Урок-экскурсия "Судьба и творчество Г.Р. Державина"

Разделы: Литература, Классное руководство, МХК и ИЗО


Тема урока: “...я – крайняя степень вещества... я царь, я раб, я червь, я бог...” Судьба и творчество Г.Р. Державина (1743 – 1816 гг.).

Форма урока: урок-экскурсия (с посещением могилы Г.Р. Державина в Спасо-Преображенском соборе Хутынского монастыря в Великом Новгороде; знакомство с биографией поэта, чтение и обсуждение его стихов по дороге туда и обратно, в автобусе, на берегу Волхова и территории монастыря) или урок-заочная экскурсия, или урок-семинар (при невозможности выезда).

Предисловие. Представляемый ниже конспект урока словесности для 9 класса занимает центральное положение между занятием о жизни, творчестве и реформе стихосложения М.В. Ломоносова и обобщающим уроком “Классицизм как литературное направление XVII-XVIII – начала XIX веков; черты и особенности русского классицизма”.

Идея урока:

1). Державин – певец века Екатерины, или Место поэта и поэзии в ту эпоху (Державин то приходил в восторг от поэзии и готов был служить ей, то стыдился своих занятий поэзией).
2). Державин – “отец русских поэтов”, по словам В.Г. Белинского (Державин, повлиял на творчество А.С. Пушкина, например).

Цели:

1. Вослед знакомству с творчеством М.В. Ломоносова продолжить развивать у учащихся понятие о классицизме на примере литературного наследия Г.Р.Державина;
2. Заострить внимание учащихся на проблеме соотношения жизни и творчества поэта;
3. В очередной раз убедить учащихся в существовании принципа преемственности в литературе, пронаблюдать реализацию этого принципа (Державин наследовал поэтические традиции Ломоносова, а сам повлиял на Пушкина);
4. Актуализировать в сознании учащихся представление о величии и нетленности русской культуры через введение в курс преподавания литературы регионального (краеведческого) компонента: великий русский поэт, живший 2,5 века назад, – земляк школьников.

Задачи:

№1. Познакомить учащихся с биографией поэта, сделав акцент на его государственной карьере.
№2. Вслух (наизусть или по книге) читать стихи Державина, пытаясь определить:
А) их значение для современников поэта;
Б) причины своеобразной оценки державинской поэзии В.Г. Белинским;
В) художественную ценность этой поэзии с точки зрения литературоведения начала XXI в..
№3. Тренировать навык выразительного чтения стихов, их яркого публичного представления в среде одноклассников и, возможно, посетителей монастыря.
№4. Посетить могилу поэта, отдать дань уважения, проникнуться мыслью о величии и нетленности русской литературы.

Методы: слово учителя, беседа, доклады учащихся, проблемные вопросы.

Предварительное домашнее задание: (не менее чем за неделю):

А) прочесть статьи В.Г. Белинского “Сочинения Державина”, кратко сформулировав для себя оценку критиком этих “сочинений”. Вариант 1 читает статью №1 [1, сс.7-33], вариант 2 – статью №2 [1, сс.33-73].
Б) выучить наизусть или начитать стихотворения Державина, предложенные учителем (таким образом каждый учащийся оказывается ответственным за выразительное чтение определенного стихотворения).

Оборудование урока: школьный экскурсионный автобус, микрофон, сборники стихов Державина или подшивка (распечатка) всех разбираемых в ходе урока-экскурсии (семинара) стихов, фотоаппарат для последующего оформления стенгазеты.

Ход урока.

Слово учителя (или подготовившегося ученика) в экскурсионном (школьном) автобусе на Хутынь.

Г.Р. Державин родился в 1743 году в небогатой дворянской семье. Отец Державина был офицером, потомком татарского мурзы Багрима, поступившего на русскую службу при Василии Темном; умер отец рано – когда Державину было всего 11 лет. Мать Державина хотела дать детям хорошее образование, и, еще до поступления в 1759 году в Казанскую гимназию, дьячок научил Державина грамоте.

Директором этой дворянской гимназии был драматург Веревкин, при школе он создал театр, что в большой мере и определило интерес Державина к творчеству. Не закончив обучения, Державин 10 лет служит рядовым в гвардейском преображенском полку. Служба в Петербурге была трудна, и Державин, в надежде на перемены, принял участие в дворцовом перевороте, в результате которого на престол вступила Екатерина II, но был произведен всего лишь в поручики, что в сравнении с наградами других участников переворота оказалось унизительной малостью...

