Повышение познавательной активности учащихся. Метод проектов

Разделы: Астрономия, Информатика, Внеклассная работа


Опыт работы в школе показал, что в развитии интереса к предмету нельзя полагаться только на содержание изучаемого материала. Если учащиеся не вовлечены в активную деятельность, то любой содержательный материал вызовет у них созерцательный интерес к предмету, который не будет познавательным интересом. Для того чтобы разбудить в школьниках активную деятельность, им нужно предложить проблему интересную и значимую. Метод проектов позволяет школьникам перейти от усвоения готовых знаний к их осознанному приобретению. В нашей школе работа по методу проектов получила широкое применение последние шесть лет, после смены КУВТ УКНЦ на IBM-совместимую технику и подключению к Internet. Вашему вниманию предлагаются общие идеи и краткие сценарии двух проектов, выполненных в кабинете информатики нашей школы. Кроме этих проектов в кабинете информатики собран обширный материал для поддержки преподавания разных предметов, подготовленный школьниками: презентации в среде Power Point практически по всем темам школьного курса астрономии, раздела “Механика” физики, отдельных тем по географии, истории, иностранному языку, автоделу, ОБЖ и т.д. Подготовлены бланки отчётов за проведённые лабораторные работы по физике – электронные таблицы Excel, позволяющие автоматизировать расчёты результатов и построения графиков. Для администрации была создана база данных с необходимыми для удобной работы Формами, Запросами и Отчётами по учащимся школы в среде Microsoft Access и получен заказ на базу данных по кадровому составу. Такую работу выполняют учащиеся разных классов, в специализированном спортивном классе в 2002/2003 учебном году был выполнен проект “Мой выбор – спорт” - учащиеся с отделения футбола подготовили тему “Футбол”, гребцы – “Бегущие по волнам”. За более подробной информацией и материалами проектов обращайтесь в кабинет информатики школы к Кошелеву Константину Владимировичу.

Межшкольная телекоммуникационная конференция “Наркотики?...НЕТ!”

Руководители проекта: Зарубина Людмила Леонидовна – учитель информатики школы №1 и Кошелев Константин Владимирович – учитель информатики школы №2.

Исполнители проекта – учащиеся старших классов Бронницких школ №1 и №2.

Изначально планировалось рассмотреть темы “Работа в телеконференциях” и “Общение в реальном времени” при подключенном, но неоплаченном Internet. Попробовали решить проблему при помощи приложения Hyper Terminal (стандартное приложение Windows, позволяет бесплатно обмениваться данными в пределах бесплатности телефонных звонков). При следующей схеме (см. рис. 1) работа оказалась удобной. Серверы локальных сетей двух компьютерных классов связываются между собой через модем, передают и получают данные друг другу. Внутри каждого кабинета информатики пользователи компьютеров по локальной сети обращаются к “своему” серверу за полученной из соседней школы информацией и оставляют на нём информацию для отправки. После рассмотрения названных выше тем стало ясно, что предложенная проблема школьникам интересна и выходит за рамки уроков информатики. Работу продолжили во внеурочное время, и её итог был представлен на областном семинаре “Здоровьесберегающие технологии”, проходившем на базе нашей школы.

рис. 1

Межшкольная телекоммуникационная конференция

"Наркотики?… НЕТ!"

Цель:

1. Продолжить формирование навыка работы учащихся с РС по коммутируемому каналу связи в среде Hyper Terminal;

2. Развивать умение:

  • чётко, лаконично высказывать своё мнение по заданной теме, используя современные средства связи;

  • обрабатывать графические изображения в среде PhotoShop (создание коллажей);

  • получать и обрабатывать изображения со сканера.

3. Воспитывать стремление к здоровому образу жизни.

Материалы и оборудование:

  • РС, сканер, принтер, модем, локальная компьютерная сеть, телефонная линия;

  • программное обеспечение: Hyper Terminal, PhotoShop, Блокнот, Word, Excel, ACDSee;

  • заготовка газеты - отчёта о телекоммуникационной конференции;

  • домашнее задание в виде обработанного результата опроса (что вы относите к наркотикам?), сообщения по теме, плакаты);

Режим работы:

1. Вступительное слово - 1 минута.

