Изучение мотивации учения проективным методом

Разделы: Начальная школа


Организация исследования.

Исследование было проведено на базе МОУ сош № 41 г. Шахты, пос. Майский в 1-а, 1-б, 2-а, 3-а, 4-а, 5-б, 7-б, 8-а классах. Детям было предложено написать тематическое сочинение по специально созданной картине, где изображены 2 силуэта человека, контуры которых не четки, размыты, расположены на фоне черного прямоугольника. Краски выбраны тусклые, нецветные, (рис.1).

Рисунок 1

В основе выполнения данной работы лежит использование принципа проективного метода. Проективный метод ориентирован на изучение неосознаваемых (или не вполне осознанных) форм мотивации, в том числе и мотивации учения, и в своем качестве является едва ли не единственным собственно психологическим методом исследования наиболее скрытых областей человеческой жизни. Проективные методики позволяют непосредственно, модулируя определенные жизненные ситуации, исследовать отношения личности к этим ситуациям. Отличительные признаки проективных методик состоят в следующем:

  1. Так называемая неопределенность стимульного материала, или инструкции к заданию, благодаря чему испытуемый обладает относительной свободой в выборе ответа или тактики поведения;
  2. Деятельность испытуемого протекает при полном отсутствии оценки со стороны экспериментатора. Этот момент, а так же то, что испытуемый обычно не знает, какая именно информация в его ответах является диагностически ценной, приводят к максимальной проекции личности и раскрытию глубинных психических свойств;
  3. Проективные методики измеряют не отдельную психическую функцию, а характеризуют установки личности в целях, в её взаимодействии с социальным окружением.
  4. Проективные методики, в применении к исследованиям школьников, позволяют раскрыть не наблюдаемые в явном виде педагогом мотивы поведения и учения.

Методика исследования.

Для проведения проективной методики был подобран такой стимульный материал, который является значимым для испытуемого, то есть, при реагировании на который, испытуемый может использовать свой прошлый опыт, знания. Это эмоционально окрашенная “драматическая”, неопределенная ситуация, которая с одной стороны, способствует включению испытуемого в решение этой ситуации, с другой стороны, не задает никаких конкретных способов решения.

В связи с этим выбор конкретных форм решения является всегда индивидуальным и позволяет получить данные об установках испытуемого по отношению к данной ситуации.

Цель работы
Знакомство с методом проективного анализа тематического сочинения: проведение процедуры написания сочинения, интерпретация результатов, составление

стимульного материала и обработка полученных навыков в реальных школьных классах.

Указания по проведению сочинения.

а) Организация эксперимента: эксперимент проводится одновременно со всеми испытуемыми одного класса в форме написания тематического сочинения по картинке. Испытуемым предъявляется заранее написанный на доске план сочинения:

  1. Кто эти люди?
  2. Как возникла эта ситуация?
  3. Что произошло перед этим?
  4. О чем думает каждый изображенный на картинке человек?
  5. Чем это закончится?
  6. Что произойдет дальше?

б) Испытуемым дается следующая инструкция: “Мы проведем исследование вашей фантазии и способности к воображению. Сейчас я покажу вам картинку. В вашем распоряжении 20 секунд для того, чтобы рассмотреть картинку и затем 15 минут для того, чтобы составить по этой картинке интересную историю. У вас имеется план сочинения. Старайтесь затрачивать на каждый вопрос около трёх минут. Я буду следить за временем, когда следует переходить к следующему вопросу. Вы можете совершенно свободно придумывать любую историю, которая придет вам в голову. Постарайтесь составить историю так, чтобы она была живой и интересной. Проявите максимум фантазии и воображения. Работайте как можно быстрее, чтобы уложиться во времени. Речь не идет о красивом стиле или чистописании. Если вы сделаете ошибку, то просто перечеркните её и пишите дальше. Есть у вас вопросы?”

После предъявления картинки испытуемые начинают писать сочинение.

