Развитие интеллекта на уроке биологии (6-й класс). Тема урока: "Строение стебля"

Разделы: Биология, Общепедагогические технологии

Класс: 6


Преподавание биологии (как и других предметов) в нашей Ломоносовской школе ведется дифференцированно. Каждый ребенок занимается на своем уровне – А, В. или С. Уровень ребенку определяется в начале учебного года учителем – предметником и корректируется в течении всего учебного года. (может изменяться в сторону улучшения или в сторону ухудшения.) Уровень А - это обычный базовый уровень. Уровень В – это расширенный базовый, уровень С – это продвинутый уровень (для учащихся более мотивированных и любознательных в данной предметной области). В шестом классе, когда дети только начинают знакомиться с биологией, мотивация и любознательность у них к данному предмету повышена, поэтому во многих классах уровень А – отсутствует. Данная разработка рассчитана для учащихся 6 – го класса, в котором есть два уровня – В и С.

Вашему вниманию предлагается разработка урока по биологии (ботанике) учебник: Т. И. Серебрякова, А. Г. Еленевский, М. А. Гуленкова и др. “Биология: растения, бактерии, грибы, лишайники”. Хотя данный урок может считаться универсальным и для других программ и методик. Ломоносовская школа работает по технологии “Интеллект”. На каждом уроке у детей развиваются такие психические особенности детей, как память, внимание, мышление, воображение; речевые навыки – говорение, чтение, письмо, слушание, а также предметный тезаурус (владение понятиями и их толкованиями).

Цель: Познакомить учащихся с особенностями внешнего и внутреннего строения стебля, раскрыть функции стебля.

Задачи:

1. Образовательные:

    • выяснить особенности внешнего строения стеблей;
    • показать разнообразие поперечных срезов стеблей;
    • расширить и углубитель знания о функциях стеблей;
    • раскрыть особенности внутреннего строения древесного стебля;
    • на основании пройденного материала показать взаимосвязь строения и функции стебля;
    • научиться распознавать на рисунках части и ткани стебля.

2. Воспитательные:

    • воспитывать любознательность к изучаемому предмету;
    • воспитывать бережное отношение к природе;
    • формировать умения правильного общение : “ учитель – ученик”, “ученик – ученик”;
    • развитие взаимодоверия.

3. Развивающие:

    • развивать предметно – речевые навыки чтения, говорения, слушания;
    • развивать психологические особенности у учащихся: память, мышление, внимание;

4. Развивающие упражнения по технологии “ ИнтеллекТ”

    • упражнение на тезаурус;
    • упражнение на развитие памяти и говорения;
    • упражнение на развитие чтения,
    • упражнение на развитие внимания.

Оборудование: таблицы, рисунки, раздаточный материал с развивающими и знаниевыми тестами.

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Постановка и решение учебных задач:
    1. Актуализация темы.
      • Для того, чтобы учащиеся могли быстро включиться в работу на уроке предлагается упражнение на развитие мышления.

      Упражнение на развитие мышления:

      Задание 1: На доске записаны следующие пункты:

      хыниеда
      иптеаин
      жвдиеени
      ирвзаети

      Учитель устно к нему задает вопрос: Расшифруйте слова – перевертыши. Какое из жизненных свойств меньшей степени присуще растениям?

      Задание 2: На доске записаны следующие пункты:

      клеби
      ыржи
      влугдыео
      лилфорлхо

      Вопрос учителя: Какое из веществ образуется в процессе фотосинтеза?

      Задание 3 : На доске записаны следующие пункты:

      Фотосинтез: тон, фотон, стон, тост, рост, сито, тесто, синтез.

      Задание учителя: Исключите лишнее:

      Задание 4 : На доске записаны следующие пункты:

      Учитель: Вставьте слово в скобки, которое может заканчиваться любыми из букв справа.

    2. Изучение нового материала.
    3. а. Внешнее строение стебля. Данная тема изучается на основе развивающего упражнения по технологии “ИнтеллекТ” на развитие памяти и говорения. Каждый ребенок получает бланк, в соответствии со своим уровнем развития.