Дальнейшая служебная карьера Державина изобиловала взлетами и падениями, в которых отразился переменчивый характер екатерининской эпохи, а также прямой и неуживчивый нрав Гаврилы Романовича.

Пугачевское восстание 1773-1775 гг. стало подарком судьбы: за участие в подавлении бунта Державин получил чин полковника. И все-таки самолюбивый Державин посчитал себя обойденным наградами, вступил в открытый конфликт с братом могущественного Никиты Панина – и был вынужден подать в отставку.

Карьера в армии не состоялась, и тогда Державин переходит в Сенат, где моментально вступает в конфликт с князем Вяземским, прямо заявляя, что в Сенате “не любят правды”; уходит...

Еще в конце 1870-х годов Державин пописывает стихи, во время бунта, например, сочиняет “Читалагайские оды”. Но новый взлет в карьере Державина начался после того, как он сочинил оду “К Фемиде” (1783 год), которой восхитилась Екатерина II. И Державин был назначен олонецким губернатором. В этом глухом краю России он не ладит с наместником губернии. В 1784 году ода “Бог” принесла Державину признание в поэтических кругах, зато при дворе увеличивается количество завистников и врагов.

В 1785 году Екатерина II переводит Державина губернаторствовать в Тамбов, где, пытаясь править по справедливости и много делая для просвещения населения, Державин по-прежнему не умеет ладить с сильными мира сего и превышает свою власть. Около двух лет служит он кабинет-секретарем Екатерины II: разбирает почту. Но и тут Державин берется советовать императрице – и скоро Екатерина II устала от неуживчивого помощника и удалила его от службы во дворце, но – не от себя, назначив Державина президентом Коммерц-коллегии.

В 1793 году она награждает Державина орденами и деньгами. При Павле I Державин совмещает президентство в Коммерц-коллегии с постом 2-ого министра при казначействе. А при Александре I (1802 год) Державин назначен первым в истории России министром юстиции и генерал-прокурором. Он был строгим блюстителем закона. “Свои призванием почитал он борьбу с самоуправством и превышением власти – врожденными пороками вельмож, которых вздумал он теперь звать странным, полупрезрительным именем – возвышенцы. Каждый вторник и каждую пятницу одного за другим изобличал он министров перед лицом государя: в самовольном распоряжении казенными миллионами, в поблажках откупщикам”.

За короткое время Державин нажил себе много врагов в лице вельмож, и через 13 месяцев под их воздействием царь дал ему полную отставку.

С 1803 года и до конца жизни (1816) Державин больше не служил. В 1797 году вторая жена Державина, Дарья Алексеевна, купила на деньги от приданого небольшое имение Званка на Волхове, в 120-ти верстах от Петербурга и в 55-ти от Новгорода. Обустроив его, супруги приезжали сюда каждое лето, а зимы проводили в Петербурге. У Державина не было детей, но в Званке всегда было много гостей и родственников.

(Можно показать учащимся гравюру начала XIX века “Званка. Общий вид”) – [2].

Усадьба располагалась на довольно высоком берегу Волхова. От берега к помещичьему дому, поставленному на взгорье, тянулась каменная лестница. Вокруг дома и по берегам реки были разбросаны хозяйственные постройки. Державин любил свою усадьбу. Здесь были написаны многие стихотворения, темы и образы которых навеяны сельской природой, людьми, делившими с поэтом досуг, деталями усадебного быта. Яркую картину жизни в Званке нарисовал Державин в одном из самых совершенных произведений позднего периода творчества – “Евгению. Жизнь Званская” (1807 год).

Евгений Болховитинов был для Державина близким по духу и взглядам человеком. Он с 1804 по 1808 года служил викарием Новгородским и епископом Старорусским в Новгороде и в Хутынском монастыре, куда мы с вами сейчас подъезжаем. Болховитинов известен как видный церковный деятель, человек обширнейших знаний, первый историк-археолог Новгорода. По его приглашению поэт не единожды посещал Хутынь. Здесь, в понравившемся ему монастыре, Державин и завещал себя похоронить.

(Выход из автобуса, движение пешком вдоль Волхова к собору.)

Но пока в стихотворении 1807 года высоким языком екатерининского века поэт славит уединение и тишину на Званке, неторопливый лад сельской жизни, перемежает колоритные картины усадебного быта с описанием умиротворяющих окрестностей Званки. (Учащиеся читают отрывки стихотворения вслух). В стихотворение вплетаются, словно прозрение будущего, меланхолические строки: “Разрушится сей дом, засохнут бор и сад, / Не воспомянется нигде и имя Званки...”

