого составляет изучение видеом и видух (визуальный образ стихотворения) А. Вознесенского. Ценители его творчества утверждают, что это «не бездумная игра в словеса, а постоянный, молодой порыв к смыслу, к сути». К этой статье прилагаются некоторые видеомы А. Вознесенского и задания к ним, а также работы учеников.

  • Элективный курс "Сущность, основные черты, свойства, качества художественного образа" 2005/06

    Автор: Веденеева Елена Анатольевна

    Задача данного курса - показать, что даже самые незначительные образы произведения несут огромную смысловую нагрузку. Нужно представить интерпретации произведений литературы в различных видах искусства (иллюстрациях, рисунках русских писателей, материалах, раскрывающих психологию творчества). Спецкурс ставит две задачи: искусствоведческую и литературоведческую. Также необходимо вовлечь учащихся в процесс сопоставления зрительных и литературных образов. Спецкурс будет обречен на провал, если не обеспечить мотивацию учащегося, его заинтересованность.

  • Элективный курс "Теория и практика сочинений разных жанров" 2005/06

    Автор: Безродных Галина Ивановна

    Сочинение – не только один из самых трудных видов деятельности учащихся, но и одна из самых сложных письменных форм мониторинга в системе обучения русскому языку и контроля овладения учащимися навыками связной речи. Оно требует от обучающегося и выпускника предельной сосредоточенности, умения чётко, образно и грамотно излагать, аргументировать свои мысли. Я предлагаю курс по развитию письменной речи учащихся в 8–9-х классах.

  • Элективный курс "Учебные проекты и информационно-компьютерные технологии" 2013/14

    Автор: Хадаханова Инна Владимировна

    Данная программа элективного курса рассчитана на учащихся 8–11-х классов и учит выполнять учебные проекты, применять текстовый редактор, программы Microsoft Offise Word, Microsoft PowerPoint, анализировать и преобразовывать текстовую, графическую и звуковую информацию.

  • Элективный курс "Христианские мотивы в творчестве русских писателей" 2008/09

    Автор: Шкатова Наталья Александровна

    Система занятий курса не ставит целью дать «обзор», а тем более исчерпывающее постижение Библии. Важно, чтобы на этих занятиях учащиеся почувствовали художественное совершенство и религиозно-гуманистическое, нравственное содержание величайшего памятника мировой культуры, ощутили своеобразие художественного языка Библии, смогли определить значение Библии в контексте мировой литературы.

  • Элективный курс "Чтение в XXI веке", 9-й класс 2009/10

    Автор: Фомина Таисия Николаевна

    Чтение относится к базовым умениям, которые позволяют продуктивно работать и свободно общаться с разными людьми. Во всем мире чтение рассматривается как технология интеллектуального развития, способ обретения культуры, средство решения жизненных проблем. Настоящая программа предлагает необходимый минимум знаний об эффективных методах и способах рационального чтения как печатных, так и электронных книг.

  • Элективный курс в 8-м классе по теме: "Теория и практика сочинений разных жанров" 2005/06

    Автор: Морозова Надежда Константиновна

    Медленное чтение, особенно восприятие "на слух", порождает вопросы, ответы на которые прямо или косвенно есть в тексте. Суметь "собрать" свои впечатления, ощущения, наблюдения и мысли в лирическую (по форме) и лаконическую (по содержанию) форму сочинения (синквейн) - значит показать объективную глубину прочтения текста.

  • Элективный курс для учащихся 10–11-х классов "Введение в литературоведение: основные понятия. Основы анализа художественного произведения" 2014/15

    Автор: Казакова Наталья Ивановна

    Курс предназначен для учащихся 10–11-х классов филологического и социально-гуманитарного профиля, направлен на удовлетворение познавательных интересов обучающихся в области литературоведения, развитие навыков исследовательской деятельности и реализацию творческих возможностей личности. Задачи курса нацелены на развитие у учащихся навыков самостоятельной аналитической и интерпретационной работы с художественным текстом, навыков написания сочинений различных жанров: эссе, этюд, критическая статья.

  • Элективный курс как средство формирования индивидуальной образовательной траектории в профильной школе 2013/14

    Автор: Содомова Марина Валентиновна

    Элективные курсы — важнейшее средство построения индивидуальных образовательных программ, в наибольшей степени связаны с выбором каждым школьником содержания образования в зависимости от его интересов, способностей, жизненных планов. Они "компенсируют" во многом ограниченные возможности базовых и профильных курсов в удовлетворении разнообразных образовательных потребностей старшеклассников.

  • Элективный курс литературного творчества учащихся "Обучение сочинениям различных жанров" 2008/09

    Автор: Домбровская Галина Дмитриевна

    Необходимость системы в обучении сочинениям не вызывает сомнения. Как можно разрешить данную проблему на практике? Прежде всего, на первый план выдвигается требование – учить от простого к сложному. Считается, что повествование легче описания, а описание легче рассуждений. Данный материал поможет учителю при обучении учащихся сочинениям различных жанров.

  • Элективный курс по литературе "Динамика лирического героя" (10–11-е классы) 2009/10

    Автор: Мугинова Валентина Николаевна

    Узко ориентированный профильный курс должен дать основу, достаточно важную для уточнения базы знаний по литературе. Дополняет курс, основанный на историко-литературной основе. Художественные произведения группируются вокруг важнейших социально-политических и нравственных проблем XX века.

  • Элективный курс по литературе "Жизнь и творчество С.А. Есенина" для учащихся 11-х классов 2006/07

    Авторы: Умеренкова Марина Ивановна, Яушева Ирина Витальевна

    Элективный курс "Жизнь и творчество С.А. Есенина" рассчитан на 12 часов. Цель данного курса - переосмыслить роль поэзии С.Есенина и его личности в русской литературе XX века. Учащиеся вовлекаются в различные виды деятельности, что способствует развитию и совершенствованию навыков самостоятельной работы. Основными видами, формами организации учебной деятельности являются лекции, семинары, практические занятия.