Необходимо заранее предупредить испытуемых, что нельзя задавать вопросы, делиться своими впечатлениями, как – то комментировать предъявленную картинку, каждый должен работать самостоятельно, молча.

Результаты и обработка работ.

Таблица 1. Содержание мотивов по соответствию основной деятельности испытуемых.

Класс

Соответствует

Не соответствует

1-а (22 чел.)

95%

5%

1-б (22чел.)

87%

13%

2-а (19 чел.)

73%

27%

3-а (20 чел.)

73%

27%

4-а (22чел.)

73%

27%

5-б (19 чел.)

95%

5%

7-б (22 чел.)

100%

8-а (21 чел.)

73%

27%

График 1. Соответствия основной деятельности испытуемых

Таблица 2. Сила мотива.

Класс

Сильный мотив, направленный на достижение успеха

Сильный мотив, направленный на избежание неудачи

Слабый мотив

1-а (22 чел.)

63%

37%

1-б (22чел.)

80%

20%

2-а (19 чел.)

75%

25%

3-а (20 чел.)

60%

24%

16%

4-а (22чел.)

64%

12%

24%

5-б (19 чел.)

25%

50%

25%

7-б (22 чел.)

60%

20%

20%

8-а (21 чел.)

35%

55%

10%

График 2. Сильный мотив направленный на достижение успеха.

График 3. Сильный мотив, направленный на избежание неудачи

График 4. Слабый мотив.

Интерпретация полученных результатов.

Результаты интерпретируются по следующим направлениям:

  • содержание мотива;
  • сила мотива.

Содержание мотивов может соответствовать основной деятельности испытуемых (например: “Эти люди учитель и ученик. Преподаватель думает: “Какую оценку ему поставить?” “Как объяснить так, чтобы все поняли решение задачи (примера)?” А ученик надеется получить хорошую оценку).

Содержание мотивов может не соответствовать основной деятельности испытуемых (например, некоторые учащиеся увидели на картинке изображение матери и сына, богов, жениха и невесты, даже древних людей).

Анализируя полученные результаты приходим к выводу, что мотивы по соответствию основной учебной деятельности к концу 2-го –4-го классов неуклонно снижаются, к 5-му классу возрастают, к 7-му достигают 100%, а к концу 8-го резко убывают. Отчего же это происходит?

Дети приходят в школу с определенными представлениями о ней: в школе ставят отметки. Поэтому для многих детей главным мотивом становится отметка. Некоторых детей привлекает форма, портфель. Не меньшую роль играет любовь к первому учителю.

Во второй половине первого класса у многих первоклассников зарождается познавательный интерес, особенно у тех, у кого учебная деятельность протекает успешно. Но познавательный интерес ещё носит неустойчивый, ситуативный характер. К четвертому классу интерес к учению у многих падает. Четвероклассники предъявляют особый интерес к мнению товарищей, учитель перестаёт занимать центральное место в жизни детей. Среди широких специальных мотивов ведущим становится стремление учащихся найти своё место среди товарищей в классном коллективе. Переходя в среднее звено, дети встречаются с новыми учителями и учебными предметами. И, конечно, как все новое, это их привлекает. К седьмому классу у учащихся можно наблюдать радость от самой учебной деятельности. А к концу 8-го класса многих школьников уже начинает тяготить учение. Дело в том, что новизна обстановки прошла, многое в роли ученика стало менее привлекательным, учебная деятельность не всегда успешна и отметки не всегда хорошие, все меньше хвалит учитель, а родители даже наказывают, если получаешь плохие отметки. Теперь же мотивы, которые раньше побуждали к учебной деятельности, больше не побуждают. И тогда учение становится мучением для ребенка. Начинается “борьба” учителя с учеником, не желающим учиться: угрожающие записи в дневнике, постоянные вызовы родителей в школу. А результат? Почти никаких изменений в лучшую сторону. Зато полное отчуждение ученика и родителей от школы. (Из тематических сочинений учеников 8-го класса: “Учитель думает: “Сейчас я ему 2 поставлю”; “ Какой он тупой”; “Вот ты допрыгался, сейчас тебя, мой ученичок, завалю”.

