Русский язык

Сортировка: новинки, темы Класс:
  • Открытый урок развития речи в 5-м классе "Типы речи" 2008

    Автор: Рождественская Ольга Александровна

    Урок развития речи «Типы речи» сопровождается интересным наглядным материалом, что является своеобразным способом повышения интереса учащихся к изучаемой проблеме. На уроке используются разнообразные современные технологии: проблемное обучение (при разборе типа речи – описания); информационно-компьютерные технологии (компьютерная презентация); здоровьесберегающие технологии (чередование видов деятельности, эмоциональная разрядка – видеоролик); приемы, обеспечивающие устойчивость и продуктивность внимания и развития памяти, интересный наглядный материал; после каждого этапа урока – обобщение.

  • Лингво-математический урок "Сравнение в русском языке и математике" 2008

    Автор: Ишмаева Людмила Альбертовна

    Современный образовательный процесс невозможен без интегрированного подхода к обучению школьников. Взаимовлияние математики и лингвистики создаёт возможности для организации лингво-математических уроков как эффективной формы обучения русскому языку.

  • Морфологический разбор предлога 2008

    Автор: Зачиняева Галина Васильевна

    Цель: познакомить обучающихся с образцом морфологического разбора; отрабатывать умения ребят разбирать предлоги; развивать мыслительную деятельность школьников.

  • Урок русского языка в 7-м классе "Подготовка к сочинению-рассуждению" 2008

    Автор: Соколова Евгения Ивановна

    Данный урок развития речи предназначен для учащихся 7-го класса с целью повторить сведения об особенностях сочинения-рассуждения, познакомиться с доказательством от противного, подготовиться к самостоятельной работе. Урок снабжен компьютерной презентацией, что позволяет в более доступной и наглядной форме познакомить учащихся с новым материалом.

  • Вводные слова и предложения (Тема пройдена, но…) 2008

    Автор: Иванеко Татьяна Ивановна

    Одно из требований современной школы - уход от репродуктивных методов обучения, формирование навыков самостоятельной работы учащихся, создание условий для их проектной, исследовательской деятельности. Необходимость формирования у ребят умения работать со справочной литературой, потребности самостоятельно расширять свои знания обусловлена и тем, что материал школьных учебников по русскому языку 5–9-х классов очень ограничен. На вопрос, почему в старших классах русский язык всего лишь 1 час в неделю, дают объяснение: к концу девятого класса программа по предмету пройдена. Анализ экзаменационных заданий по русскому языку в формате ЕГЭ показывает, что этих знаний недостаточно для успешной сдачи экзамена, потому что за рамками учебника остаются многие правила по орфографии и пунктуации. Эту проблему должны осознать и сами ребята. С этой целью использую в своей практике уроки, имеющие подзаголовок "Тема пройдена, но...". Такие уроки позволяют не только обобщить изученный по определенной теме материал, но и показать ограниченность учебника; формируют у учащихся потребность самостоятельно пополнять свои знания.

  • КВН на уроках русского языка 2008

    Автор: Ситникова Татьяна Александровна

    В школе я проработала 25 лет и считаю, что школьнику на уроках должно быть интересно, он должен осознавать значимость, важность образования. Поэтому в своей деятельности использую материал, который вызывает у учеников интерес, организую обучение через игру. Особенно нравится учащимся урок-КВН. Такой урок - подведение итогов работы по теме, разделу, он способствует систематизации знаний учащихся, помогает выявить не только пробелы в знаниях школьников, но и проблемы в коллективе, развивает общеучебные умения, навыки и способы деятельности учащихся. Уроки-КВНы способствуют повышению ответственности учащихся за качество учёбы, за порученное дело, стимулируют познавательный интерес. КВН - это радость коллективного поиска правильного ответа, возможность для каждого проявить свои знания, сообразительность, юмор, талант в нестандартной обстановке.

  • Урок русского языка по теме "Назывные предложения" 2008

    Автор: Шевкун Елена Александровна

    Урок изучения нового материала построен с опорой на филологический анализ текста и предусматривает конструирование текста. Формирование творческой и познавательной активности учащихся – основная задача личностно-ориентированного воспитания.


  • Урок русского языка в 10-м классе по теме "Русская фразеология" 2008

    Автор: Зорина Татьяна Федоровна

    Урок построен на повторении темы и расширении знаний учащихся по русской фразеологии с использованием мультимедийной системы. Урок включает в себя работу с отдельными фразеологизмами и умением их правильно писать, а также работу с текстом и умением находить в нём фразеологизмы, понимать их роль в тексте. Задания подобраны по материалам ЕГЭ.

  • Урок-обобщение по русскому языку по теме: "НЕ с разными частями речи" 2008

    Автор: Рачёва Ирина Александровна

    Цель урока: обобщение материала по данной теме.

