Взаимосвязь семьи и школы в воспитании детей младшего школьного возраста

Разделы: Работа с родителями


На протяжении нескольких лет учителя начальных классов в нашей школе работают по принципам гуманной педагогики. Мы уверены, что эффективное воспитание личности младшего школьника может происходить только в гуманном педагогическом процессе. Именно поэтому сегодня происходит перестройка школ. Учителя стремятся сделать процесс обучения и воспитания гуманным, обращенным к ребенку. Основным же положением гуманного подхода к ребенку мы считаем помощь ему в познании себя, открытии своей миссии. Гуманно-личностный подход помогает детям раскрыть все свои внутренние силы и возможности, создает все необходимые условия для свободного развития личности. Личность же человека развивается эффективно, если существует единая гуманная воспитательная среда. Чем она духовнее, тем лучше для ребенка. Двумя же большими составляющими окружающего мира ребенка являются семья и школа. И учителя могут, а родители хотят изменить все пространство вокруг ребенка в сторону духовности, нравственной чистоты. А значит, развитие его будет проходить гармонично, что и будет способствовать эффективному воспитанию личности. Эффективность же воспитательного процесса зависит от степени взаимодействия семьи и школы.

Свою работу по гуманно-личностной педагогике наша школа начала с установления сотрудничества с родителями. Мы стремимся сделать отношения родителей и школы не формальными, а душевными и теплыми, хотим создать психологический комфорт в этих отношениях.

Преследуя эту цель, мы практически отошли от традиционных родительских собраний. Считаем, что наиболее эффективными являются такие собрания, на которых родители будут не сторонними наблюдателями, а заинтересованными участниками. Приведем два примера такой работы.

Родительское собрание “Урок духовности”

1. Настрой на беседу.

Садитесь поудобнее, закройте глаза, послушайте музыку и представьте своего ребенка. Вспомните один из дней, проведенных совместно, вспомните, как вам было хорошо.

2. Вступительное слово учителя.

В начале нашей встречи мне бы хотелось воспользоваться чудесным сказочным образом Мориса Метерлинка. Помните, как Тильтиль в поиске Синей Птицы оказался в Царстве Будущего? Учитель рассказывает фрагмент из этой повести до слов: “ К нам на Землю с пустыми руками не пускают…”

3. Каждый Ребенок приходит на Землю со своей миссией. Что же делаем мы? Мы с самого рождения начинаем давать ему установки: ты должен, ты неумеха, вот я в твои годы, посмотри на старшую сестру (брата, подругу)…

Мы начинаем заставлять его заниматься тем, что Ребенку несвойственно, мы даем ему свои установки - мы ломаем ребенка, он теряется и уже не может реализоваться.

Игра “Связанный ребенок”.

Учитель вызывает одного родителя для демонстрации – это ребенок.

Мы говорим ребенку: “Не бегай, не прыгай, не упади…” Мы связываем ему ноги (вызванному родителю ленточкой связывают ноги).

Не трогай то, не трогай это… Мы связываем ему руки.

Не слушай, это не для твоих ушей… Завяжем ему уши.

Не кричи, не разговаривай громко… Завяжем ему рот.

Не смотри этот фильм… Завяжем ему глаза.

Давайте спросим нашего “ребенка”, как он себя сейчас чувствует?

Да, не все ребенку можно позволить, но запретов не должно быть слишком много. А то, что запрещено, должно быть непреложно. Что следует запрещать?

1. То, что может нанести вред здоровью ребенка или окружающих. Не бегай с ножом.
2. То, что может привести к порче вещей, в которые вложен труд людей. Не царапай стол.
3. То, что противоречит нравственным нормам. Не читай чужие письма.

И, конечно же, воспитание должно быть последовательным.

4. На доске записано 2 слова, назовите ваши ассоциации на эти слова:

взрослые –
дети –

Такое же задание выполняли и ваши дети. При слове “дети” они назвали “игрушки, смех, школа, шалости”, т.е. здесь ваши ассоциации почти совпадают. А вот какие ассоциации возникают у детей на слово “взрослые” прочитайте на доске.

На обратной стороне доски запись: взрослые – ругаются, кричат, работают, заботятся, пьют, дерутся, не пускают на кухню, воспитывают.

