Урок-исследование "Горести и печали человеческие…" по рассказам В.М. Шукшина

Разделы: Литература


Урок заявлен в технологии личностно - ориентированного обучения. Объем содержания, методов, приемов работы способствует более полному освоению новых знаний всеми категориями учащихся на пределе возможностей каждого, с учетом личностного выбора учебной деятельности.

Целеполагание урока предусматривает создание мотиваций учебных действий, выбора учебного поля, привлечение учащихся не только к прямому усвоению нового материала, но и к овладению навыками анализа текста, умений строить поиск, делать умозаключения, аргументировать выводы, проявить при этом индивидуальность.

В ходе урока учащиеся не только исследуют предложенный текст, но и интерпретируют его. Взаимосвязь исследования и творчества развивает и пробуждает интеллектуальные способности учеников. Класс делится на группы, равные по силам, во главе каждой эксперт (сильный ученик), который направляет работу в группах и консультирует по наиболее сложным вопросам, по мере необходимости.

Данное построение урока успешно решает как педагогические, так и психологические задачи:

  • Создается творческая учебно-поисковая обстановка, имеющая четкую мотивацию действий, адекватную рефлексию.
  • Знания значительно лучше усваиваются за счет сочетания активных форм, приемов работы всеми категориями учащихся на личностном уровне.
  • Мотивированы внешние и внутренние параметры результатов учебного труда.

УРОК 1-2

ТЕМА УРОКА. “ГОРЕСТИ И ПЕЧАЛИ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ “

(урок по творчеству В.М.Шукшина)

Цели и задачи урока: создать условия для:

  • Приобретения навыков анализа художественного текста;
  • Формирования представлений об особенностях индивидуального стиля автора;
  • Приобщения учащихся к творчеству В.М.Шукшина;
  • Формирования гуманистического мировоззрения.

Понятия: нравственность, гуманизм (запись в тетрадь)

Оборудование: портрет В.М.Шукшина, видеофрагменты из фильма ”Калина красная”, карточки с индивидуальными заданиями, оценочный лист, произведения Шукшина, биографический словарь, критические статьи о В.М.Шукшине.

Тип урока: комбинированный

Оргформа: урок-исследование

ХОД УРОКА:

  1. Организационный момент.
  2. Слово учителя. (Целеполагание)
  3. Поиски смысла жизни – это удел каждого мыслящего и совестливого человека. Поэтому лучшие наши писатели всегда напряженно искали художественное решение этого вопроса.

    Глубоко нравственные и гуманистические проблемы поставлены в произведениях В.М. Шукшина. Снова и снова мы обращаемся к его произведениям, желая узнать, о чем думал писатель, что завещал своим творчеством? Что объединяет героев Шукшина? Какие черты русского национального характера выделяет в них писатель? Сегодня на уроке мы постараемся найти ответы на эти вопросы, а также узнаем, какие художественные приемы использовал писатель в своем творчестве?

  4. Работа в группах.

Каждая группа получает пакет, в котором находится следующий материал:

1. Алгоритм действия группы;

2. Карточка с заданиями;

3. Карта урока;

4. Художественные тексты;

5. Биографические справочники (группа №1)

Карточка №1

Исследователи-биографы

Объект вашего исследования - жизнь и творчество В.М.Шукшина.

1.Заполните таблицу, используя материалы, имеющиеся в пакете группы.

Ф.И.О.  
Годы жизни  
Место рождения  
Образование  
Произведения  
Основные темы произведений  
Трудовая биография  
Фильмы  

2. Определите:

А) Какие черты характера и обстоятельства жизни В.М.Шукшина способствовали тому, что он сложился как разносторонняя творческая личность?

В) Объясните высказывание: “Шукшин остается нашей совестью, он не мог жить ”со стороны”, он сгорал в каждом созданном образе…”

Карточка №2

Исследователи – филологи

Объект вашего исследования

Рассказы В.М.Шукшина “Чудик”, ”Упорный”, ”Алеша Бесконвойный”

1. Заполните таблицу, используя художественный текст

Название рассказа

Художественные приемы

Сравнения

Эпитеты

Повторы

Метафоры

         
         

2. Определите:

А) В чем особенность названий данных рассказов В.М.Шукшина?

В) Как автор относится к своим героям? Какими он хочет видеть людей?

Карточка №3

Исследователи-литературоведы

Объект вашего - наблюдения рассказы В.М.Шукшина - “Чудик”, ”Упорный”, ”Алеша Бесконвойный”

1. Заполните таблицу:

Название рассказа Тема рассказа Идея рассказа
     
     
     
     

2. Определите:

А) Какими чертами характера наделяет Шукшин своих героев? Приведите примеры.

Б) Многих героев шукшинских рассказов называют “чудиками”. Почему?

IV. Закрепление материала.

1) Рефлексия по итогам работы каждой группы.

2) Оценка работы каждой группы (эксперт заполняет карту урока).

3) Выводы по уроку:

  • Достигли ли мы целей, поставленных в начале урока? (самооценка учащихся)
  • Оценка учителем работы класса, групп, отдельных учащихся.
V. Домашнее задание.

Напишите сочинение-рецензию по рассказу (на выбор):

  • “Чудик”;
  • “Упорный”;
  • “ Алеша Бесконвойный”

Приложение:

КАРТА УРОКА.

Список учащихся

Виды работы

Таблица

                                       

Ответы на вопросы

                                       

№1

                                       

№2

                                       

Работа со справочным материалом

                                       

Работа с художественным текстом

                                       

Помощь эксперта

                                       

Общение с учителем

                                       

Рефлексия

                                       

Дополнения (ответы на вопросы других групп)

                                       

Оценка