2. Работа учащихся: приём, обработка, отправление сообщений по темам ("Творчество и наркотики", "Спорт и наркотики", Карьера и наркотики", Отдых и наркотики"). - 10 минут.

3. Получение из школы №1 плакатов и их просмотр, отправка своих плакатов. Выбор из них двух лучших и отправление сообщения об их номерах - 3 минуты.

4. Просмотр материалов, полученных из Internet - 4 минуты. Если не хватает времени (технические накладки) - просмотр материала со стенда при оформлении газеты.

5. Итог - 2 минуты.

10 минут после занятия - оформление газеты (распечатка материалов, занесение их в шаблон газеты)

Примечание:

Занятие является заключительным в общении школ по данной теме. При подготовке и межшкольном обсуждении на прошлых занятиях учащиеся говорили (писали, чатились) о том, что можно называть наркотиком, какие вещества можно отнести к наркотическим, составили диаграмму общего межшкольного мнения по этому вопросу. В чем разница между пристрастием и зависимостью. Какова роль психологического и физического факторов. Учащиеся провели социологический опрос населения города, по результатам которого также составили диаграмму. Появилась возможность сравнить мнение учащихся школ и населения города. Результат работы размещён на стенде в качестве итога мероприятия. Стенд пользовался популярностью у школьников.

Астрономическая конференция “От Птолемея до полётов на Луну. Зарождение и развитие небесной механики."

Руководители проекта: Кошелев Константин Владимирович – учитель информатики школы №2 и Хорикова Светлана Анатольевна – учитель астрономии школы №2.

Исполнители проекта – учащиеся 11 “А” класса школы №2.

Учащимся класса были предложены пять тем: “От первых наблюдений к системе мира Птолемея”, “Система мира Коперника и её подтверждение телескопическими наблюдениями Галилея”, “Законы движения планет Кеплера и их объяснение Ньютоном с помощью закона всемирного тяготения”, “Практическое применение законов небесной механики для запуска и полёта космических аппаратов”, “Телескопы: от Галилея до наших дней”. В классе 24 человека, для разработки тем школьники организовались в группы по 4 – 5 человек. Каждый участник конференции готовил свой проект (презентация Power Point), наиболее удачные слайды которых вошли в итоговые работы.

В качестве примера предложена одна из конференций по астрономии. Эта конференция была первой из показанных школьниками широкой аудитории (преподавателям разных предметов всех городских школ и коллегам из другого района). В дальнейшем подобные конференции по астрономии и физике проводились неоднократно. Проводилась конференция по краеведению “Исторический путеводитель по г. Бронницы”, “Моя школа”. Проект “Моя школа” послужил стартовой площадкой для создания девятиклассниками официального сайта школы, с которым можно познакомиться по адресу http://www.school-2.net   В настоящее время на стадии завершения подготовка конференции по физике и ОБЖ, которые проведём в начале декабря 2003 года. При проведении такого рода мероприятий целесообразно иметь обратную связь как с участниками так и с гостями конференции; в Приложениях приведены примеры анкет.

Сценарий научной конференции Общества любителей астрономии "Икар"

От Птолемея до полётов на Луну.
Зарождение и развитие небесной механики.

Цели:

1. Повышение познавательной активности учащихся.
2. Развитие интереса к астрономии через информатику и к информатике через астрономию.
3. Формирование навыков коллективной деятельности.
4. Укрепление естественно - научного мировоззрения.
5. Формирование навыков использования учащимися современных информационных технологий.
6. Приобретение навыка публичных выступлений.

Материалы и оборудование:

  • РС, сканер, локальная компьютерная сеть, принтер, модем, телефонная линия, мультимедийный проектор;

  • программное обеспечение: Power Point, Adobe PhotoShop, Adobe Illustrator, Microsoft Word, Microsoft Excel, ACDSee, Hyper Terminal; Internet Explorer.

Режим работы:

1. Вступительное слово (5 - 7 минут).
2. Выступления докладчиков по темам (общее время выступлений 35 - 40 минут):

  • От первых наблюдений к системе мира Птолемея.