Уважаемые родители, не пора ли нам задуматься?

Вы скажете, что дети излишне эмоциональны. Тогда давайте поговорим об эмоциях человека. Хочется обратить ваше внимание на те эмоции, которые стимулируют развитие неврозов, разрушают внутреннее спокойствие и здоровье ребенка. Это эмоции разрушения: гнев, злоба, агрессия и эмоции страдания: боль, страх, обида.

Наблюдая за детьми, приходится констатировать, что эмоции страдания и разрушения им ближе, чем эмоции радости и добра.

Вы все можете вспомнить примеры из вашей жизни, из жизни семьи, связанные с отрицательными и положительными эмоциями. Может быть, кто-то сейчас сможет рассказать о таких случаях?

Положительные эмоции появляются у человека тогда, когда его любят, понимают, признают, уважают, принимают. Отрицательные – при неудовлетворении потребностей (к взрослению, к свободе).

А сейчас предлагаю решить несколько проблемных ситуаций.

Учитель раздает каждой группе родителей листок, на котором изображены родитель и ребенок, попавшие в конфликтную ситуацию. Родителям предлагается посовещаться и найти выход.

Как формировать положительные эмоции? С чего начать? Перед вами листы бумаги. Запишите на них выражения, запрещенные в общении с детьми в семье и желательные, рекомендуемые.

После того, как родители выполнят это задание, и каждая группа прочитает свои записи, учитель открывает доску, на которой записаны рекомендации психологов.

Не употреблять:

- я тысячу раз говорил тебе…
- сколько раз надо повторять...
- о чем ты только думаешь…
- неужели трудно запомнить…
- ты становишься…
- ты такой же, как…
- отстань, некогда мне…
- почему Лена (Катя, Вася и т.д.) такая, а ты – нет…

Употреблять чаще:

- ты у меня самый умный (красивый и т.д.)
- как хорошо, что у меня есть ты
- ты у меня молодец…
- я тебя очень люблю…
- спасибо тебе…
- без тебя я бы не справился…

“Билль о правах”.

Учитель раздает родителям листы и просит в течение 5 минут составить “Билль о правах ребенка” и “Билль о правах взрослого” (по вариантам).

5. Передача хрустального шара взаимопонимания.

Задушевный разговор с бабушками и дедушками.

Дорогие наши бабушки и дедушки, мы очень долго вас ожидали, мы готовились к встрече с вами. И вот сегодня вы здесь. Мы рады вам и для вас этот веселый звонок. Ученица звонит в колокольчик.

Многие из вас бывают в школе часто, с остальными же мы познакомились заочно, из рассказов ваших внучат. Мы много говорили про вас, мы читали сказки, мы пели песни. И мы поняли, что для нас главное – это биение вашего сердца.

Ученица:
Мне самою судьбой завещано,
Жизнью всею – и в этом суть –
Поклониться низко женщинам,
Добрым словом их помянуть…
Есть на свете такие женщины
И теперь, как испокон,
Чьи морщины, словно трещины,
Как отметины времен.
Вот уже и улыбаются,
Потеплело на душе.
Что же, право, они красавицы,
Хоть и в возрасте уже.

Дорогие бабушки и дедушки, простите, если иногда мы обижаем вас своими шалостями, своим непослушанием. Сегодня, в самом начале нашей встречи мы хотим попросить у вас прощения. Дети встают из-за парт, поворачиваются лицом к гостям, наклоняют головы и произносят: “Бабушки, дедушки, пожалуйста, простите нас”.

Мы вас очень любим! И мы знаем, что вы нас простите, мы всюду и всегда чувствуем вашу теплоту и заботу. И недаром на доске записана пословица: Бабушкина ласка конца не знает.

Ученик:

У мамы – работа,
У папы – работа.
У них для меня
остается суббота.
А бабушка дома всегда.
Она не ругает меня никогда!
Усадит, накормит:
- Да ты не спеши.
Ну, что там стряслось у тебя,
расскажи? -
Я говорю, а бабушка
не перебивает,
по крупинкам гречку
сидит перебирает…
Нам хорошо -
вот так, вдвоем.
Без бабушки -
какой же дом?