(Слово учителя в Северном приделе Собора): Г.Р. Державин скончался в своей любимой усадьбе 9 июля 1816 года. На ладье по Волхову тело его в гробу малинового цвета привезли из Званки и опустили в могилу в Богословском приделе Спасо-Преображенского собора. Супруги Державины в свое время немало сделали монастырю пожертвований. Г.Р. Державин в 1812 году спонсировал снаряжение новгородского полка, отправляющегося воевать с Наполеоном. Дарья Алексеевна просила переименовать Богословский придел в придел Гавриила, что и было исполнено.

После смерти жены, которая упокоилась рядом с Державиным, имение Званка пришло в запустение (1842 год); в 1858 году был разобран усадебный дом. До 1917 года в державинском имении находился женский монастырь.

Во время Великой Отечественной Войны последние строения были превращены в руины, имение не подлежит восстановлению. Пострадал и Хутынский монастырь. В 60-е гг. по решению Новгородского облисполкома останки Державиных были вывезены из развалин собора и перезахоронены в сквере Новгородского кремля.

(Здесь уместно дать первую часть домашнего задания: уметь на памятнике “Тысячелетие России” показать фигуру Г.Р. Державина и отыскать бывшее место захоронения Державиных в Кремле).

После возрождения храма, в июне 1991 года, их вернули обратно: на своем исконном месте – в нише – надгробный памятник, обнесенный легкой решеткой. Придел называется Богословским, но икона Гавриила здесь на одном из видных мест. Имя поэта и имя Званки не забыты...

Возвращение в автобус.

Итак, мы увидели на примере судьбы Г.Р. Державина (как и М.В. Ломоносова), что девиз века – “ухватить фортуну за чупрыну”.

В предсмертной автобиографии Державин в качестве зачина перечисляет свои должности и титулы. Мы проследили, как монархи сознательно создавали Державину имидж поэта-“рабочего царедворца”. Сам Державин рвался к карьере, но, получая очередную отставку, активно сочинял; такова была его судьба. Проигрывая как чиновник, он выигрывал как поэт.

(Обратная дорога в автобусе).

Наследие Державина велико и разнообразно. В нем прослеживаются три периода. Начав с подражания высокому стилю Ломоносова, он ищет и постепенно находит “свой голос”. (Учащийся читает стихотворение 1779 года “Нарождение в Севере порфирородного отрока”).

В беседе с учащимися отмечаются традиции ломоносовской поэзии в данном стихотворении:

1) обращение к новорожденному Александру I дает возможность изложить свои взгляды на проблемы власти и будущего (см. Оду “На взятие Хотина”);
2) особое чувство восторженности;
3) язык возвышенный, торжественный, что достигается за счет использования славянизмов, неполногласия, усеченных прилагательных, славянских форм глаголов – т.е. архаизмов.

Однако здесь же наблюдаются и своеобразные державинские “находки”:

1) название не “Ода на что-то..”, а “Нарождение ...” (нетрадиционно);
2) зачин – описание зимы-сказки (как в колыбельной песне);
3) комплименты и наставления будущему императору сводятся к принципиальному для Державина тезису: “...будь на троне ЧЕЛОВЕК”.

Второй период творчества Державина отмечен тенденцией слияния оды с сатирой: прославляя императрицу, полководцев, подвиги народа, Державин заодно обличал недостойных вельмож и пороки общества. По выражению Пушкина: “Державин, бич вельмож, при звуке грозной лиры, их горделивые разоблачал кумиры”. С годами в творчестве поэта лирико-философские размышления о жизни и смерти (“Где стол был яств, там гроб стоит”), о величии и ничтожности человека (“Я царь – я раб – я червь – я бог”).

(Учащийся читает стихотворение 1779 года “На смерть Мещерского”). В обсуждении стихотворения должны прозвучать державинские мысли о бренности, о сиюминутности человеческого существования, о том, что этот миг – жизнь – нужно прожить достойно.

Вопрос учителя: в чем проявляется здесь новаторство Державина? Учащиеся должны обнаружить в тексте следующие моменты:

1) “Где ж он? Он там! Где там? Не знаю...” – этот ритм ассоциируется с боем часов;
2) “Зубами смерть скрежещет” – образец звукописи;
3) “Как сон, как сладкая мечта ...” – создание элегического настроения внутри оды.

