Русский язык
-
Урок-игра "Крестики-нолики" по теме "Причастия" 2008
Данная работа может быть использована на уроках обобщения знаний учителями русского языка с целью активизации познавательной и речевой деятельности учащихся, развития общеучебных умений (слушать и слышать, адекватно воспроизводить принятую информацию; критически относиться к полученной информации, давать ей оценку; высказывать свое мнение, подтверждая его примерами).
-
Интегрированный урок (английский язык + русский язык) по теме "Путешествие из Великобритании в Алтайский край". Степени сравнения имен прилагательных 2008
Урок по теме «Путешествие из Великобритании в Алтайский край. Степени сравнения имён прилагательных» проведен в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната VI вида с пролонгированным обучением. Учащиеся сравнивают способы образования степеней сравнения прилагательных в английском и русском языках через тему урока.
-
Проблемно-модульный урок русского языка в 5-м классе 2008
Урок русского языка в 5-м классе на тему "Разносклоняемые существительные" отвечает технологии проблемно-модульного обучения. На протяжении всего урока каждый ученик включается в активную самостоятельную познавательную деятельность по постановке учебной задачи урока, по актуализации своих знаний, по постановке индивидуальной учебной задачи и решению ее в ходе самостоятельной работы с источниками информации. Использование проблемно-модульного обучения совместно с групповой и парной формой работы формирует у обучающихся специальные и общеучебные умения и навыки.
-
Урок русского языка в 8-м классе "Односоставные предложения. Предложения определенно-личные" 2008
Интегрированный урок русского языка и литературы для учащихся 8-го класса по теме «Односоставные предложения. Предложения определенно-личные». Данный урок проводится с применением ИКТ. Работа с информацией на слайдах позволяет учителю организовать самостоятельную работу учащихся.
-
Урок развития речи. Рецензия на произведение живописи 2008
Урок является интегрированным (зарубежная литература + русский язык). Цель урока - обучение составлению рецензии на произведение живописи, приобщение учащихся к искусству слова, развитие у них художественного мышления и эстетических чувств, читательской и речевой культуры, формирование нравственно-эстетических ориентаций, совершенствование творческих способностей учащихся.
-
Открытый урок по русскому языку в 7-м классе по теме "Деепричастие" 2008
На уроке, проведенном в форме игры-путешествия, учащиеся обобщали и систематизировали знания по данной теме, развивали умение нахождения разных видов орфограмм. Занятие способствует обогащению словарного запаса учащихся, учит применять полученные знания при самостоятельной работе. Используемый занимательный материал, стихотворные отрывки русских поэтов воспитывают любовь и уважение к русскому языку, а также формируют интерес учащихся к занятиям русским языком.
-
Урок в 4-м классе по теме "Множественное число имен существительных. Склонение имен существительных множественного числа" 2008
Разнообразные задания, музыкальное сопровождение, создание позитивного отношения к обучению, активизация познавательной деятельности, развитие коммуникативных навыков, чувство коллективизма, толерантности. Данная разработка урока расширяет кругозор учащихся, формирует мышление, развивает речь, воображение и творческие способности учащихся.
-
Урок-игра в 5-м классе. Обобщение и систематизация изученного по теме "Имя существительное" 2008
Игра-путешествие по карте "Океан знаний". Обобщение и систематизация знаний по теме "Имя существительное".
-
Урок-зачет в 6-м классе по теме "Имя прилагательное" 2008
Предлагается разработка урока-зачета по русскому языку в 6-м классе (по учебнику М.Т. Баранова и др.) по теме "Имя прилагательное". Цели данного урока: проверить теоретический материал по теме; умение применять полученные знания на практике; дальнейшее знакомство учащихся со сквозной темой года "Русское народное прикладное искусство", воспитывать умение видеть прекрасное в окружающем мире.
-
Разработка открытого урока "Орфографический анализ текста", 8-й класс 2008
Урок закрепления у школьников представления о русской орфографии как об определенной области знаний о языке.
-
Конспект урока "Обобщение и систематизация изученного по теме «Глагол»" 2008
Урок по теме"Обобщение и систематизация изученного о глаголе в 6-м классе". Ролевая игра "Следствие ведут знатоки". Процесс обобщения и систематизации знаний идет более интенсивно за счет умелого сочетания индивидуальных и групповых заданий занимательного характера.
-
Урок развития речи по русскому языку в 5-м классе "Подготовка к сочинению по собственным наблюдениям «Осенняя сказка»" 2008
Урок развития речи в 5-м классе по теме "Подготовка к сочинению по собственным наблюдениям "Осенняя сказка".
-
Урок развития речи по русскому языку в 9-м классе по теме "Экскурсия в Третьяковскую галерею" 2008
Урок подготовки к экзаменационному изложению по "Сборнику текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку". Анализируются тексты № 11, 35, 36, связанные общей тематикой (в них рассказывается о шедеврах русской живописи, которые находятся в Третьяковской галерее). На уроке не только совершенствуются навыки работы с текстом, умение связно и грамотно выражать свои мысли, давать развернутый ответ на поставленный вопрос, но и решается вопрос эстетического и гражданского воспитания учащихся.
-
Урок русского языка по теме "Употребление наречий в речи" 2008
Представлен урок русского языка по теме "Употребление наречий в речи". На уроке формируются умения учащихся правильно употреблять наречия в тексте. Наречия используются как средство более точного и образного выражения мысли, как средство связи предложений. В ходе урока организовано повторение орфографии и морфологии (т.к. наречие связано с глаголом, повторяются категории вида и времени глагола).
