КВН. К неделе русского языка и литературы

Разделы: Русский язык, Литература


Правила игры. Команды выполняют задания. Пока команды готовятся, идет игра со зрителями. ( Игра рассчитана на две команды).

I Приветствия команд.

II Конкурсы.

1. Поэтический конкурс.

1. Восстановить текст. (Каждая команда получает карточку с одним из текстов, в котором пропущены выделенные слова.)

Вот книга. Откройте:

Вам станет известно,

Что русский язык

Изучать интересно.

В ней к знаниям

Новый проложен маршрут,

В Лингвию

Книжные тропы ведут

Мы книгу просим вас открыть!

В ней спрятаны ответы:

Как русский весело учить,

Постичь его секреты,

И как с героями дружить,

И в лодку сесть одну,

Как Море Знаний переплыть

И не пойти ко дну.

2. Вопросы зрителям-болельщикам (число вопросов регламентируется обстановкой).

Что ответили писатели?

  • Как-то ребята, удивившись виду чемодана у Аркадия Гайдара, спросили: "Аркадий Петрович, почему Вы такой знаменитый, а чемодан у Вас так себе?" Гайдар, улыбнувшись, ответил: "Это не беда. Было бы хуже, если бы чемодан у меня был знаменитый, а сам я – так себе".
  • Однажды какой-то прохожий, увидев помятую шляпу писателя-сказочника Ханса Кристиана Андерсена, бесцеремонно спросил его: "Скажите: этот жалкий предмет на Вашей голове вы называете шляпой?
    Андерсен, не смущаясь и глядя на задавшего вопрос, спокойно ответил: "А этот жалкий предмет под Вашей модной шляпой Вы называете головой?"
  • Увидев двух ссорящихся, Гете сказал: "Из двух ссорящихся виновен тот, кто умнее".
  • Узнав о решении Дюма зайти в книжный магазин, книготорговец, желая польстить любимому писателю, срочно выставил все его книги, убрав книги других писателей. Глядя на продавца, Дюма встревоженно спросил: "А где же книги других авторов?" Растерявшись, книгопродавец ответил: "Проданы".

3. Ответы команд по первому заданию.

4. Вопросы командам.

Закончите мудрые слова народов Востока.

  • То твое, что в руке.
  • Кто много видел, тот много знает.
  • Старик то пожинает, что молодым посеял.
  • Что приятно для души, то красиво для глаз.
  • Безрогая коза думала, что она козленок.
  • Человек, что за советом идет, с пути не собьется.

5. Переведите фразы на русский литературный язык.

  • Уважаемые зрители! Организовано катание детей и взрослых на лошадях. Желающие, приобретайте билеты прямо у лошадей.
  • В день обработки квартир жильцы должны быть дома, так как уничтожение тараканов будет производиться вместе с жильцами.

2. Конкурс театральный.

Поставить сцену по предложению. (Вариант задания: Перечислите предметы, которые вам потребуются в соответствии с содержанием предложения).

  • Женщина в сером пальто держала за руку мальчика с блестящими пуговицами. (Женщина одета в серое пальто, мальчик, у него блестящие пуговицы.)
  • Женщина держала за руку мальчика в сером пальто с блестящими пуговицами. (Женщина, мальчик одет в серое пальто, у пальто блестящие пуговицы.)
  • Женщина в сером пальто с блестящими пуговицами держала за руку мальчика. (Женщина одета в серое пальто, у пальто серые пуговицы, мальчик.)
  • Женщина с блестящими пуговицами держала за руку мальчика в сером пальто. (Женщина, у нее блестящие пуговицы, мальчик одет в серое пальто.)

3. Домашнее задание.

Прочитайте веселый рассказ Л. Петрушевской, в котором мало слов русского языка, но который написан по-русски. Попытайтесь перевести его на русский язык.

Сяпала Калуша по напушке и увадила бутявку. И волит:

– Калушата, калушаточки! Бутявка!