Ученик думает: “Что она ко мне привязалась”; “Скорей бы звонок”” “Хоть бы поставила 3”. И особенно страшны такие высказывания учеников, как: “ Дома школьника убьют родители за двойку, а учитель будет рад”.)

О силе мотивов судят по следующим характеристикам: если в сочинении выражены ожидание успеха, надежда на успех, потребность в достижении успеха, положительное эмоциональное состояние, похвала, отражена деятельность персонажей, направленная на достижение успеха, то это свидетельствует о сильных мотивах, направленных на достижение успеха.

Если в сочинении выражены ожидание неуспеха, потребность в избежании неудачи, отрицательное эмоциональное состояние, отражена деятельность персонажей, направленная на избежание неуспеха, вся история имеет конец, связанный с неуспехом персонажей, то это свидетельствует о сильных мотивах, направленных на избежание неудачи.

Если в сочинении слабо выражены как мотивы достижения успеха, так и мотивы избежания неудачи, то есть, если сочинение носит в основном описательный характер, и в нем слабо просматривается личная позиция автора, то это свидетельствует о слабой мотивированности испытуемых.

По данным результатам тематических сочинений можно проследить за силой мотива. Сильный мотив, направленный на избежание неудачи вообще отсутствует в 1-х и 2-ом классах, но затем скачкообразно возрастает к 8-му классу до 55%, а слабый мотив почти исчезает. Очень должна волновать учителя мотивация избежания неудачи. Такие ученики учатся из- за боязни получить наказание, в школу им ходить не хочется.

Именно поэтому учитель с первых дней прихода детей в школу должен направить все усилия на формирование мотивов, направленных на достижение успеха. Формирование мотивов проходит ряд этапов, каждый из которых характеризуется растущей его интегрированностью со сложившейся мотивационно – смысловой системой личности.

Можно выделить следующие этапы становления (предложены С.П.Манукян) , которые проходит мотив ещё до своей реализации в поведении и деятельности:

  1. возникновение побуждения;
  2. осознание побуждения;
  3. принятие личностью осознанного побуждения в качестве мотива, то есть принятие мотива личностью. Способность личности принимать или отвергать мотивы подчеркивает активность личности в организации своей деятельности. Человек может осознать какое–нибудь побуждение, но оценив его, отказаться от него, подавить, не подчиниться ему, иными словами не принять в качестве мотива своего поведения. В результате осознанное побуждение может вновь превратиться в побуждение несознаваемое или остаться просто осознанным побуждением, не став мотивом поведения человека. Но с принятием мотива кончается его формирование в сознании и начинается реализация в поведении и способы этой реализации (может и через определенный отрезок времени, – это определяется личностью в самом процессе принятия мотива).
  4. В реализации мотива есть элемент творчества. В зависимости от конкретных условий может измениться способ реализации мотива. В процессе реализации мотив продолжает развиваться, обогащаться. Но после осуществления реализации, удовлетворения потребности которая лежит в его основе, мотив не исчезает, а переходит в потенциальную форму существования, в побудительную потенцию. Он становится определенным свойством, некоторой чертой личности. Если принятый личностью мотив по тем или иным причинам не может быть реализован, он возвращается на предшествующий этап формирования – становится осознанным побуждением.

    Так перед личностью снова встает проблема принятия или непринятия этого побуждения в качестве мотива.

    Эти стороны побуждений и отношений между ними должны стать объектом управления учителя.

    Список используемой литературы.

    1. Анастази А. Психологическое тестирование. Перевод с английского. Под ред. К.П.Гуревича, В.И. Лубовского. М., Педагогика, 1982.
    2. Манукян С.П. Потребности личности и их место в пед. концепции мотивов учения. Вопросы психологии. 1984, № 4, с. 130-133.
    3. Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. М.,1980, с. 10-71.