Урок в 9-м классе по теме: "Сложное предложение" (обобщение темы)

Разделы: Русский язык


Тип урока: контрольно-обобщающий

Цели урока: систематизация, закрепление и углубление знаний учащихся по теме “Сложное предложение”;

Задачи урока:

  • Образовательные:
    • овладение исследовательскими навыками при работе с языковым материалом;
    • углубление теоретических знаний в ходе практического решения вопросов;
  • Воспитательные:
    • развитие самостоятельности в использовании сведений теоретического характера;
    • привитие любви к родному языку.
    • активизация познавательного интереса к русскому языку;
  • Развивающие:
    • развивать умения и навыков анализа языковых единиц;

Оборудование: Карточки-тренажеры, карточки-задания, тесты, афиши (ССП, СПП, БСП, СП), простые карандаши, тетради, тест-экспресс, магнитофон, диск с ритмами и музыкой.

ХОД УРОКА

I. Организация класса.

II. Сообщение темы урока и его целей.

“Работа над родным языком в человеке не прекращается никогда”

Измаил Иванович Срезневский

Учитель. Сегодня у нас контрольно-обобщающий урок по теме “Сложное предложение”. Цель нашего урока определяем так: “Разложить все по полочкам”, т.е. привести в систему наши знания, (см. выше), сделать твердый шаг на пути познания русского языка. А поможет нам ритм Е. Д. Марченко “Все по полочкам”, который звучит, как наказ для каждого из нас:

Разложить все по полочкам,
Все расставить по клеточкам,
Направление по струнке задать,
Без качанья, без хаоса,
Без излишнего пафоса,
Без свободы надуманной
Путь умей продолжать.
Итак, в путь за знаньями
На расстояние в 45 минут!
Успеха! Удачи!

III. Работа с карточками-тренажерами по морфологии.

Включается диск с ритмом Е. Д. Марченко “Хозяева земли или гости”. Учащиеся на слух выбирают из ритма ту часть речи, которая указана в карточке-тренажере. Записывают словосочетание и с помощью простого карандаша заполняют ее.
Учащимся предлагаются следующие карточки-тренажеры по морфологическому разбору частей речи ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ, ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ, МЕСТОИМЕНИЕ, ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ, ГЛАГОЛ, ПРИЧАСТИЕ и ДЕЕПРИЧАСТИЕ, НАРЕЧИЕ, ЧАСТИЦА, СОЮЗ, ПРЕДЛОГ (См. Приложение 2). Данный вид работы дает возможность усвоить учащимися все виды морфологических признаков частей речи.
Проверка карточек осуществляется учеником-ассистентом, а класс в это время переходит к следующему виду работы.

IV. Работа в группах.

1) Составление схематических алгоритмов.

Класс делится на 5 групп. Каждая группа получает свое задание. Нужно тему данного урока отразить на плакате в виде схематических алгоритмов. Примеры привести из произведений А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова.

  • 1 группа - ССП;
  • 2 группа - СПП;
  • 3 группа - БСП (двоеточие, запятая);
  • 4 группа - БСП (точка с запятой, тире);
  • 5 группа – СПС (разными видами связи).

2) Защита алгоритмов.

На доске красочные афиши с видами сложных предложений (См. Приложение 4.). Каждая группа под своим видом предложений размещает плакаты с алгоритмами. Анализ делается с помощью учителя и ассистентов. Оценивается работа каждой группы. На данном этапе закрепляются теоретические знания учащихся по теме урока.

V. Практическая работа по карточкам с разным уровнем заданий

1) Практическая работа. (См. Приложение 1.)

Предлагается три уровня сложности заданий.

1 уровень: Викторина с синтаксическим и орфографическим заданием. Расставить знаки препинания, вставить пропущенные буквы. Определить тип предложения, составить его схему, указать средства связи, назвать автора произведения.

2 уровень: Объяснить постановку знаков препинания. Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы. Синтаксический разбор предложения.