Калушата присяпали и бутявку стрямкали. И подудонились.

А Калуша волит:

– Осе, осе! Бутявка-то некузявая!

Калушата бутявку вычучили.

Бутявка взребезнулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки.

А Калуша волит:

– Бутявок не трямкают. Бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые. От бутявок дудонятся.

А бутявка волит за напушкой:

– Калушата подудонились! Калушата подудонились! Зюмо некузявые!

Пуськи бятые!

4. Конкурс капитанов.

1. Сколько звуков [й] в перечисленных словах: веялка, время, гимназия, гиря, дятел, жокей, жюри, заявление, зеленеть, злой, змеелов, маяк, мягкий, мяч, наяву, няня, пюре, пяльцы, пьедестал?

2. Сколько звуков в словах: летчик, сшить?

III. Подведение итогов.

ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ МИНИАТЮРЫ

Не с местоимениями и местоименными наречиями

За столом сидит ученик, пишет. На лице озабоченность. Долго думает. Засыпает.

Голос за сценой. И снится чудный сон Виталию.

С одной стоны сцены гуляют, обнявшись за талии, местоимения никого, некого (на груди одного ученика приставка, другого – остальная часть местоимения). На другой стороне сцены наречия куда, никуда, ниоткуда (все слово на груди одного ученика). Выходят приставки за-, от-. Думают, к кому подойти. Подходят к местоимениям, разъединяют их, образуя формы ни за кого, ни от кого, затем не за кого, не от кого, при этом части первой пары местоимений соединяются. Приставка от- убегает от местоимения и бежит к наречию никуда, но наречие отталкивает от себя от- к наречию куда, которое привлекает от-, обнимая за талию.

Чтение в лицах.

– Удивительно, друзья!

Столько лет живем на свете –

С нами мучаются дети.

– Пишешь ты наречие – здесь и думать нечего:

– Слитно нас пиши, с пробелом не спеши.

– Вот с местоимением другое дело:

– Нет предлога – пиши нас слитно смело.

– А предлог меж нами встанет –

– Всем троим нам тесно станет.

В три слова нас пиши тогда –

Не пожалеешь никогда.

Ученик просыпается, выражает радость.

Не с причастиями

  • На сцене стоят четыре ученика, парами. У одного табличка с не, у другого со словом разгаданная. Вторая пара изображает слово нерастраченная
  • По очереди говорят (хором) Нерастраченная сила, неразгаданная грусть.
  • Подбегают слова попусту, вовремя, отводят соответственно растраченная и разгаданная от не, декламируют получившиеся словосочетания.
  • Слова попусту, вовремя, уходят, причастия присоединяются к не.
  • Подбегают союз а со словом умноженная и отводят слово растраченная от не. Произносится получившаяся фраза (не растраченная, а умноженная). Затем противопоставление и а уходят, а не с растраченная соединяются.
  • Диалог (инсценированный).

По краям сцены стоят “слова” нерастраченная и неразгаданная (напоминаем, что их изображают четыре человека). Произносят хором, показывая в парах друг на друга (не и остальная часть слова):

– А теперь добавить нужно,

Что вдвоем живем мы дружно.

Говорит причастие нерастраченная:

–Но если союз а мне слово противопоставит (указывает на стоящие в стороне союз а и умноженная),

Он меня без не оставит.

Говорит причастие неразгаданная:

– И ещё зависимое слово всесильно (с опаской смотрит на вовремя).

Подбегает зависимое слово никем и уводит причастие. Причастие кричит:

– Ой! Оно меня уводит!

Частица не (растерянно, огорченно):

– Я против него бессильна!

Н и НН в причастиях.

(Заседание в кабинете Орфографии)

Оформление сцены. В кресле сидит Орфография. На это указывает табличка. Группами сидят Глаголы с приставками, Глаголы совершенного вида (среди них Раненый), Причастия с зависимыми словами, Глаголы с суффиксами -ова--ева-, слова Неслыханный, Невиданный, Священный, Желанный, Медленный, Нечаянный, Нежданный.