(Учащийся читает стихотворение 1799 года “Властителям и судиям”.)

Это стихосложение (не ода!) традиционно, поскольку представляет собой переложение псалома №81. А новое заключается в том, что Державин не только обличает власть, но дает и “позитивную программу”:

1) долг власти – “сохранить законы”;
2) необходимо “спасать от бед невинность”.

(Учитель об одах 1783 года “Фемида” и 1784 года “Бог”; у учащихся на руках тексты).

В оде “Фемида” Державин следует ломоносовской традиции восхваления монарха. Но монарх выписан по-другому: он противопоставлен вельможам.

(Учащийся зачитывает отрывок). Без числа употребляется местоимение “Я” – таки образом выступает из текста автор, самокритично говоря: “Таков, Фемида, Я – развратен, Но на меня весь свет похож”. Императрица предстает в оде и пишущей – поэзия ей, “как летом вкусный лимонад”. Если Ломоносов “выдавал” царям “программу” действий, то Державин здесь выводит благополучие власти и народа из уже присущих императрице добродетелей, понятливости, трудолюбия, милостивости. Державин расширяет границы жанра оды:

1) начало оды – сказочное;
2) используется разговорная лексика (учащиеся ее отыщут);
3) возникает лирический герой, да еще и “двоящийся”: это и порочный вельможа, и сам автор – он соткан из черт екатерининских фаворитов и царедворцев, а также характеризуется специфическими чертами образа жизни провинциала-помещика.

Речь Державина проста, образы зримы, ощущаемы; используется звукозапись. Смотрите, какая тонкая игра на фонетическом уровне: употреблено “лежа”, а не “лёжа” – это, действительно, развалясь, балдея!

Ода “Бог” – попытка ответить на главный вопрос XVIII века: что есть Бог-создатель и что человек рядом с Богом. Державин соглашается с формулой Ломоносова о единстве трех доминант в Боге: бесконечности времени, пространства и движения. В отличие от религиозных представлений о Боге, здесь Бог не персонифицируется, но подается через ассоциацию со светом: солнце, звезды, иней, лампады – всеобщий яркий божественный свет. В 5-ой строфе – образец звукосимволизма: “...собою из себя сияя” – также ассоциирует бога со светом.

(Можно предложить учащимся игру: отыскать лексику, которая создает идею пространства, времени, движения, а также способы связи их в единство в оде.)

Во второй части оды Державин задумывается о человеке и его связи с богом. Сам по себе человек – ничто, “песчинка”, но в человеке есть Бог – “и Я (человек) уж не ничто”. Функция человека в мироздании – всё на свете: царь, раб, червь, бог.

Проблемный вопрос: чего достигает Державин соположением контрастной лексики? Ответ: эта строфа движется благодаря “маятниковым” движениям – таков эффект лексических контрастов.

Человек – песчинка, но, чтобы разглядеть ее, Державин во второй части вводит многочисленные “Я”; кроме того, Бог и человек уравнены по строфике: 5 и 5 строф, 6-ая – переходная. Смерть человеческую Державин воспринимает как Божью прихоть и как средство, способ соединения душ с бессмертием Бога. По традиции, ода насыщена старославянизмами, но Державин и в этой оде расширяет каноны жанра:

1) нет единства места (то ширь, то глубь), действия (свет и летает, и течет, и живет), времени (от жизни – до смерти);
2) это ода философская – с отвлеченной идеей (Бог), и вдруг – с героем (Человек);
3) Державин избегает здесь аллегорических сложностей, привычных для оды – жанра.

После этих двух од Державин долго дублировал в своем творчестве затронутые темы, созданные образы и даже строки. Однако появлялись и новые идеи. Например, идея о необходимости реализоваться в жизни. (Учащийся читает стихотворение “Водопад”)

Проблемный вопрос: о чем оно? – Ответ: учащиеся легко согласятся, что это стихотворение на смерть Потемкина, однако дальнейший анализ должен привести их к мысли, что стихотворение, на самом деле, обращено к великолепной его жизни.

Начало очень жизненное: картина водопада – “алмазно сыплется скала... далече рёв в лесу гремит”. Звери у водопада есть аллегории: волк – злоба, лань – смирение, конь – гордость. Они видят седого мудрого человека (военачальник Румянцев), который размышляет о смерти людской и бренности человеческого существования. Неужели после смерти остается лишь труп – и это “великолепный князь Тавриды”?!

