Урок духовности

Разделы: Внеклассная работа


В школе введён предмет “Уроки духовности”. Создана авторская программа по духовно-нравственному воспитанию. Основная задача программы – построить процесс воспитания духовности как систему формирования духовных ценностей через взаимодействие учащегося с миром добра и красоты, гуманных внутриколлективных отношений и общение с миром взрослых.

Цель: облагораживание души и сердца подростка, обогащение его духовного мира и мотивационного обеспечения жизни через поселение в нём светлых образов и мыслей. ( Духовное воспитание через развитие мысли подростка.)

Задачи:

1. Развивать у подростка потребность в нравственном самосовершенствовании.
2. Сориентировать подростка на ценности человеческой личности.
3. Создать благоприятные условия для работы над качеством мысли подростка.
4. Сформировать у подростка положительную мотивацию к учению в широком смысле этого слова (учению жизни)

Урок духовности

6 класс

Тема: уважение.

Цель: научиться выявлять в себе и других индивидуальные, особые и неповторимые качества.

Ход урока.

  1. Ладошки” – ладонями делаются вращающиеся движения, как бы согревая их. Получив эффект тёплых ладоней, по просьбе учителя, открыться и поделиться теплом своим, учащиеся раскрыв ладони делятся своим теплом.
  2. Медитативный настрой.
  3. Я хочу, чтобы вы сейчас представили себе что-то очень хорошее, что было в вашей жизни или может быть то, о чём вы мечтаете…. Как ваше тело наполняется удовольствием и радостью, как приятно вашему лицу, как хорошо и радостно становится вашей душе…. Вас обвевает тёплый ласковый ветерок, и доброе, согревающее душу настроение….

    Я хочу, чтоб это настроение осталось у вас на весь урок.

  4. Объявление темы.
  5. Сегодня мы будем говорить об уважении. Уважение и ответственность – это основа нравственности.

    Уважать, значит: прислушиваться к мнению других людей, проявлять вежливость в разговоре и своих поступках, стараться выявлять способности и таланты других людей и помогать им развивать и применять их.

  6. “Уважать себя”
  7. На листке бумаге нарисуйте свой портрет. Подумаёте о том, что делает вас неповторимым и уникальным. Запишите свои особые качества на листке бумаги. Чтобы вам было легче сосредоточиться, прочтите информацию на доске.

    1. Таланты (особые способности или умения)
    2. Цели (то, что хотим добиться)
    3. Черты характера.
    4.Что делает тебя похожим на других?
    5. Что делает тебя особенным, непохожим на других?

    Беседа (можно затронуть 1, 3, 4, 5 вопросы)

    Мы с вами хорошо поработали, и теперь каждый знает, какие неповторимые особенности есть у него. Может, вы узнали о себе что-то новое?

  8. Чтение сказки.

“Три товарища” (курдская сказка)

Трёх товарищей застала ночь, и решили они завернуть в ближайшую деревню. Постучали в первый попавшийся дом. Радушно встретил их хозяин, да никак не поймёт, кто же из них за старшего. Спросил одного:

  • Скажи на милость, кем вы приходитесь друг другу и кто из вас старший?
  • Эти двое – ослы, – ответил гость, – им со мной рядом сидеть не положено.

Через некоторое время хозяин спросил второго гостя:

  • Будь добр, скажи, кто из вас старший, чтобы я мог по достоинству одарить его.
  • След моей ноги дороже их голов, – ответил гость. – Они – собаки.

Наконец хозяин вызвал третьего:

  • Дорогой, не скажешь ли, кто у вас за старшего, я желал бы побеседовать.
  • Оба они умнее меня, и оба для меня старшие. Ты можешь побеседовать с любым из них. Хозяину понравился этот ответ:
  • Дорогой мой гость, прости, что я тебя задержал, а теперь прошу за стол. И велел хозяин своим слугам:
  • Накройте три стола. На один стол положите сена, на другой – костей, а на третий – всё, что полагается для дорогого гостя.

Удивились гости. А хозяин говорит:

– Ешьте, дорогие гости, не стесняйтесь. Кем вы сами представились, то вам и подано…

  1. Работа по сказке.
  • Кого из трёх спутников можно назвать настоящим товарищем?
  • Как вы думаете, почему двое спутников так относились к людям?
  • Какое средство лучше всего помогает людям научиться уважать друг друга?

(Относиться ко всем так, как хочешь, чтобы относились к тебе)

  1. Работа в группах.
  2. Каждой группе даётся задание на листочке.

    I гр. Что значит, по-вашему, мнению, уважать чьё-то мнение, чьи-то мысли?

    Чьё мнение и чьи мысли вы уважаете?

    II гр. Почему говорят, что старость надо уважать? Согласны ли вы с этим? Значит ли это, что дети не нуждаются в уважении?

    III гр. Хотели бы вы учиться в школе уважения? Как вы думаете, какие предметы преподают в этой школе? Опишите её.

    IV гр. Должен ли человек уметь уважать сам себя? Если человек не умеет уважать самого себя, может ли он научиться уважать других? За что вы себя уважаете?

    V гр. Перечислите пороки, которые происходят от чрезмерного уважения к себе. Затем перечислите пороки, которые происходят от недостатка уважения к себе.

  3. Итог урока.
  4. Нарисуйте дерево уважения. У этого дерева должно быть ровно столько веток, сколько людей вы по-настоящему уважаете.

  5. Оценка урока.

Оцените урок с помощью 10 пальцев.

  1. Усталость –
  2. Интерес к происходящему на уроке –
  3. Желание сделать самому –

Закончите фразы.

Меня удивило…..

Я почувствовал …

Я думаю ……

Литература.

  1. Лопатина А., Скребцова М. Книга для занятий по духовному воспитанию. Книга V. Москва “Сфера”, 1999г.
  2. Ветрова В.В. Уроки психологического здоровья. Москва. Педагогическое общество России,2000г.
  3. Введение в христианскую этику. Часть I. Москва, Триада, 1997

18.09.2003