    Биология 6 класс. Тема – Особенности внешнего строения стеблей.
    Уровень С. Дата_________________________

    Ученик_________________________________________________________

    Задание:

    Внимательно прочитайте текст, образно представляя содержание каждой мысли. Постарайтесь хорошо запомнить все мысли текста. Перескажите содержание текста три раза: 1-й раз через 15 – 20 минут, 2–й раз через 6 – 10 часов и третий раз – через сутки после прочтения.

    После третьего пересказа сверьте количество мыслей с их количеством в тексте. Старайтесь, чтобы количество вспомнившихся предложений при каждом следующем пересказе практически не уменьшалось.

    Особенности внешнего строения стеблей.

    Стебель – вегетативный орган растения, на котором укрепляются листья, цветки, плоды. Стебель осуществляет передвижение воды и минеральных солей от корня к листьям и органических веществ, образованных в листьях, вниз к корням.

    В зеленых стеблях происходит фотосинтез. У многих растений в стебле накапливается запасные питательные вещества. Стебель может служить и органом вегетативного размножения.

    По направлению и способу роста различают стебли прямостоячие, ползучие, стелющиеся, лазающие, цепляющиеся. У некоторых растений стебель укорочен и листья образуют прикорневую розетку.

    Стебли растений характеризуются большим разнообразием по форме поперечного сечения, размерам, характеру и направлению роста.

    Побег состоит из повторяющихся элементов – узлов и междоузлий. Участки стебля на котором развиваются листья, называются узлами, а части стебля между соседними узлами – междоузлиями.

    Биология 6 класс. Тема – Особенности внешнего строения стеблей.
    Уровень В. Дата_________________________

    Ученик_________________________________________________________

    Задание:

    Внимательно прочитайте текст, образно представляя содержание каждой мысли. Постарайтесь хорошо запомнить все мысли текста. Перескажите содержание текста три раза: 1-й раз через 15 – 20 минут, 2–й раз через 6 – 10 часов и третий раз – через сутки после прочтения.

    После третьего пересказа сверьте количество мыслей с их количеством в тексте. Старайтесь, чтобы количество вспомнившихся предложений при каждом следующем пересказе практически не уменьшалось.

    Особенности внешнего строения стеблей.

    Стебель – вегетативный орган растения. На котором укрепляются листья, цветки, плоды. Стебель осуществляет передвижение воды и минеральных солей от корня к листьям. Органические вещества, образованные в листьях по стеблю спускаются вниз к корням.

    В зеленых стеблях происходит фотосинтез. У многих растений в стебле накапливается запасные питательные вещества. Стебель может служить и органом вегетативного размножения.

    По направлению и способу роста различают стебли прямостоячие, ползучие, стелющиеся, лазающие, цепляющиеся. У некоторых растений стебель укорочен и листья образуют прикорневую розетку.

    Побег состоит из повторяющихся элементов – узлов и междоузлий. Участки стебля на котором развиваются листья, называются узлами, а части стебля между соседними узлами – междоузлиями.

    После того, как дети прочитали данный текст, они его закрывают и не обращают на него внимания, вплоть до конца урока.

    б. Функции стебля. Для изучения данного вопроса ребятам предлагается выполнить упражнение на развитие чтения по уровням:

    Уровень В. Тема – Функции стебля.

    Задание 1: Прочитайте текст “ Функции стебля” на страницах 96 – 97 учебника “ Биология: растения, бактерии, грибы, лишайники – для 6 – 7 классов”; авторов: Т. И. Серебрякова, А. Г. Еленевский. Постарайтесь уложиться в 2 минуты.

    Задание 2: Вставьте пропущенные слова в текст. Время выполнения на это задание 2 минуты. Ответы сверьте с ключом.