  • Система мира Коперника и её подтверждение телескопическими наблюдениями Галилея.

  • Законы движения планет Кеплера и их объяснение Ньютоном с помощью закона всемирного тяготения.

  • Практическое применение законов небесной механики для запуска и полёта космических аппаратов.

  • Телескопы: от Галилея до наших дней.

3. Вопросы прессы (8 - 10 минут).

4. Анкетирование учащихся и гостей.

5. Заключительное слово. Подведение итогов конференции (5 - 7 минут).

Примечание:

Занятие является обобщающим по теме "Небесная механика". Представленные работы - результат коллективного труда учащихся.

Материалы конференции полностью подготовлены учащимися (Сертификат участника, схема выступлений, цитаты; всё кроме анкет); оформлена фотогазета.

Благодаря этой конференции школьники получили возможность на подобных мероприятиях использовать мультимедийный проектор – одно из городских предприятий нам его предоставляло в пользование для проведения конференций, в настоящее время есть свой.

Приложения:

1. Нагрузка школьников при подготовке и проведении конференции.

№ п/п

Фамилия

Тема

Подготовка

Конференция

1

Авдеев Орбиты небесных тел Фотограф Корреспондент

2

Александров Радиотелескопы. Оформление 2 части доклада Социолог

3

Алимурадов Определение расстояний до тел солнечной системы и размеров этих небесных тел. Оформление схемы конференции Выставка литературы

4

Белан Наблюдательная астрономия. Монтаж 1, 2 и 3 частей доклада Гид

5

Брянская Наблюдение Вселенной. Телескопы. Подготовка и оформление цитат Выставка литературы

6

Василенко Часы. Приём проектов с удалённых компьютеров Докладчик

7

Васильчиков Радиотелескопы. Подготовка и оформление цитат Демонстрация презентаций

8

Васильчикова Астрономия древних цивилизаций. Оформление фотогазеты Оформление зала

9

Витушкин Радиотелескопы Оформление 1 части доклада Гид

10

Карпеева Астрономия древних цивилизаций. Оформление эмблемы конференции Корреспондент

11

Катанская Движение планет. Оформление схемы конференции Регистратор

12

Котова Видимое движение планет. Оформление фотогазеты Гид

13

Крючков Развитие космонавтики. Приём проектов с удалённых компьютеров Установка техники

14

Локоть Коперник. Оформление сертификатов Докладчик

15

Никитина Затмения. Печать документов на бумагу Корреспондент

16

Носов Электронные системы наблюдения за звёздами. Оформление 5 части доклада Докладчик

17

Панова Астрономия древних цивилизаций. Копирование проектов на компьютеры конференции Корреспондент

18

Пивоварова Ньютон Оформление 4 части доклада Оформление зала

19

Прокофьева Космические орбиты Оформление эмблемы конференции Регистратор

20

Рыльщикова Календари. Копирование проектов на компьютеры конференции Установка техники

21

Смагина Космические орбиты. Оформление сертификатов Корреспондент

22

Стрышкова Законы Кеплера. Печать документов на бумагу Социолог

23

Фролова Созвездия. Оформление 3 части доклада Докладчик

24

Штаков Тихо Браге. Монтаж 4 и 5 частей доклада Докладчик

2. Подборка цитат. Примеры из подобранного школьниками.

Кто решится утверждать, что мы знаем всё, что может быть познано?

Галилео Галилей.

Человек - это создание, непрактичность которого временами может сравниться лишь с его любопытством, - заинтересовался количеством звёзд и строением Космоса раньше, чем теорией земледелия или строением собственного тела.

Станислав Лем.

Философы ввиду необычного совершенства неба называли его видимым божеством. Поэтому, если оценивать достоинства наук в зависимости от того предмета, который они исследуют, наиболее выдающейся будет астрономия. Сама она, являющаяся бесспорно главой благородных наук и наиболее достойным занятием свободного человека, опирается почти на все математические науки.

Николай Коперник.

И т.д.

3. Сертификат участника (см. рис. 2).

