"Многообразие птиц". Урок биологии в 8-м классе

Разделы: Биология


Урок биологии в 8-м классе по теме “Многообразие птиц” представляет собой мультимедийную разработку, выполненную в программе Power Point, в виде презентации (5.747.200 bytes). Использование презентации на уроке дает возможность учителю тщательно подготовить материал, необходимый для обобщения по пройденной теме, использовать большое количество иллюстраций, которые в другой форме подготовить просто невозможно. Урок, представленный учащимся в такой форме, проходит красочно, насыщен разнообразным материалом по данной теме. В презентации задействованы десятки фотографий птиц, демонстрирующих их многообразие. Птицы как местные, хорошо известные учащимся, так и своеобразные птицы других стран, знать которые небезынтересно. Для поведения такого урока необходимо использовать компьютер, экран и мультимедийный проектор. В худшем случае можно обойтись только компьютером.

Игровая форма данного урока выбрана с целью повышения интереса к предмету, развития биологического мировоззрения, обобщения пройденного материала. Игровой урок – "Звездный час" – проходит как обобщающий по теме “Птицы”. Многие вопросы этого урока будут раскрыты учащимися, при их умении анализировать и находить правильный ответ, переходя от частного к общему. Учащимся будет предложено определить экологические группы птиц, на основе изученных тем по многообразию пернатых. Вопросы охраны птиц будут рассматриваться через призму Краснокнижных, а также редких и подлежащих охране птиц. Важно также отметить неоценимое эстетическое значение птиц в жизни человека, увидеть роль пернатых в истории развития культуры: художественной литературы, музыки и изобразительного искусства.

Цели урока:

  1. Образовательная. Расширить и углубить знания о представителях класса Птицы, их многообразии и разнообразии условий их обитания.
  2. Воспитательная. Подвести учащихся к выводу о том, что многообразие птиц взаимосвязано с разнообразием условий их обитания и адаптации к ним. Показать значимость такого многообразия и сформировать чувство ответственности за их сохранение.
  3. Развивающая. Творческие способности детей направить на пропаганду сохранения существующего многообразия птиц. Развивать медиа-коммуникативные способности учащихся средствами компьютера.

Оборудование урока:

  1. Выставка творческих работ учащихся 8-х классов по теме “Берегите птиц!”.
  2. Карта – схема “Основные пути миграций перелетных птиц России”.
  3. Компьютер, мультимедийный проектор, экран, для демонстрации презентации, выполненной учителем в программе Power point, по теме урока.
  4. Тумбочки на колесиках для передвижения участников.
  5. Карточки для участников и их “родителей”, звезды, ящики с призами (главный приз – отличная оценка).
  6. Музыкальный центр с фонограммами игры.
  7. Творческий номер, для поздравления победителя игры, подготовленный группой учащихся класса.

Этапы подготовки к уроку.

  1. Формирование творческих групп учащихся (по желанию)
  2. а) 6 участников игры;
    б) 6 “родителей” участников, которые выбираются добровольно из одноклассников;
    в) 6 членов жюри, которые подсчитывают число правильных ответов участников и их “родителей”;
    г) 2 ведущих;
    д) остальные – зрители, которые будут задействованы в игре;
    е) творческая группа, подготавливающая номер для поздравления победителя (сценка о птицах).

  3. Участники игры заранее готовятся к представлению по теме: “Мое хобби” на биологическую или экологическую тему.
  4. Учащиеся всего класса получают творческое домашнее задание на тему “Берегите птиц!” (это может быть: разработка листовки, фотография, поделка, изготовление скворечника и др.)
  5. Группа учащихся изготавливает карточки для участников и их “родителей” с номерами, которые будут использоваться во время игры.
  6. Творческая группа из числа “зрителей” осуществляет поиск в Internet или на электронных носителях фотографий птиц, осуществляет их отбор для игры.

Ход урока:

Вводная часть. Звучит музыка, выходит ведущий и объявляет участников игры и их “родителей”. Затем начинается представление членов жюри, которые занимают отведенные им места.

Представление участников начинается с хобби. Хобби участников оценивает ведущий открытого урока, который за лучшее хобби на биологическую тему присуждает звезду.

Учитель включает презентацию “Многообразие птиц” и последовательно задает вопросы, участникам игры, поочередно сменяя слайды. Каждый вопрос приготовлен на отдельном слайде презентации. После каждого вопроса звучит приятная музыка в течение 30 секунд, музыка прерывается и участники и их “родители” должны сразу же поднять карточку с ответом, на которой указана цифра – номер, на их взгляд правильного ответа. Затем учитель объявляет правильный ответ, и передвигают тумбочку на колесиках вперед те участники игры, которые ответили правильно. Те же, кто ошибся в ответе, остаются на месте. Члены жюри фиксируют правильные ответы участников и их “родителей”, если правильные ответы совпадут, то участник получает звезду, которая крепится к тумбочке. Если все участники не знают правильного ответа на поставленный вопрос, он задается “зрителям”. “Зритель” правильно ответивший на вопрос получает звезду.

