Фрагменты личностно-ориентированных уроков по географии

Разделы: География


Основным элементом образовательного процесса в школе является урок. Важной особенностью личностно–ориентированного урока является взаимодействие учителя и учащихся на уроке. При традиционном обучении большую часть урока учитель “берет на себя”, оставляя для учеников лишь незначительную возможность для ответа во время фронтальной работы. При личностно–ориентированном обучении ученику предоставляется свобода выбора, т. е. он сам выбирает наиболее интересующие его задания по содержанию, виду, форме и тем самым наиболее активно проявляет себя на уроке [1].

Свои уроки я строю, опираясь на следующие принципы ЛОО:

• принцип самоактулизации;
• принцип индивидуальности;
• принцип субъектности;
• принцип выбора;
• принцип творчества и успеха;
• принцип веры, доверия и поддержки.

Ниже приведены примеры заданий на выявление особенностей мыслительных навыков, внимания, памяти учащихся, что позволяет реализовывать принципы индивидуальности.

В 8 классе при изучении темы “Климат России” ребятам было предложено оценить продуктивность вербальной памяти с помощью свободных ассоциаций за малый промежуток времени (3 минуты). Им нужно воспроизвести как можно больше слов, связанных с данной темой. По показателям продуктивности воспроизведения учитель относит каждого ребенка к определенной группе. Простая и кратковременная процедура по вербальному воспроизведению может выявить значительную информацию для учителя:

1) какое общее количество воспроизведенных слов;

2) какие понятия преобладают при воспроизведении;

3) имеется ли группирование слов при воспроизведении и на чем оно основано;

4) относятся ли прямо воспроизведенные слова к предлагаемой теме или нет;

Другой пример (в 7 классе при повторении темы “Атмосфера”) был связан с изучением типа памяти, в данном случае, слуховой. Работа проводилась в паре. Ученикам были предложены карточки, на выбор, с 10 словами по данной теме:

Карточка № 1 Карточка № 2
ДАВЛЕНИЕ
ОБЛАКА
МУССОНЫ
СТРАТОСФЕРА
ОСАДКИ
ПОГОДА
ГРАД
ВЕТЕР
ИСПАРЕНИЕ
ВОЗДУХ
ВЛАЖНОСТЬ
ТРОПОСФЕРА
РОСА
ТЕМПЕРАТУРА
ВОЗДУХ
КЛИМАТ
ВЕТЕР
ВОДЯНОЙ ПАР
ДОЖДЬ
КОНДЕНСАЦИЯ

 Поочереди один ученик с интервалом 4–5 сек. между словами зачитывал их вслух напарнику, который после десятисекундного перерыва записывал запомнившиеся слова. По количеству воспроизведенных слов можно судить об объеме слуховой памяти. На всю эту работу уходило 2–3 минуты. На последующих уроках использовались задания, связанные с, изучением других видов памяти: каждый ученик читает 1 раз про себя (зрительное запоминание) слова с карточки и затем их записывает на бумаге.

Карточка

ОКЕАН
ТЕЧЕНИЕ
СОЛЕНОСТЬ
ВОДНЫЕ МАССЫ
ПЛАНКТОН
ЛЕД
ШЕЛЬФ
НЕКТОН
ПРИЛИВ
АЙСБЕРГ

Другой пример на определение объема кратковременной памяти: учащимся предлагалось просмотреть ряд из 10 цифр с целью запоминания за очень короткое время. Затем по памяти воспроизвести предъявляемые цифры, сохраняя порядок их следования, друг за другом. Такая процедура выполнялась на последующих 10 уроках. После этого проводилась обработка результатов. В результате данной работы определялось, какой тип памяти лучше развит у ребенка. Это помогло определить, каким способом дети лучше и легче запоминают учебный материал, что, в свою очередь, помогало строить урок или подбирать задания таким образом, чтобы результат был наиболее эффективен. По результатам тестирования и анализа оказалось, что у детей лучше развита зрительная память и ассоциативная память. Такая работа может проводиться практически на всех уроках, т.к. не только позволяет провести диагностику памяти, но и развивает, позволяет запомнить географическую терминологию.