3 уровень: Расставить знаки препинания. Вставить пропущенные буквы, раскрыть скобки. Дополнить предложение, образуя сложное бессоюзное предложение.

Учащиеся выбирают тот уровень, с которыми они могут справиться. У каждого учащегося свой вариант задания. Этот вид работы позволяет закрепить практически теоретические знания учащихся.

2) Тест-диагностика. (См. Приложение 3)

Тест-диагностика позволяет учителю определить базовые знания по теме “Сложные предложения” и наметить пути дальнейшей индивидуальной работы с учащимися по ликвидации пробелов в их знаниях.

VI. Подведение итогов.

Учитель. Данный урок является последним в систематическом изучении русского языка. В 10-11 классах будут проводится только уроки-консультации. Поэтому все, что вы изучили на данных уроках, является вашей основной базой знаний по русскому языку.

Учитель дает рекомендации каждому учащемуся по дальнейшему изучению предмета.

VII. Домашнее задание

Звучат слова Олжаса Сулейменова:

Кружись, айналайн, Земля моя!
Как никто, я сегодня тебя понимаю,
Все болезни твои на себя принимаю.

Задание: Написать сочинение-рассуждение (миниатюра) “Боли природы – наши боли”. Использовать в сочинении разные конструкции сложных предложений.

Данное домашнее задание позволяет провести работу по развитию речи, проверив умение учащихся использовать сложные синтаксические конструкции в тексте.

Приложение 1.

Практическая работа 1.

1 уровень.

Поверь, н…чтожество есть благо в …дешнем свет…

2 уровень.

Над степью, заслонив со…нце в з…ните, ст…яла вздыбле…ая ветром густо-лиловая градовая туча.

3 уровень.

Бамбук одно из самых ра…простране…ых р…стений на з…мле за сутки оно выр…стает на 60 сант…метров.

Раздался удар грома … (быстрая смена событий).

Практическая работа 2.

1 уровень.

По синим волнам океана
Лиш… звезды бл…снут в н…бесах
К…рабль одинокий несется
Несется на всех п…русах.

2 уровень.

Привлеч…ые сла…ким зап…хом сада, часто по…вляются пчелы; г…лчонок, по (?) видимому вып…вший из гн…зда, пыта…тся взл…теть.

3 уровень.

Особен… х…ороши горные л…са около моря в них слыш…н пр…боя. Я взглянул на небо … (следствие, вывод).

Практическая работа 3.

1 уровень.

П…целуями прежде считал
Я с…астливую жизнь свою
Но теперь я от с…астья устал
Но теперь н…кого (не) люблю.

2 уровень.

Белые обочины ее клубились и снежно бл…стели, но ч…рная в…ршина была гр…зна своей (не) подвижност…ю.

3 уровень.

Кл…нусь честью что (ни) (за) что на свете я (не) хотел (бы) переменить отчество или иметь другую историю кроме истории наших предков.

Я давно написал другу письмо … (противопоставление).

Практическая работа 4.

1 уровень.

Так ж…знь скучна когда борен… я нет.
Мир спр…ведлив он этим и хорош…
Посееш… зло и горе соб…реш…

2 уровень.

Вечером мы были на туристической базе, к…торая ст…яла на б…регу моря и к…торая зан…мала (пол)парка.

3 уровень.

На лице Пушкина застыло т…ржестве…ое сп…койствие (как) будто поэт постиг (ни) кем (не) разгаданную тайну.

Наша к…манда торжествовала …(причина).

Практическая работа 5.

1 уровень.

Тогда напрасно вы пр…бегните к злословью
Оно вам (не) поможет вновь
И вы (не) смоете всей вашей ч…рной кровью
Поэта праведную кровь.

2 уровень.

Перед глазами х…дил океан, и к…лыхался, и гр…мел, и св…ркал, и угасал, и ух…дил куда (то) в бе…конеч…ность.

3 уровень.

Шо…се шло на юг а мы отошли в стор…ну направляясь прямо к д…ревн…

Любишь кататься … (вывод).