рис. 2

Рис. 2

4. Схема выступлений (см. рис. 3).

рис. 3

Рис. 3

Анкета участника.

Уважаемый участник!

Сегодня, подводя первые итоги работы, Вам предлагается принять участие в опросе. Цель опроса - выяснить, интересна ли Вам такая форма работы, стоит или нет продолжать двигаться в этом направлении. Нам важно знать Ваше мнение по предложенным вопросам. Надеемся на Ваше участие и поддержку.

Анкетирование проводится анонимно, все результаты будут обработаны на компьютере и представлены статистически. Для заполнения анкеты обведите вариант ответа, который соответствует Вашему мнению и напишите свой ответ, где это указано.

Светлана Анатольевна и Константин Владимирович.

 

1. Какими источниками информации Вы пользовались при подготовке проекта?
а) Книги; б) Периодическая печать; в) Интернет; г) Учитель; д) Другие (укажите какие)

рис.4

Рис. 4

2. Достаточно ли было времени, отведённого для подготовки проекта?
а) Да; б) Нет.

рис.5

Рис. 5

3. Подготовка проекта оторвала у Вас время от более важных и интересных дел?
а) Да; б) Нет.

рис.6

Рис. 6

4. Работая над проектом, Вы использовали компьютерную технику. Доступ к технике у Вас был:

а) Дома; б) В школе после уроков; в) Дома и в школе; г) Другое (укажите где).

рис.7

Рис. 7

5. Хотели бы Вы представляемый сегодня проект разместить в Интернет?

а) Да; б) Нет.

рис.8

Рис. 8

6. Будет ли интересна работа над проектами следующим за Вами школьникам?
а) Да; б) Нет.

рис.9

Рис. 9

7. Вы организатор работы над проектом. Что с вашей точки зрения нужно сделать по другому:_____________________________________________________________________

Если есть пожелания и замечания, не вошедшие в вопросы, напишите их на обратной стороне анкеты.

Благодарим Вас за ответы и надеемся на дальнейшее сотрудничество. Желаем Вам успехов!

Анкета гостя.

Уважаемый коллега!

Сегодня Вы посетили конференцию Общества любителей астрономии школы №2. Вам предлагается принять участие в опросе, Цель опроса - выяснить, интересна ли Вам такая форма работы, стоит или нет продолжать двигаться в этом направлении. Нам важно знать Ваше мнение по предложенным вопросам. Надеемся на Ваше участие и поддержку.

Анкетирование проводится анонимно, все результаты будут обработаны на компьютере и представлены статистически. Для заполнения анкеты обведите вариант ответа, который соответствует Вашему мнению и напишите свой ответ, где это указано.

Светлана Анатольевна и Константин Владимирович.

1. Каково Ваше общее впечатление о мероприятии?
а) В целом отрицательное; б) В целом положительное; в) Безразличное.

рис.10

Рис. 10

2. Каково Ваше мнение об использовании в нём технических средств?
а) Использовано недостаточно средств; б) Использование избыточно для рядового урока, но достаточно для открытого мероприятия; в) Использование нецелевое и избыточное.

рис.11

Рис. 11

3. Ваше мнение о методической оправданности формы мероприятия:
а) Более подходит для урока информатики; б) Более подходит для урока астрономии; в) Способствует развитию интереса (мотивации) к изучению обеих дисциплин и позволяет ученикам проявить себя; г) Форма неоправданна.

рис.12

Рис. 12

4. Ваше мнение об учащихся, принимавших участие в мероприятии:
а) Недостаточно готовы и работают "по обязанности"; б) Готовились обстоятельно и работают с интересом; в) Хорошо подготовлены и работают как обычно; г) Не готовы и уклоняются от участия.

рис.13

Рис. 13

5. Вы организатор работы над проектом. Что с вашей точки зрения нужно сделать по другому: ______________________________________________________________________

Если есть пожелания и замечания, не вошедшие в вопросы, напишите их на обратной стороне анкеты.

Благодарим Вас за ответы и надеемся на дальнейшее сотрудничество. Желаем Вам успехов!