Урок внеклассного чтения

Разделы: Начальная школа


Тема: Учимся отгадывать загадки

Цели:

1. Познакомить детей с тремя способами составления загадок, научить пользоваться этими способами при отгадывании и составлении загадок.
2. Развивать связную речь, умение группировать признаки, умение говорить и читать с правильной интонацией.
3. Воспитывать чувство взаимопомощи, такта, бережного отношения друг к другу и продуктам своего и чужого труда.

ХОД УРОКА.

1. Организационный момент.

2. Вступление.

Русская народная сказка "Царевна, разрешающая загадки" (См. приложение 1). (При рассказывании сказки учитель использует настольный театр.)

3. Основная часть.

- Почему царевне пришлось выйти замуж за Ивана? (Царевна не умела разгадывать загадки.)
- Сегодня мы будем говорить о загадках. Учиться их отгадывать и составлять.
-Что такое Загадка?
(Предположения детей.)
- Загадка - это намек, на какой либо предмет или явление, но не случайный, а подсказанный близким или далеким сходством.
-Давно ли появились загадки и с чем связано их появление?
-Появление их связано со страхом. Люди боялись называть существа своими именами, чтобы не накликать беду.
-Послушайте, как охотник рассказывал о своей встрече с медведем, когда ходил за лошадью.
"Пошёл по Тух - тух - ту, взял с собой Тав - тав - ту, набрёл на Храп - тах - ту, кабы не Тав - тав - та, съел бы меня Храп - тах - та."
Со временем такие зашифрованные высказывания и превратились в загадки. Они стали проверкой на людскую мудрость, игрой.
Поднимите руку кто из вас встречал такие загадки, которые трудно отгадать.
Но даже самую трудную загадку можно отгадать, если знать правило, по которому она составлена.
Сегодня мы будем знакомиться с тремя такими правилами.
Прочитайте загадку про сову

Рис.1

- Какие точные признаки поведения совы описаны в загадке? ( Летает ночью, питается мышами, днём спит.)
- А теперь попробуйте составить такую загадку про петушка. Как вы думаете, с чего нужно начать?
( Вспомнить точные признаки петуха: гребешок и бородка красные, пёрышки разноцветные, встаёт очень рано кричит "Ку-ка-ре-ку", ходит важно.)

Рис.2

Гребешок красненький,
Пёрышки пёстренькие,
Раньше всех встаёт,
Голосисто поёт
"Ку-ка-ре-ку".

- Такие загадки составлялись в основном для маленьких детей.
А вот следующая группа загадок, чуть труднее
Прочитайте загадку

 Рис.3

Что здесь отрицается? (Не вода, не снег.)
Чтобы отгадать такие загадки нужно сгруппировать признаки.
Какой это предмет? (Жидкий и белый.)
А на что он не похож? (На воду и снег.)
Так что это?
А вот ещё одна загадка

Рис.4

Попробуйте сгруппировать признаки.
Какой это предмет? (Серый, длинноухий, с копытами.)
На что он не похож? (На волка, на зайца, на лошадь.)
Кто это?
А можно переделать эту загадку, чтобы она была с точно названными признаками? ( "Серый, длинноухий, с копытами".)
Давайте вернёмся к нашему петушку и попробуем составить загадку с отрицательным сравнением.
Что есть у петушка? ( Крылья, гребешок, борода, шпоры.)
На что это не похоже? ( На самолёт, старика, короля, всадника.)

Есть крылья - не самолёт,
Есть борода - не старик,
Есть шпоры - не всадник,
По утрам будит - не будильник.

Следующий вид загадок более сложный.
Вот загадка о подсолнухе

Рис.5

Как зашифрован цвет подсолнуха? (Золотой.)
Как сказано о форме? (Тарелка - круглая.)
Домики это что? (Зёрнышки.)
А почему улиц нет? (Очень плотно прижаты друг к другу.)

Попробуйте сами отгадать загадку с иносказанием.

Белая корзинка
Золотое донце,
Там лежит росинка
И сверкает солнце.

Что может быть зашифровано, словом корзинка? (Круглый предмет.)
Какого он цвета? (Белого.)
А что зашифровано словом золотое? (Есть жёлтая часть.)
Где она находится? (В центре белого.)
Почему вы так решили? (Донце у корзинки.)
Где может находиться этот предмет? (Там где выпадает роса и светит солнышко - на лугу.)
Так что это? (Ромашка.)

Давайте про нашего петушка попробуем такую загадку составить.

Какую роль петушок выполняет в своей семье? (Главный, управляет хозяйством.)
Как он по двору ходит? (Важно, поглядывает с высока.)
На кого он похож? ( На царя.)
Если петушок царь, то, как можно назвать его семью? ( Государство.)
Какой важный предмет есть у царей? (Корона.)
Как выглядит нашего государя одежда? (Цветная, с узорами.)
На доске появляются карточки со словами: Царь, государство, государь, корона, узоры.

Ходит по двору царь
Птичьего царства государь
На голове корона,
На одежде узоры.

Вот мы с вами и познакомились с 3 правилами составления загадок.

4. Практическая работа

А сейчас нам предстоит серьёзная работа. У каждого из вас есть сигнальный круг. С помощью их мы разделимся на 3 группы. Каждая группа получит инструкцию и практический материал к работе.

Инструкция.

1.    Подойти к своему заданию. Дружно составить из слов загадку.
2.    Обсудить, по какому признаку она составлена.
3.    Выбрать, кто от вашей группы будет выступать, кто выскажет ваше общее мнение.