  • Тема урока: подготовка к написанию сжатого изложения. Использование лексических богатств русского языка писателем И.С. Тургеневым в стихотворении в прозе "Голуби" 2008

    Автор: Рязанцева Людмила Павловна

    Изложение с элементами сочинения - довольно трудный жанр творческой работы, требующий хорошей языковой подготовки. Поэтому данный урок поможет понять учащимся, что от них потребуется на экзамене. Проводимая работа на уроке позволит эффективно подготовиться к написанию изложения, сориентироваться, какими должны быть содержание и приблизительный объем творческой работы.

  • Урок-экзамен "Закрепление и обобщение знаний по орфографии и фонетике" (5-й класс) 2008

    Автор: Рыбкина Ольга Александровна

    Основными задачами урока является формирование у учащихся навыков орфографического анализа и умение правильно подбирать однокоренные слова.

  • Урок русского языка на тему: "Современная система жанров газетной журналистики" 2008

    Автор: Чепухова Галина Михайловна

    Газетная журналистика тематически неисчерпаема, огромен ее жанровый диапазон. Появление жанров журналистики было обусловлено историческими условиями развития журналистики, общественной и политической практикой. Cовременные жанры журналистики представляют целостную и развитую систему. Характерной особенностью данной системы является то, что с одной стороны - она отличается определенной стабильностью, а с другой - подвижностью, это динамично развивающаяся структура. Жанр газетной журналистики - это способ и форма производства публикации газетным журналистом.

  • Смотр знаний в 6 классе. Урок-зачет по теме "Имя числительное" 2008

    Автор: Васильева Татьяна Борисовна

    Смотр знаний в 6-м классе проходит после изучения темы "Имя числительное". Это даёт возможность повторить и систематизировать знания учащихся по данной теме, а также показать работу учителя и учеников родителям и коллегам-учителям. Большая подготовительная работа по учебнику и с дополнительным материалом позволяет расширить кругозор учащихся, повысить их ответственность перед командой, а игровая форма урока способствует повышению интереса учащихся к предмету.

  • Урок развития речи по русскому языку. Проект. Подготовка к сочинению по картине зимней тематики. В.В. Верещагин "Не замай, дай подойти!" 2008

    Автор: Спиридонова Ольга Юрьевна

    Урок обобщает знания особенностей текста-описания, расширяет знания о художниках, развивает умения и навыки создания текста - описания произведения живописи с изображением природы и человека, подготовки сообщения по дополнительной литературе; воспитывает чувство гордости за талантливый русский народ, умеющий защищать страну.


  • Заключительный урок русского языка в 11-м классе по теме; "Я в мире… Мир во мне…" 2008

    Автор: Кудинова Людмила Евгеньевна

    Почему последний урок в 11-м классе по русскому языку проведен по теме "Я в мире... Мир во мне"? Во-первых, потому, чтобы этот последний нетрадиционный урок запомнился выпускникам, во-вторых, потому, что в новых образовательных стандартах подчеркивается: "Сегодня главный результат не предложный, а личностный. Важным оказываются те компетенции и компетентности, которые должны обеспечить успешность дальнейшей жизни ребенка. Способность человека к саморазвитию, формированию своей самостоятельной траектории". Результат школы оценивается не только по тому, что знает выпускник, но насколько он сформирован как личность. Значит, в данном случае составной частью стандарта неизбежно становится программа не только обучения, но и воспитания и социализации.

  • Глагол-связка "быть". Некоторые случаи постановки тире при нулевой связке 2008

    Автор: Сабуренкова Людмила Анатольевна

    Особенностью данной работы является распределение заданий по уровням, руководствуясь не их сложностью, а путями и способами действия учащихся. Задания ориентировочного блока требуют только выбора из нескольких предложенных вариантов верного, что позволяет определить общую ориентацию учащегося в материале. В исполнительный блок вошли задания, построенные по принципу самоконтроля. Диагностический блок содержит задания с "ловушками", решение которых требует от учащегося глубокого осознания способа действия и контроля за собственным действием.

  • Лингвокраеведение в сельской школе 2008

    Автор: Евдокимова Наталья Витальевна

    Изучение региональной топонимии является одной из интереснейших задач лингвокраеведения. Данные сведения могут быть успешно использованы как во время уроков, так и во внеурочной деятельности. Эти материалы были применены на уроках русского языка при изучении собственных имен существительных и для проведения кружковых занятий по лингвистическому краеведению (кружок топонимики).

  • Элективный курс по русскому языку в 6-м классе "Знай и люби родной язык" 2008

    Автор: Ядренникова Ирина Анатольевна

    Данный курс непосредственно связан с основным курсом русского языка 6-го класса. Он предназначен для учащихся, проявляющих особый интерес к изучению русского языка, подготавливает к олимпиаде по русскому языку. Данный курс - прекрасный стимул для глубокого погружения в изучаемый предмет, расширения кругозора, тренировки логического мышления.

  • Открытый урок "Путешествие в страну Глаголию" 2008

    Автор: Степанова Ольга Александровна

    Представленный урок, с помощью плакатов-алгоримов, таблиц и карточек знакомит учащихся с частью речи "Глагол".