Каждый ребенок использует свой подход к обработке учебной информации при изучении материала для того, чтобы он легче усвоился. Одни учащиеся, рисуют задание (используют для обработки информации художественный образ), кто–то группирует информацию (выражает в виде таблицы), другие отображают в виде схемы (чертежа) и т.д. По этим данным можно отнести каждого ребенка (подростка) к уже имеющимся психологическим типам людей: “человек – художественный образ”, “человек – техник”, “человек – символ” и т.д. Это очень сильно помогает при составлении заданий (дидактического материала), основой которых служат разные способности детей к обработке информации, одновременно предоставляется возможность выбора и самостоятельного решения самим детям.

Примером к выше сказанному, может послужить разработка урока в 7 классе по теме “Климат Африки”, на котором использовались разнообразные способы предоставления информации (таблица, диаграмма, рисунок, схема–картинка, описание по плану). При этом учитель не раскрывает весь материал темы, а приводит лишь пример описания одного климатического пояса разными способами. 2–й климатический пояс разбирается вместе с учащимися, которые выбирают карточку с определенным способом отображения информации. Описать остальные климатические пояса предлагается выполнить самостоятельно, при этом они отображают свои ответы (описание) так, как им удобно.

1 способ: Описание климата Африки по плану.

1) В каком климатическом поясе и в области расположена территория?

2) Господствующие воздушные массы (по сезонам)?

3) Средние температуры января и июля?

4) Годовое количество осадков и их режим выпадений?

2 способ: Таблица “Описание климата Африки”.

Климатические пояса Территория

Воздушные массы

Средние температуры

Количество

осадков, режим выпадения

лето

зима

лето

зима

экваториальный Часть бассейна реки Конго (Заир) и побережье Гвинейского залива. экваториальные

+ 27

+ 25 1000-2000 мм

(1780 мм)

субэкваториальный До 15-20 к северу и югу от экватора.

ЭВМ

ТВМ

+25

+20

500-1000 (840 мм)
тропический          
субтропический            

3 способ: Климатограммы климатических поясов Африки “рис.N 1”.

Рисунок 1

4 способ: Схема – картинка климатических поясов Африки “рис.N 2”.

Рисунок 2

5 способ: Рисунок “Климатические пояса Африки” “рис.N 3”.

Рисунок 3

Еще один пример использования разнообразных способов предоставления информации (дидактического материала) на уроке в 8 классе по теме “Образование почв и их разнообразие”. Предлагаемые карточки – задания были связаны с механическим составом почв.

1 способ: Описание процентного соотношения составных частей почв.

Глинистая почва: Суглинистая почва:
Щебень, камни – 1%
Песок – 3%
Пыль – 43%
Глинистые частицы – 53%
Щебень, камни – 2%
Песок – 16%
Пыль – 55%
Глинистые частицы – 27%
Супесчаная почва: Песчаная почва:
Щебень, камни – 5%
Песок – 26%
Пыль – 56%
Глинистые частицы – 13%
Щебень, камни – 6%
Песок – 73%
Пыль – 19%
Глинистые частицы – 2%
Каменистая почва:
Щебень, камни – 68%
Песок – 16%
Пыль – 12%
Глинистые частицы – 4%

2 способ: Диаграммы механического состава почв.

Глинистая почва Суглинистая почва
Супесчаная почва Песчаная почва

 Каменистая почва

3 способ: Таблица процентного содержания составных частей почв. 

Тип почвы

Содержание, %

щебень, камни

песок

пылеватые частицы

глинистые частицы

глинистая

1

3

43

53

суглинистая

2

4

55

27

супесчаная

5

26

56

13

песчаная

6

73

19

2

каменистая

68

16

12

4

Итогом всей проделанной работы явилось то, что дети самостоятельно выбирая себе карточку с определенным способом представления информации, стали легче усваивать материал в более полном объеме.

Список литературы:

1. “Взрослые и дети в образовательном пространстве”: научно–методический сборник/ Департамент по молодежной политике Министерства образования Российской Федерации; ГЭОМЦ “Успех” ЮАО; Институт педагогических инноваций Российской академии образования. – М.: Рекламное агентство “Северный город”, 2001. – 137с.