Мы с ребятами подсчитали и оказалось, что у нас в классе 43 бабушки и 44 дедушки. Это же целая армия добрых, заботливых, нежных людей. Вы по-своему влюблены в своих озорных, неугомонных внучат. Вы любите их не по-матерински, не по-отцовски, а по-бабушкински и по-дедушкински.

К сожалению, мы не сможем вам пообещать, что больше никогда не провинимся, но обещаем, что с этого дня будем доставлять вам меньше хлопот и больше радостей.

Мы изучали вас и установили, что наши дедушки и бабушки

самые (дети хором) мудрые
самые добрые
самые ласковые.

Мы изучали ваши профессии и узнали, что среди вас есть инженеры и домохозяйки, милиционеры и ученые, бухгалтера и учителя, повара и врачи. Да всех ваших профессий и не перечислишь. Вы – наша гордость!

Многие из вас сегодня на пенсии, но отдыхать вам некогда. На вас держится дом. А как бы мы учились без вас? Ребята про это и стихотворение выучили.

2 детей рассказывают стихотворение:

Две бабушки на лавочке
Сидели на пригорке.
Рассказывали бабушки:
“У нас одни пятерки”.

Друг друга поздравляли,
Друг другу жали руки,
Хотя экзамен сдали
Не бабушки, а внуки.

Ходит в школу на собранья,
Варит бабушка бульон.
Ей за это каждый месяц
Носит деньги почтальон.

Если бабушка сказала:
То не трогай, то не смей,
Надо слушать, потому что
Дом наш держится на ней!

Дорогие бабушки и дедушки, мы не только говорили про вас, мы еще и ваши фотографии рассматривали. Мы смотрели на вас и представляли, какими вы были в молодости. И сегодня мы хотим вам спросить: “Дорогие бабушки и дедушки, а шалили ли вы когда-нибудь? Какая минута в вашей жизни была самой счастливой?”

Дети слушают рассказы бабушек и дедушек.

А сейчас мы хотим показать, чему же мы научились уже в школе. Проведем небольшие уроки.

МАТЕМАТИКА.

Д 5+4-2-1= Ц 1+7-5=
Е 3+2+0= Р 6-3-1=
Е 9-0+0-5= С 4+5+1-1=

9 – с, 4 – е, 2 – р, 6 – д, 3 – ц, 5 - е

Как вы думаете, почему сегодня у нас получилось слово “сердце”? Сердце иногда представляется чем-то одушевленным. Ведь недаром про человека черствого говорят, что у него нет сердца, а доброго называют сердечным. Прочитаем на доске народную мудрость: Сын проходит через сердце, а внук – через сердцевину.

Мы сделали рентгенограмму вашего сердца и увидели, что в его сердцевине играют дети.

А теперь – ПЕРЕМЕНА. Покажем, как мы умеем танцевать. Дети под фонограмму исполняют “Танец утят”.

ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ

Прочитаем последнее предложение на доске: Дедушка и я – лучшие друзья. Ребята, кто сможет на доске записать это предложение быстро и без слов? Один ребенок записывает на доске схему предложения.

А теперь упражнение “снежный ком”. Распространите предложение: Любим бабушку.

Ребята, а кто сможет рассказать, за что мы любим бабушек и дедушек? Слушаются ответы детей.

МУЗЫКА.

Исполнение песни “Бабушка рядышком с дедушкой”.

А теперь проведем небольшой конкурс: бабушкам нужно придумать как можно больше ласковых имен для своих внучат, а внукам – для бабушек.

А напоследок ребята хотят вам кое-что пообещать. Звучат обещания детей о том, какими они будут заботливыми, когда вырастут.

В конце нашей встречи я хочу зачитать слова Ш. Амонашвили: “Если человек прошагал свое детство без общения с самыми добрыми, ласковыми, мудрыми, горячо любящими его людьми – с дедушками и бабушками, это значит, что он потерял тысячу прелестных сказок, тысячу увлекательных прогулок, тысячу радостей от исполнения желаний, тысячу мудрых наставлений, в тысячу раз больше оказался незащищенным, в тысячу раз больше споткнулся о камни и в тысячу раз больше не сочувствовали ему в его горе”.

Так будьте же всегда здоровы и будьте с нами.

Звенит прощальный колокольчик. Дети дарят бабушкам и дедушкам конверты-подарки, в которые учитель заранее вложил свои советы по воспитанию внуков.