  • Урок-игра "Космическое путешествие" (урок русского языка в 6-м классе "Правописание букв О, Е после шипящих и Ц") 2008

    Автор: Быкова Ирина Васильевна

    Урок проводится в форме игры "Космическое путешествие". При подготовке данного урока использованы элементы технологии к.п.н. Т.Я. Фроловой.

  • Предлог 2008

    Автор: Панова Галина Афанасьевна

    Представлен конспект системы уроков по теме "Предлог" для класса компенсирующего обучения. Предлагается конспект первого урока. Это будет интересно и для обучения детей других категорий и профилей.


  • Использование разноуровневого анализа текста как одного из приемов для формирования и развития коммуникативных умений и навыков обучающихся 2008

    Автор: Иванова Зинаида Михайловна

    Представлен конспект занятия по использованию разноуровневого анализа текста как оптимального приема для формирования и развития коммуникативных умений и навыков обучающихся.

  • Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи и пунктуация в них. 9-й класс 2008

    Автор: Ушакова Татьяна Владимировна

    Выпуская не первый год девятиклассников, пришла к выводу, что повторять изученный материал и готовиться к выпускному экзамену необходимо на каждом уроке. Сначала было сложно совместить на уроке изучение программного материала и подготовку к экзамену, со временем освоила методику "полетного" повторения. Предлагаю вашему вниманию урок, в основе которого лежит эта методика.

  • "Путешествие по городу фразеологизмов". Урок русского языка в 5-м классе 2008

    Автор: Нехаева Оксана Юрьевна

    Данная разработка урока может быть использована в 5-м классе при изучении темы "Фразеологизмы". Форма путешествия, необычные задания, дидактические игры дают возможность учителю повысить интерес учащихся к изучению русского языка, развить мотивацию к обучению. Использование интерактивной доски даёт возможность сделать урок более продуктивным.

  • Путешествие в страну Имени Прилагательного 2008

    Автор: Туптина Светлана Владимировна

    Предлагаемый нестандартный урок позволяет в активной форме проверить полученные знания и навыки по пройденной теме "Имя прилагательное". Урок-путешествие способствует развитию воображения и творческих способностей учащихся. Ребята с увлечением включаются в подготовительный процесс урока: рисуют физические карты воображаемой страны, придумывают разнообразные грамматические истории, предлагают свои маршруты путешествия. На таком уроке ребята работают активно, с удовольствием выполняют задания и самостоятельно отслеживают результаты своей деятельности. Все это положительно сказывается на формировании познавательного интереса к предмету, способствует максимальному раскрытию у детей творческих способностей, развивает смекалку, любознательность.

  • План-конспект итогового урока русского языка в 7-м классе 2008

    Автор: Иванченко Татьяна Ильинична

    Урок русского языка в 7-м классе повторяет и проверяет усвоение грамматических признаков и правописания самостоятельных частей речи, изученных в 7-м классе; совершенствует умение учащихся использовать полученные теоретические сведения на практике.

  • Урок-мастерская по теме "Наречие", 5-й класс 2008

    Автор: Касатых Галина Валентиновна

    Урок-педагогическая мастерская в 5-м классе (2 часа). Данная работа - конспект урока русского языка, задача которого учить детей самостоятельно работать над новой темой. В ходе урока используются задания, требующие от учащихся навыков самостоятельного поиска. Отрабатываются также умения работать в группе. Вся работа направлена на развитие памяти, мышления, внимания.

  • Урок русского языка "Изменение глаголов по временам" 2008

    Автор: Денисенко Галина Александровна

    Данный урок проводится по учебнику «Русский язык, 3 класс», образовательная система «Школа 2100», после урока, посвященного определению глагола как части речи. Цель данного урока заключается в том, чтобы подвести детей к выводу об изменении глаголов по временам. Особое значение имеет на уроке исследовательская работа. Она требует от учащихся умения работать по плану, анализировать, приходить к определенному выводу. На уроке уделяется внимание формированию у учащихся способности к рефлексии собственной деятельности.


  • Открытый урок: "Если хочешь быть здоровым…" (подготовка к сочинению-повествованию) 2008

    Автор: Гиленко Александра Сергеевна

    Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. Применение в процессе обучения русскому языку элементов здоровьесберегающей технологии позволит сохранить здоровье учащихся в условиях стрессирующей школьной среды. Материал урока способствует формированию здорового образа жизни, общей культуры здоровья, формирует у учащихся бережное отношение к своему здоровью.

  • Языковые особенности построения письма — основного жанра эпистолярных произведений 2008

    Автор: Плотникова Елена Олеговна

    На уроке первоочередной задачей стало изучение основных принципов построения письма как основного жанра эпистолярных произведений, систематизирование знаний учащихся о средствах художественной изобразительности. По ходу урока рассматривались закономерности построения различных типов писем, используемых в журналистике, обобщались знания о структуре письма личного характера, отмечалась общая значимость письма в современном обществе. Учащиеся закрепляли навыки самостоятельной работы со справочной литературой и газетными публикациями.