Применение компьютерных технологий обучения на уроках черчения

Разделы: Технология


Повышению качества графической подготовки учащихся в большой степени способствует четкая, целенаправленная и методически продуманная система изложения знаний в часы учебных занятий. В учебный процесс необходимо внедрять новые, наиболее совершенные методы преподавания и обучения, разумно привлекать технические средства обучения. Повышение эффективности обучения черчению во многом зависит от использования на уроках дидактических материалов, дидактических игр и компьютерных технологий.

Процесс информатизации современного общества требует от каждого человека умения пользоваться персональным компьютером (ПК).

Если использовать компьютерные технологий обучения (КТО) при изучении черчения, то

– активизируется процесс обучения;
– формируются навыки работы с компьютером;
– формируются умения использовать информационные технологии в повседневной жизни;
– формируется умение использовать информационные ресурсы человечества;
– экономия времени урока;
– возможность увеличения объема нового материала на уроке и сокращение времени на его объяснение;
– сокращается время на подготовку к уроку;
– создается возможность выполнения виртуальных демонстрационных показов с использованием недоступного оборудования.

Компьютерные технологии, в частности презентации, как наглядные пособия, помогают учителю излагать учебный материал, развивают навыки наблюдения и анализ формы предметов, обеспечивают прочное усвоение учащимися знаний, повышают интерес к предмету.

Специфическое назначение приобретают презентации на всех этапах урока, при выполнении графических и практических работ. Слайд-фильм позволяет на одном слайде показать условие предлагаемой задачи, на другом – решение (поэтапное его выполнение). Это позволяет сократить время при проверке домашнего задания, повторения, изложения нового материала, закреплении и отвести большее время для выполнения практических и графических работ, правильно понять цель и ход предстоящей работы, предупреждать многие графические ошибки, ускорять процесс выполнения заданий. Демонстрируемые слайды будут служить образцами для правильного графического исполнения работы.

Что такое презентация. На смену диафильмам, диапозитивам пришли диапозитивы, но уже в новом обличье и под новым названием – “слайды”.

Презентация (от английского “presentation” – представление) – это набор цветных картинок-слайдов на определенную тему. На каждом слайде можно поместить произвольную текстовую и графическую информацию.

В школах и институтах с помощью программ типа MS PowerPoint, входящую в пакет Office, можно создавать и демонстрировать учебные и справочные слайд-фильмы, рассказывать о работе кружков, секций и т.п.

В процессе создания презентаций учитель может проявить себя и как сценарист, и как режиссер, и как художник, и как исполнитель.

Как показывать презентации. Показать слайды можно как средствами “главного” приложения – PowerPoint, так и средствами простой программы-демонстратора (PowerPoint Viewer). Для показа слайдов в аудитории используют специальный проектор, подключаемый к компьютеру и экран. Учитель управляет презентацией с клавиатуры.

Возможность нескольких режимов демонстрации (смена слайдов вручную – в прямом и обратном направлении – сопровождая каждый кадр пояснениями, автоматический показ) позволяет учителю вернуться к материалу урока (слайдам – наглядным пособиям) на любом его этапе.

Приложение Microsoft PowerPoint дает возможность:

– конструировать урок, изменяя порядок показа слайдов, их количество (скрыть материал для углубленного изучения материала) дифференцируя материал в зависимости от уровня подготовленности учащихся, даже по ходу его проведения;
– снабдить каждый слайд дополнительными визуальными эффектами (построение слайда, переход слайда и др.), что позволяет оживить слайд при демонстрации;
– снабдить слайд (слайды) дополнительными свойствами (скрыть, установка порядка и времени демонстрации и др.).

Использование презентаций открывает более широкие возможности для творческого преподавания, как черчения, так и других предметов, обеспечивает политехнический принцип обучения, дифференцированный и личностно-ориентированный (при проведении урока в кабинете информатики) подходы в обучении.

Хочу поделиться опытом применения компьютерных технологий на занятиях черчения.

Цель методической разработки – ознакомить с системой изложения учебного материала, показать, где и каким образом можно применять на уроке разработанные слайды.

Цель использования компьютерных технологий – способствовать интенсификации учебного процесса, повышать мотивацию учения, то есть повысить мысленную активность учащихся, пробуждать их творческие способности.