Орфография.

Уважаемые глаголы, хочу вас выслушать,

Чтобы решить окончательно,

Сколько н надо вашим причастиям.

Глаголы с приставками.

Наши причастия стремятся к равновесию.

Две н дайте им,

Чтобы приставки суффиксы не перевесили.

Глаголы совершенного вида.

Совершенного вида глаголы,

Звучим уверенно и энергично.

Две н нужны причастиям,

Чтоб выглядеть прилично.

Раненый составит исключение:

Он ведь слаб, нуждается в лечении.

Но для управления

Две н подай ему, и непременно.

Орфография.

Да, если у причастия

Слова в подчинении есть,

По две выделяем нн им,

Воздадим повелителям честь.

Глаголы с суффиксами -ова- -ева-.

Неразумно н одну писать

После суффиксов -ева- – -ова-.

Две нн в наших причастиях

Весомым оставят слово.

Орфография.

Да, стремлюсь к экономии я,

Но меня убедили, друзья.

И потому слова

Неслыханный, невиданный,

Но священный и желанный,

Медленный, нечаянный, нежданный

Для полноты звучания

Тоже две н получают.

Орфография.

Итак, решили мы вопрос.

В беседе откровенной.

Все хором

Не забывайте нас, ребята,

Слова пишите верно.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА ПО КОМЕДИИ Н.В. ГОГОЛЯ “РЕВИЗОР”

Условия игры.

Две команды по 6 человек. Пока команды готовят ответ на вопрос, вопросы задаются болельщикам. Болельщики отвечают письменно (для этого у них листы бумаги с указанием фамилии, имени и класса и карандаши). Ответы от болельщиков принимаются в течение одной минуты и передаются в счетную комиссию. В счетной комиссии списки классов и номера вопросов. За правильный ответ получают 1 балл. Когда ответы сданы, оглашается правильный ответ. Можно попросить правильно ответивших встать и их поприветствовать. В конце игры подводятся итоги: личное первенство, класс-победитель. Болельщикам за ответы учитель по своему усмотрению и по желанию ученика ставит отметку по предмету. Ответы команд оцениваются по ходу игры.

Подготовка к игре.

Заранее предлагаются вопросы и задания, на основании которых составлены вопросы и задания для игры.

Задания командам

1. В "Литературных и житейских воспоминаниях" И.С. Тургенев пишет, как Гоголь читал свою комедию: “С каким недоумением и каким изумлением Гоголь произнес знаменитую фразу городничего. Он даже медленно оглянул нас, как бы спрашивая объяснения такого удивительного происшествия”. Произнесите эту фразу. Ответ. Команды совещаются. Записывают ответ. Выходит по одному представителю от команды. По сигналу ведущего ученики хором произносят фразу. (Пришли, понюхали и ушли прочь!) Оценка. За правильный ответ 1 балл. Если не получилось хорового ответа, ведущий выяснеет, кто что произнес.

2. Изобразите две картины из трех предметов – Мишка, Осип и чемодан, – чтобы одна отражала начало IV явления III действия, а вторая – конец этого явления. Ответ. (Мишка и Осип с чемоданом на голове. Оба несут чемодан в боковую комнату.) По команде ведущего игроки изображают сцены.

3. Закончите реплику Добчинского.
– Анна Андреевна. А собою каков он: брюнет или блондин?
– Добчинский. Нет, больше шантрет, и глаза … (такие быстрые, как зверки, так в смущенье даже приводят.)

4. В конце III явления III действия Марья Антоновна и Анна Андреевна уходят из комнаты. Затем в этой комнате встречаются Мишка и Осип. Какие атрибуты должны быть в этой сцене? ( Чемодан и сор, летящий из двери).