Практическая работа 6.

1 уровень.

Я б ж…лал (на) веки так заснуть
Что (б) в груди дремали жизни силы
Что (б) дыша вздымалась тихо гру…ь.

2 уровень.

Сорока сразу же упала на землю, угр…жающе ра…крыв клю…, алч…ый же ра…бойник сел на ветку и ждал, когда сорока опять пол…тит.

3 уровень.

По лесу нельзя ступить сухие лист…я и тр…ва хрустят под н…гами и далеко пр…дупреждают всех об…тателей об опас…ности.

Любишь смородину …(условие).

Практическая работа 7.

1 уровень.

Ты знал ли дикий край под знойными лучами
Где рощи и луга поблекшие цв…тут
Где хитрость и беспеч…ность злобе дань несут
Где сер…це ж…телей волнуемо страстями
И где являются порой
Умы и хладны и тверды как камень?

2 уровень.

Проб…рат…ся сво…ь чащу было трудно: к…лючие кусты разр…слись очень густо.

3 уровень.

(Не) ожида…ый ро…кий луч надежды бл…снул ра…им утром 29 января когда ещ… совсем т…мно было за окнами пушк…нского к…бинета.

Я взглянул на небо …(раскрывает содержание первого предложения).

Практическая работа 8.

1 уровень.

И с каждой осенью я расцветаю вновь
Здоров…ю моему полезен рус…кий холо…
К привычкам бытия вновь чу…ствую любовь.

2 уровень.

Если (бы) люди вглядывались друг в друга и замечали друг друга, если (бы) даны были всем глаза, то лиш… одно ж…лезное сер…це вынесло (бы) весь ужас и загадоч…ность ж…зни.

3 уровень.

Что скажут о тебе другие коли ты сам о с…бе (ни) чего сказать (не) можеш…

Раздался выстрел … (быстрая смена событий).

Практическая работа 9.

1 уровень.

Когда брич…ка была уже на конце д…ревн… Чичиков подозвал к с…бе первого мужика к…торый тащил пр…толенное бр…вно на плече.

2 уровень.

Вид…л Егорушка, как мало (?) помалу т…мнело небо, как опускалась на землю мгла, как засв…тились одна за другой звездоч…ки.

3 уровень.

Как н…просила макть избрать другую профес…ию и (не) уговаривал отец бросить эту мечту (ни) что (не) помешало брату стать летчиком (?)испытателем.

Практическая работа 10.

1 уровень.

Вновь я посетил тот уголок земли, где я пр…вел изгнан…иком два года (не) заметных.

2 уровень.

Вд…хновен…е – такая гост…я, к…торая (не) любит посещать л…нивых.

3 уровень.

Творч…ство предназнача…ся для того что (бы) ш…рота ч…ловеческого сер…ца и сила разума пр…обладала над т…мой.

Нас охватило чувство страха …(причина).

Приложение 2.

Карточки-тренажеры по морфологическому разбору частей речи

Предлог

______________________________________________________________

Наречие

__________________________________________________________________

Причастие (изменяемая форма глагола)

_______________________________________________________________

Глагол

_____________________________________________________________

Деепричастие (особая неспрягаемая форма глагола)

_______________________________________________________________

Междометие и звукоподражательное слово

_______________________________________________________________

Частица

__________________________________________________________________

Союз

__________________________________________________________________

Имя существительное

__________________________________________________________________

Имя прилагательное

__________________________________________________________________

Местоимение

__________________________________________________________________

Имя числительное

____________________________________________________________________

Приложение 3.

Тест-диагностика

1. Мне были понятны все виды упражнений, и я их выполнил.

2. Я не смог выполнить задание потому, что…

    а) не знаю произведений автора;
    б) не умею определять средства связи предложении;
    в) не знаю полной схемы синтаксического разбора.

3. Я выполнил частично задание, так как есть пробелы по пункту 2 в:

а)
б)
в)

Приложение 4.

Красочные афиши с видами сложных предложений

29.09.2003