    На стебле располагаются почки, ___________________, а также цветки и ______________________. Для всех этих органов стебель является _________________________. Значит, стебель выполняет _________________ функцию. Органические вещества образуются в ______________________в процессе ______________________, поступают ко _________________________________________ через ___________________. Вода и _______________________________ всасываются из почвы . И через __________________ поступают ко всем ________________________. Значит, стебель выполняет ________________________ функцию. Молодые стебли травянистых растений ____________________ цвета, так как в их клетках имеются _____________________________, а значит в них происходит процесс _____________________________. Поэтому стебель выполняет _______________________________________функцию. В тканях стебля откладываются _______________________________________________.

    Значит стебель выполняет и _____________________________ функцию.

    Задание 3: Заполните логическую схему:

    Уровень С. Тема – Функции стебля.

    Задание 1: Прочитайте текст “ Функции стебля” на страницах 96 – 97 учебника “ Биология: растения, бактерии, грибы, лишайники – для 6 – 7 классов”; авторов: Т. И. Серебрякова, А. Г. Еленевский. Постарайтесь уложиться в 2 минуты.

    Задание 2: Вставьте пропущенные слова в текст. Время выполнения на это задание 2 минуты. Ответы сверьте с ключом.

    На стебле располагаются почки, ___________________, а также цветки и ______________________. Для всех этих органов стебель является _________________________. Значит, стебель выполняет _________________ функцию. Органические вещества образуются в ______________________в процессе ______________________, поступают к ___________________, к ___________________________________и _______________________ и _________________________. Вода и _______________________________ всасываются из почвы . И через __________________ поступают ко всем ________________________. Значит, стебель выполняет ________________________ функцию. Молодые стебли травянистых растений ____________________ цвета, так как в их клетках имеются _____________________________, а значит в них происходит процесс _____________________________. Поэтому стебель выполняет _______________________________________функцию. В тканях стебля откладываются _______________________________________________.

    Значит стебель выполняет и _____________________________ функцию.

    Стебель может служить и органом _______________________размножения.

    Поэтому, стебель выполняет функцию и _______________________________.

    Задание 3: Заполните логическую схему:

    в. Внутреннее строение стебля. Учитель объясняет данную тему, работая с яркими схемами, расположенными на доске, аналогичные схемы имеются у каждого ребенка, после работы эти распечатки ученики вклеивают в тетрадь.

    Приложение

     рисунок  1

    Приложение

     рисунок  2

    После объяснения данной темы ребятам предлагается на основе кратковременной памяти поработать с логической схемой.

    Приложение

     рисунок  3

    Приложение

     рисунок  4

    Для закрепления этого материала детям предлагается упражнение на развитие логического мышления – работа с логической сеткой.

    Тема – Внутреннее строение стебля.

    Задание: Найдите закономерность в предложенной Вам логической сетке и впишите в пустой квадрат то, что Вы считаете нужным. В пустых строках ниже логической сетки запишите объяснение предложенного Вами решения.

    Проводящая ткань

     

     

    Сосуды и ситовидные трубки

    Придают опору и защиту клетки
     

    Обеспечивают рост стебля в толщину

    Механическая ткань

     

     

     

     

     

    Образовательная ткань

     

    Проведение минеральных и органических веществ

     

    Волокна

     

    ______________________________________________________________

    г. Закрепление изученного: Дети выполняют упражнение на развитие памяти и говорения. Текст упражнения – Особенности внешнего строения стеблей, который, они прочли в начале урока, без повторения начинают пересказывать друг другу, считая кол –во верно составленных предложений. Идет взаимопроверка.

  • Итоги урока(выставление оценок учителем в журнал).
  • Домашнее задание: параграф учебника 40, еще раз дома сегодня вечером пересказать текст себе (зеркалу), родителям, любимой кошке, собаке… по теме “ Особенности внешнего строения корня”. Завтра вечером пересказать текст еще раз. Все это выполняем для развития долговременной памяти.
  •  Ключ к упражнению на развитие мышления:
    задание 1: дыхание, питание, движение, развитие
    задание 2: белки, жиры, углеводы, хлорофилл
    задание 3: рост, т.к. все остальные слова можно образовать из слова фотосинтез.
    задание 4: свет ( светляк, светлость, светоч, светило, светофор).