Показ слайд-фильма сопровождается пояснениями (возможен показ, как со звуковым сопровождением, так и без него, с пояснениями учителя по кадрам или в автоматическом режиме смены слайдов). На следующем уроке фильм можно использовать для того, чтобы проверить насколько усвоен материал. Учитель демонстрирует на экране тот или иной слайд и задает контрольные вопросы. Ответы могут быть как устными, так и письменными.

Использование на занятиях учебных фильмов (слайд-фильмов) позволяет наглядно продемонстрировать всей группе правильные приемы работы, их последовательность, что весьма затруднительно сделать, показывая их непосредственно на рабочем месте. Учащиеся вникают в динамику технологического процесса, особенности выполнения каждой операции. Поскольку учебный фильм может содержать материал разной степени сложности, появляется возможность дифференцировать учебный материал, задания в зависимости от подготовленности той или иной группы учащихся, полнее учитывать возможности каждого ученика. Это отвечает требованиям современного личностно-ориентированного подхода в обучении.

Для проведения тематического контроля знаний учащихся были использованы программы quest.exe, разработанная заведующим кафедрой информатики Бийского лицея Стригиным В.Л. и программа test.exe, разработанная ассистентом ФМФ БПГУ им. Шукшина Сычевым Игорем.

Программы позволяют создавать контролирующие тесты по любому предмету, состоящие из десяти вопросов с выбором правильного из четырех ответов на каждый вопрос. Учитель имеет возможность задавать критерии оценки и время выполнения теста.

При каждом запуске программа изменяет чередование вопросов по способу случайных чисел, а так же шифрует текст теста так, что даже “продвинутый” учащийся не в состоянии “обмануть” компьютер, подсмотрев варианты правильных ответов.

После выполнения теста программа выдает информацию о том, на сколько вопросов ответил учащийся, сколько правильных ответов, на какие вопросы были даны правильные ответы и на какие нет.

Кроме того, файлу учащегося присваивается имя, и этот файл автоматически записывается в память компьютера, что позволяет в последствии работать с учащимися индивидуально и устранять пробелы в их знаниях. Также программа ставит оценку за выполненный тест.

В настоящее время мной разработаны и совершенствуются в соответствии с программой по черчению авторов А.Д. Ботвинникова, И.С. Вышнепольского и др. слайд-фильмы и тесты, приведенные в таблице 1. Также готовится CD-диск, в который войдут: тематические планы (7-8, 9 классы), поурочные планы, тесты по всем темам курса черчения, экзаменационные билеты, презентации по большинству уроков, лекция по применению КТО (текст, презентация).

Презентации и тесты к урокам черчения

Таблица 1

Тема

Класс

Примечание

1

Правила оформления чертежей

8

Презентация

2

Как наносятся размеры. Масштабы

8

Презентация

3

Тест “Правила оформления чертежей”

8

Тест

4

Проецирование

8

Презентация

5

Расположение видов на чертеже

8

Презентация

6

Сечения

9

Презентация

7

Простые разрезы

9

Презентация

8

Сложные разрезы

9

Презентация

9

Тест “Разрезы”

9

Тест

10

Общие сведения о соединения деталей

9

Презентация

11

Чертежи болтовых соединений

9

Презентация

12

Разновидности графических изображений

9

Презентация

Сегодня уже общепринято, что использование учебных фильмов, компьютерных технологий и дидактических игр в образовании неизбежно, поскольку существенно повышается эффективность обучения и качество знаний и умений.

Представленный урок (его разработка) по теме: “Расположение видов на чертеже” является вторым по теме: “Проецирование”.

Использование презентации при проведении занятий по черчению на примере урока по теме: “Расположение видов на чертеже”

Тема: Расположение видов на чертеже.

Цели: Привести к пониманию понятия вида, расположения видов на чертеже. Организовать деятельность по формированию навыков построения видов на чертеже, нахождению главного вида. Развить стремление к самостоятельной активности и творческому отношению к решению задач. Воспитание положительного отношения к знаниям и доброжелательного отношения и сопереживания успехов и неудач в коллективе.

Оборудование: Учебные таблицы, карточки-задания, модели для практической работы, презентация (слайды) “Расположение видов на чертеже”, IBM РС с проектором (класс с IBM РС).

Ход урока

1. Повторение теоретического материала по теме: “Проецирование”

Задача на этап урока. Актуализация опорных знаний и умений, формирование познавательных мотивов. Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания большинством учащихся.

Переход к слайдам-вопросам осуществляется за счет настройки действия перехода слайда на прямоугольниках схемы, а возврат за счет управляющих кнопок.