-
Эффективность использования информационных технологий в процессе преподавания филологических дисциплин 2008
В статье рассматриваются вопросы эффективности использования на уроках русского языка информационных технологий. Самым доступным на сегодня остается создание презентаций средствами Microsoft Power Point. Дидактические материалы такого формата применимы на всех этапах любого типа урока. Варианты применения Power Point также можно найти на страницах данной статьи.
-
В разнообразии приставок таится разнообразие смысла 2008
Целью данного урока является выявление семантической роли приставок и закрепление их правописания. Текстовый материал представляет собой фрагменты произведений А.С. Пушкина, которые можно объединить темой «Метель».
-
Урок русского языка во 2-м классе по теме "Перенос слов" 2008
При параллельном обращении к разным типам мышления ребенка – логическому и образно-художественному – создаются условия для познавательной и учебной деятельности, для развития интеллектуальных и творческих способностей. Ребёнок не учится, а смотрит сказку и создаёт её сам.
-
Урок русского языка в 8-м классе "Однородные члены предложения" 2008
Урок русского языка для учащихся 8-го класса. Тема «Однородные члены предложения». На данном уроке рассматриваются однородные члены предложения, выраженные различными частями речи, распространенные и нераспространенные, ряды однородных членов.
-
Фонетическое средства выразительности русской речи 2008
Урок литературы на тему «Фонетические средства выразительности русской речи» формирует представление об особенностях фонетических средств выразительности русской речи; способствует в приобретении навыков исследовательской работы над лирическим произведением.
-
Методика поэтапной подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по русскому языку (часть С) 2008
Подготовка к экзамену по русскому языку в форме ЕГЭ (часть С) является одной из самых трудных задач, стоящих перед учителем-словесником. Предлагается методика поэтапной подготовки учащихся к сдаче единого государственного экзамена по русскому языку (часть С), выработанная на основе многолетнего личного опыта. В заключительной части статьи приводится субъективная оценка методической литературы, использовавшейся в работе учителя.
-
Урок-игра по русскому языку "Турнир в стране Языкознания" (с использованием ИКТ) 2008
Урок-игра по русскому языку для учащихся 6-го класса «Турнир в стране Языкознания» с использованием информационно-компьютерных технологий. В уроке использована форма турнира, что позволяет детям посоревноваться. Задания выполняются на время, есть проверка задания, т.е. учащиеся могут сами проверить правильность выполнения заданий.
-
Урок русского языка. Повторение и обобщение по теме "Причастие" 2008
Урок русского языка в 7-м классе на тему «Причастие». При изучении причастий следует уделить внимание работе по усложнению синтаксического строя речи школьников. Важно показать учащимся, что причастие - книжная форма; оно является экономным способом выражения мысли, и употребление его обогащает речь, делает ее более яркой, образной. Урок помогает систематизировать знания о причастии, выявить уровень сформированности умений по определению грамматических свойств и категорий причастия; развивать навыки правильного письма наиболее сложных форм причастий; воспитать интерес к языку, уважение к русскому слову.
-
Урок русского языка в 5-м классе "Буква Ы — И после Ц" 2008
На уроке учащиеся учатся правописанию гласных букв Ы-И после Ц, повторяют правописание О-Ё после шипящих, безударных гласных корня, приставок на З-С.
-
Урок развития речи в 6-м классе 2008
В конспекте урока представлены приёмы, направленные на развитие творческого потенциала учащихся. Это "бином фантазии" (Дж. Родари), метод фокальных объектов и "приём напряжённого зрения". Они погружают ребёнка в ситуацию исследования, побуждают познавательную активность, интерес к объекту. Эти приёмы можно использовать на уроках развития речи при описании предмета, практикумах по литературе при работе над метафорой. Можно применять их и в качестве речевого тренажёра в начале обычного урока русского языка.
-
Методическая разработка урока русского языка в 7-м классе на тему "Мягкий знак после шипящих на конце наречий" 2008
Связь новой темы с изученными ранее обязательна. Использование учебника, словарей и других дополнительных источников на уроке. Чередование устных и письменных видов работы. Внимание на уроке уделять каждому ученику. Связь с другими предметами при выполнении домашнего задания.
-
Развитие речи. Подготовка к сочинению "Равнение на героев". Открытый урок русского языка в школьном музее. 2008
Вашему вниманию предлагается открытый урок русского языка в школьном музее.
-
Урок русского языка в 5-м классе по теме "Род имени существительного" 2008
Методы и приёмы данного урока способствуют успешному усвоению материала, учат применять свои знания в необычной учебной ситуации, корректировать, углублять и закреплять знания учащихся за счёт привлечения занимательного материала.
-
Урок по русскому языку в 4-м классе по теме "Именительный и винительный падежи существительных множественного числа" 2008
Приемы эффективной деятельности учащихся.
-
Языковая композиция повести В.Маканина "Человек свиты". Обучение композиционному анализу прозаического текста в 11-м классе 2008
Проблема композиции является центром исследования произведения искусства. В лингвистике существует своя теория композиции. Языковая композиция - это сопоставление, противопоставление, чередование словесных рядов в художественном тексте. В повести В.Маканина два ключевых понятия: "свита" и "человек". Автор использует антитезу и повтор в качестве композиционных приёмов. Ирония создаётся противопоставлением книжного словесного ряда и разговорно-просторечного, ряда слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами и уменьшительно-уничижительными.
-
Урок по теме "НЕ с именами прилагательными" 2008
Урок в 6-м классе по теме «Не с прилагательными». Формирование прочных орфографических навыков - одна из главных задач, стоящих перед учителем русского языка. Навыки грамотного письма относятся к числу сложнейших. Очень часто изученное правило ученик не может применить на практике. С целью повышения эффективности учебно-познавательного интереса и качества знаний учащихся применяются элементы новых педагогических технологий. На уроке используются дифференцированный подход, методы орфографического программирования.