5. Составьте финансовый отчет городничего. (Что ели в богоугодном заведении, на построение церкви при богоугодном заведении, на обмундирование гарнизонным солдатам, провизия арестантам.)

6. В чем провинился или может провиниться перед городничим купец Абдулин? (Не прислал самого лучшего вина к обеду у городничего, не прислал новую шпагу, хотя видит, что у городничего старая шпага.)

7. Драматический конкурс. Изобразить немую сцену. Режиссер может пригласить недостающих “актеров” из зала.

Вопросы болельщикам

1. Кто из героев комедии любит проходные дворы? (Осип)

2. Чем больше исполняющий эту роль покажет чистосердечия и простоты, тем более он выиграет. Какую роль надо так играть? (Хлестакова)

3. Н.В. Гоголь писал: “Один раз он мне сказал: “Как с этой способностью угадывать человека и несколькими чертами выставлять его вдруг всего, как живого, с этой способностью не приняться за большое сочинение! это просто грех!” Вслед за этим начал он представлять мне мое слабое сложение, мои недуги, которые могут прекратить мою жизнь рано и в заключение всего…” Что было в заключение всего? Кто он? (ОН – А.С. Пушкин “…И в заключение всего отдал мне свой собственный сюжет “Мертвых душ”.) Оценка 2 балла за правильный ответ.

4. В уездном городе чиновника 14 класса принимают за важное лицо. Кто первый об этом узнает. Подтвердите ответ. (Осип “Что, там другой выход есть?”)

5. Что объединяет забор и памятник в уездном городе? (К забору и к памятнику складывают мусор.)

6. Какова, по мнению Бобчинского, главная отличительная черта высокопоставленного чиновника? (… ни копейки не хочет платить.)

7. Что интересно Бобчинскому в ревизоре? ( Как у него эти поступки.)

8. Какие взятки надо брать, чтобы не вызвать недовольство городничего. (По чину)

9. Критик А.Синявский (Абрам Терц) писал: “… в “Ревизоре” каждый персонаж мысленно произносит: “И я человек!” … В героях живет наивная претензия на звание и лицо человека. Все страсти и надежды, которыми движимы эти людишки, направлены, в общем, к тому, чтобы проявить себя в человеческом образе и достоинстве, как это понимается ими, взойти, так сказать в человеческую степень”. Согласны ли вы с этой мыслью? Попытайтесь обосновать ее или доказательно опровергнуть. Кто больше произнесет реплик на тему “И я человек!”. Команды по очереди произносят фразы. Болельщики узнают, кому она принадлежит фраза. За каждую неповторяющуюся фразу команды получают 1 балл. Болельщики получают чеки.

10. Когда приехал Хлестаков в уездный город? (На Василья Египтянина)

11. Амос Федорович прочитал несколько книг. Назовите хотя бы одну из них ("Деяния Иоанна Масона").

Вопросы для подготовки к игре.

1. Назовите статьи расхода бюджета, на которых можно сэкономить, чтобы увеличить доходы чиновников.

2. Критик А.Синявский (Абрам Терц) писал: “… в “Ревизоре” каждый персонаж мысленно произносит: “И я человек!” … В героях живет наивная претензия на звание и лицо человека. Все страсти и надежды, которыми движимы эти людишки, направлены, в общем, к тому, чтобы проявить себя в человеческом образе и достоинстве, как это понимается ими, взойти, так сказать в человеческую степень”. Согласны ли вы с этой мыслью? Попытайтесь обосновать ее или доказательно опровергнуть.

3. Каково значение А.С. Пушкина в жизни Н.В. Гоголя?

4. О чем рассказали сноски (комментарии) к комедии?

5. Какие самые смешные картины возникли в вашем воображении при чтении авторских ремарок?

6. Сыграйте каждую роль из “Немой сцены”. Какая роль вам больше подходит? Объясните, почему именно в такой позе “застыл” каждый герой.

17.09.2003