(На ковре разрезанные на части загадки).

Косолапый и большой
Спит в берлоге он зимой.
Любит шишки, любит мёд
Ну-ка кто же назовёт?

Не куст, а с листочками,
Не рубаха, а сшита,
Не человек, а рассказывает.

Стоит копна,
Спереди - вилы,
Сзади - метла.

Дети собирают загадку, и определяют, по какому признаку они составлены.

5. Итог.

С нами весь урок провели наши знакомые. А кто они догадайтесь.

Серенькая, а не заяц,
С усами, а не кошка,
Зубы острые, а не волк.

Острые ушки на лапках подушки,
Усы, как щетинка,
Дугою спинка, днём спит
На солнышке лежит
Ночью бродит, на охоту ходит.

Золотая голова
Зелёный хохолок.
Вросла в землю крепко,
Что же это…?

Из какой они сказки? А почему вы догадались, что именно эти герои у нас в гостях?
(Мы познакомились с правилами, по которым составляются загадки.)

6. Домашнее задание:

За это они вам принесли свои загадки. Отгадайте их, подумайте, по какому признаку они составлены. И мы будем рады, если вы сочините свои загадки.

1.В подполье, в коморке
Живёт она в норке.
Серая малышка.
Кто же это?…

2.По веткам скачет,
Да не птица,
Рыжая, да не лисица.

3.Сам он круглый, а не мяч,
Рта не видно, а кусач,
Голой ручкой не возьмешь,
А зовётся это …

4. Зелена, а не луг,
Бела, а не снег,
Кудрява, а без волос

5.Стоят сестрички -
Золотой глазок,
Белые реснички.

6.Этот конь не ест овса,
Вместо ног - два колеса.
Сядь верхом и мчись на нём,
Только лучше правь руль

Приложение 1

ЦАРЕВНА, РАЗРЕШАЮЩАЯ ЗАГАДКИ

Жил-был старик; у него было три сына, третий - Иван-дурак. Какой-то был тогда царь - это давно уж было; у него была дочь. Она и говорит отцу:
- Позволь мне, батюшка, отгадывать загадки; если у кого отгадаю загадки, тому, чтобы голову ссекли, а не отгадаю, за того пойду замуж.
Тотчас сделали клич; многие являлись, всех казнили: царевна отгадывала загадки.
Иван-дурак говорит отцу:
- Благословляй, батюшка! Я пойду к царю загадывать загадки!
. - Куда ты, дурак! И лучше-то тебя, да казнят!
- Благословишь - пойду, и не благословишь - пойду! Отец благословил.
Иван-дурак поехал, видит: на дороге хлеб, в хлебе лошадь; он выгнал ее кнутиком, чтоб не отаптывала, и говорит:
- Вот загадка есть!
Едет дальше, видит змею, взял ее заколол копьем и думает:
- Вот другая загадка!
Приезжает к царю; его приняли и велят загадывать загадки. Он говорит:
- Ехал я к вам, вижу на дороге добро, в добре-то добро же, я взял добро-то да добром из добра и выгнал; добро от добра и из добра убежало.
Царевна хватила книжку, смотрит: нету этой загадки; не знает разгадать, и говорит отцу:
- Батюшка! У меня сегодня головушка болит, мысли помешались, я завтра разгадаю.
Отложили до завтра.
Ивану-дураку отвели комнату. Он вечером сидит, покуривает трубочку; а царевна выбрала верную горнишну, посылает ее к Ивану-дураку;
- Поди,- говорит,- спроси у него, что это за загадка; сули ему злата и серебра, чего угодно.
Горнишна приходит, стучится; Иван-дурак отпер двери, она вошла и спрашивает загадку, сулит горы золота и серебра. Иван-дурак и говорит:
- На что мне деньги! У меня своих много. Пусть царевна простоит всю ночь, не спавши в моей горнице, дак скажу загадку.
Царевна услышала это, согласилась, стояла всю ночь - не спала.
Иван-дурак утром сказал загадку, что выгнал из хлеба лошадь. И царевна разгадала.
Иван-дурак стал другую загадывать:
- Ехал я к вам, на дороге вижу зло, взял его да злом и ударил, зло от зла и умерло.
Царевна опять хватила книжку, не может разгадать загадку и отправилась до утра. Вечером посылает горнишну узнать у Ивана-дурака загадку:
- Сули,- говорит,- ему денег!
- На что мне деньги! У меня своих много,- отвечает Иван-дурак,- пусть царевна простоит ночь не спавши, тогда скажу загадку. Царевна согласилась, не спала ночь и загадку разгадала.
Третью загадку Иван-дурак так не стал загадывать, а велел собрать всех сенаторов и загадал, как царевна НЕ УМЕЛА ОТГАДЫВАТЬ те загадки и посылала к нему горнишну подкупать на деньги.
Царевна не могла догадаться и этой загадки; опять к нему спрашивать - сулила серебра и золота сколько угодно и хотела отправить домой на прогоне. Не тут-то было!
Опять простояла ночь не спавши; он как сказал ей, о чем загадка,- ей разгадывать то нельзя, о ней значит, узнают, как и те загадки она выпытывала у Ивана-дурака.
И ответила царевна:
- Не знаю.
Вот веселым пирком, да и за свадебку: Иван-дурак женился на ней; стали жить да быть, и теперь живут.