Рисунок 1

Что называется проецированием?

Проецирование – это процесс построения проекции предмета.

Рисунок 2

Какое проецирование называют центральным? Примеры.

Если проецирующие лучи исходят из одной точки, проецирование называют центральным. Фотоснимки, кинокадры.

Рисунок 3

Дайте определение параллельного проецирования. Примеры.

Если проецирующие лучи параллельны друг другу, то проецирование называют параллельным. Условно солнечные тени предметов.

Рисунок 4

Какое проецирование называют косоугольным?

Косоугольное проецирование – когда лучи параллельны и падают на плоскость под острым углом.

Рисунок 5

Прямоугольное проецирование – это

Прямоугольное проецирование – когда проецирующие лучи перпендикулярны плоскости проекции.

Рисунок 6

Мы повторили опорные понятия. Сейчас вы будете работать по карточке-заданию на два варианта. Ваша задача назвать элементы, обозначенные числами. Время на выполнение – 4 минуты. Оценка будет выставляться по количеству правильных ответов.

Рисунок 7

Проверка задания. Взаимоконтроль (5+ – “5”, 4+ – “4”, 3+ – “3”,…).

Рисунок 8

Кто доволен своими результатами? Хорошо

Я думаю, что также успешно будет усвоена и новая тема.

Задача на этап урока. Устранение обнаруженных пробелов в знании, дальнейшее усовершенствование умений и навыков. Подготовка учащихся к активной учебно-воспитательной деятельности

2. Объяснение нового материала.

Тема урока “Расположение видов на чертеже”

Рисунок 9

Какую основную задачу мы поставим на уроке?

Вид. Расположение видов на чертеже.

Задача. Усвоение новых знаний. Формирование у учащихся представлений о виде, расположении видов на чертеже, нахождению главного вида.

Вид – это изображение обращенной к наблюдателю видимой части поверхности предмета.

Рисунок 10

Вид спереди – изображение, полученное на фронтальной плоскости проекций.

Это изображение принимается на чертеже за главное, и называют главным.

Рисунок 11

Вид сверху – изображение на горизонтальной плоскости проекций.

Рисунок 12

Вид слева – изображение на профильной плоскости проекций.

Рисунок 13

Для изображения предмета могут применяться виды справа, снизу, сзади (все они называются основными).

Рисунок 14

При выполнении чертежа предмет надо располагать относительно фронтальной плоскости проекций так, чтобы главный вид давал наиболее полное представление о форме и размерах предмета.

Рисунок 15

Количество видов на чертеже должно быть наименьшим, но достаточным для полного выявления форм и размеров предмета.

Рисунок 16

На чертежах проецирующие лучи не проводят, но обязательное требование, сохранение расположения видов относительно друг друга.

Рисунок 17

Мы изучили виды, их расположение на чертеже.

3. Графическая работа

Задача на этап урока. На основе знаний выработать умения построения чертежа.

Прочитайте задание.

Выполнить 3 вида модели в тетради. Масштаб 1:1.

Этапы выполнения графической задачи на слайде.

Рисунок 18

На чертеже проецирующие лучи не проводят, но обязательное требование, сохранение расположения видов относительно друг друга.

Поэтапная проверка выполненной работы создается за счет эффектов анимации.

Рисунок 19

Рисунок 20

Кто справился с заданием?

4. Задание на дом

Рисунок 21

§ 4–5, составить из 3 спичечных коробков модель и выполнить в тетради ее чертеж;

Обратить внимание на понятия и определения.

Картон 100х150 мм, ножницы, проволока (Al) L=150 мм.

5. Закрепление, обобщение знаний. Подведение итогов урока

Задача на этап урока. Организация деятельности и проверка учащихся по применению изученных знаний. Стимулирование самообразования.

Анализ успешности овладения знаниями и способами деятельности, показать типичные недостатки в знаниях, показать пути их преодоления.

А теперь “Блиц-опрос”

Рисунок 22

На карточке поставьте “+”, если согласны с формулировкой и “-”, если нет.

Проведение блиц-опроса по карточкам “Верно или нет”, в качестве оперативной обратной связи.

Да – “+”, нет – “ – ”.

После проведения блиц-опроса карточки собираются, а при помощи слайда фронтально проверяются правильные ответы, которые появляются за счет эффектов анимации.

Теперь проверьте ваши ответы.

Кто выполнил без ошибок?

Кто допустил одну ошибку?

Урок закончен. Спасибо.