I раунд:

  1. Какая из перечисленных птиц способствует распространению семян? (страус)
  2. Какая из перечисленных птиц относится к голенастым птицам? (цапля)
  3. У каких птиц несколько самок откладывают яйца в общее гнездо, и насиживают поочередно? (страус)

Рисунок №1

Рисунок №2

1. Цапля

2. Пингвин

Рисунок №3

Рисунок №4

3. Страус

4. Гриф

  1. У какой из перечисленных птиц бинарное зрение? (сова)
  2. Какая, из перечисленных птиц, не относится к отряду Хищные? (тупик)

Рисунок №5

Рисунок №6

Рисунок №7

1. Сокол

2. Тупик

3. Сова

  1. Какая из птиц относится к певчим воробьиным птицам? (ласточка)
  2. Какая птица питается исключительно летающими насекомыми? (ласточка)
  3. Какая из птиц строит гнезда из комков грязи смешанной со слюной? (ласточка)
  4. Какая из птиц быстро бегает по твердой поверхности? (поползень)
  5. Какая птица живет вблизи открытых водоемов? (зуек)
  6. Какую из птиц иначе называют кузей? (поползень)
  7. Какая птица легко передвигается по стволам как вверх, так и вниз головой? (поползень)
  8. Какая птица имеет долотообразный клюв и прочный череп? (дятел)
  9. У какой птицы хорошо развиты слюнные железы? (ласточка)

Рисунок №8

Рисунок №9

Рисунок №10

1.Ласточка

2.Зуек

3. Поползень

Рисунок №11

Рисунок №12

4. Дятел

5. Дупель

По результатам первого раунда один или два человека из участников выбывает. Участникам, "родителям" и "зрителям" игры предоставляется возможность составить самое длинное слово из предложенных им букв, желательно название птицы. При составлении слова, если не хватает какой-либо буквы, можно использовать звезду, если она имеется в наличии у участника, “родителя” и “зрителя”. Буквы: А, А, С, П, О, Р, К, Т, В, Я. По результатам этого конкурса на самое длинное слово выбывает участник, который составил самое короткое слово. Участник, составивший самое длинное слово, приглашается к ящикам, в которых находятся призы (ручка, карандаш, резинка, отличная оценка).

II раунд.

  1. Появление, какой из птиц связанно с появлением проталин? (жаворонок)
  2. Появление, какой из птиц связано с вскрытием рек и озер? (зимородок)
  3. Появление, какой из птиц связано с появлением летающих насекомых? (мухоловка)
  4. У какой птицы ноги такие короткие, что не пригодны для ходьбы? (зимородок)
  5. У каких птиц характерная манера держать хвост вверх, когда сидят на ветке? (жаворонок)
  6. Для самцов, какой птицы характерен трепещущий полет с песней над гнездовой территорией? (жаворонок)

Рисунок №13

Рисунок №14

Рисунок №15

1. Камышовка

2. Мухоловка

3. Крапивник

Рисунок №16

Рисунок №17

Рисунок №18

4. Вертишейка

5. Жаворонок

6. Зимородок.

  1. У какой из птиц шея равна длине тела или превышает её? (фламинго)
  2. У какой из птиц гнезда в виде конуса из ила, песка и водных растений? (чомга)
  3. У какой из птиц птенцы держатся крупными стаями под присмотром нескольких взрослых птиц? (фламинго)
  4. У какой из птиц образование пар сопровождается сложным брачным ритуалом? Гнезда плавучие? (чомга)
  5. Какую из птиц по-другому называют плиска? (трясогуска)

Рисунок №19

Рисунок №20

Рисунок №21

1. Славка

2. Лебедь

3. Фламинго

Рисунок №22

Рисунок №23

4. Чомга

5. Трясогуска

  1. Какая из птиц добывая пищу ныряет глубоко в воду? (оляпка)
  2. Какая из птиц не относится к отряду Хищные? (оляпка)
  3. Какая из птиц используется для охоты на пернатую дичь? (сокол)
  4. Какая из птиц самая крупная? (беркут)
  5. На боках головы какой птицы имеется подобие лунного диска? (лунь)
Рисунок №24

Рисунок №25

1.Оляпка

2.Сокол

Рисунок №26

Рисунок №27

3.Беркут

4.Лунь

  1. У какой из птиц гнездо не очищается от экскрементов и распространяет зловоние? “Вонючий петушок” (удод)
  2. У какой из птиц клюв узкий с острыми зубцами на концах? (крохаль)
  3. Какая птица умеет виртуозно имитировать голос кошки? (иволга)
Рисунок №28

Рисунок №29

1. Синица

2.Иволга

Рисунок №30

Рисунок №31

3.Удод

4. Крохаль

  1. У самца, какой из птиц, во время исполнения токовой песни теряется слух? (глухарь)
  2. Какая из птиц летает только вниз по склону? (улар)
  3. Какая из птиц не является представителем отряда Куринные? (дрофа)
  4. У какой из птиц цевка оперена? (глухарь)
Рисунок №32

Рисунок №33

1. Глухарь

2.Улар

Рисунок №34

Рисунок №35

3.Дрофа

4.Фазан

По результатам второго раунда выбывает еще один участник игры, если вопрос спорный, то можно задать дополнительный вопрос, для тех, кто должен остаться или выбыть:

  1. Какая из птиц улетает зимовать в Индию?
  2. Какая из птиц издает звуки, которые напоминают звук завода часиков?
  3. Какая из птиц, защищаясь, шипит как змея?

В результате отбора участников, остаются полуфиналисты. В полуфинале игры “Звездный час” участники и их “родители” соревнуются по количеству составленных слов по слову “Классификация”.

Победителем является тот, который составит больше слов. Победителю предоставляется слово – сказать всему миру “Что я думаю о значении птиц”.

В конце игры – музыкальный номер, приготовленный учащимися класса, поздравление победителя.