Нет, считает Державин, ведь остается дело человека и правда, которым служил и должен служить человек за короткий миг жизни.

Сатирическое начало мы обнаруживаем в стихотворении “Вельможа”. (Учащийся читает.) Контраст “бедняки – вельможа-защитник” подкрепляется единоначатием в описании: “А там...”. По мнению Державина, люди, пренебрегающие совестью, будут наказаны: “...и грянул гром...”. О вельможе Державин выражается афористически сильно: “осел останется ослом, хотя его осыпь звездами...”. А о народе, “россе”, Державин говорит как о неизбывной силе богатырской.

Вопрос учителя: вы познакомились с двумя статьями Белинского о Державине. Как в них он оценивает его творчество? – Ответ: критик упрекает Державина в назидательности и малохудожественности поэзии, оправдывая эти недостатки (лишь отчасти) состоянием эпохи: поэзия Державина “сама Россия Екатеринина века, это Россия пышная, роскошная, великолепная, убранная в азиатские жемчуги и камни и еще полудикая, полуварварская, полуграмотная, - такова поэзия державина, во всех его красотах и недостатках” [1, с.73].

Проблемный вопрос: согласимся ли мы с такой оценкой творчества Державина теперь, когда познакомились с его новаторством в сфере жанра, в развитии категории “лирический герой”, в расширении выразительных возможностей поэзии за счет создания зримых, слышимых образов и др.?

Сам Державин осознавал трудность позиции поэта. В эпиграмме 1792 года “На птичку” Державин пишет о невозможности поэта (своей) творить “на заказ”. (Учащийся читает.) А в стихотворении 1804 года “Венец бессмертия” Державин вообще предпочитает извиниться перед публикой за свое творчество: он сомневается вообще в необходимости поэзии для своей современности: “Посмейтесь... Дерзнул искать себе венка” в качестве поэта.

Кроме того, поэзия Державина третьего периода его творчества послужила в свое время “отправной точкой” для лирики юного Пушкина. Все чаще обращался Державин к интимным переживаниям человеческой натуры, славил простые человеческие радости, звал к мудрой умеренности, углубленно всматривался в картины природы, создавая прекрасные стихотворные пейзажи. (Учащийся читает стихотворение 1804 года “Русские девушки”).

В этом стихотворении плотская, чувственная красота, звукопись – “...их лентами златыми Челы белые блестят...”, зримая образность – “розовая кровь”, “жилки голубые”, сохранены в строе стиха ритмы танца. Этими средствами не пренебрегал и Пушкин в своей любовной лирике. Дионисийские мотивы в стихах Пушкина берут свое начало, в частности, и от Державина.

(Учащийся читает стихотворение 1804 года “Кружка”.)

Некую “лозунговость” приобретает культ вина и радости в этом стихотворении, за счет рефрена (8 раз): “И пить: Ура! Ура! Ура!”

Лирическое “Я” зарождается у Державина, у Пушкина оно уже является неотъемлемой частью поэтики. Ощущаемая образность в поэзии Державина воспринималась как новый прием: см. “шампанским запиваем” (яркий вкусовой образ в стихотворении “Приглашение к обеду”). А пушкинские щелчки попу по лбу (физически переживаемый образ для читателя!) воспринимались уже как мастерство, но мастерство уже само собой разумеющееся, если поэт претендует на читательское признание...

В области театрального искусства Державин был смелым экспериментатором. В последние годы жизни написал несколько драм на исторические сюжеты: “Добрыня”, “Пожарский”, “Ирод и Мариамна”, “Евпраксия”, “Темный”. Большинство их были традиционными трагедиями, но на русском материале. В театре Державина привлекала возможность соединить живопись, стихи, музыку воедино. Его “Добрыню” было невозможно поставить – настолько пьеса была перенасыщена эффектами: там горел огонь, летали змеи, а герой на сцене превращался. Реализовать такие задумки окажется под силу только кинематографу...

Итогом творчества державина станет стихотворение 1795 года “Памятник”. Вслед за Горацием, Державин в общих чертах наметит тему бессмертия поэта (учащийся читает стихотворение), которую подхватит Пушкин и скажет о “народной тропе” как о доказательстве и показателе истинной славы поэта.

Выводы:

1. Если не считать нижеприведенную цитату из Белинского причиной “неудач” Державина как поэта, то высказывание критики верно: “Державин был человек, одаренный великими творческими силами, - и он сделал все, что можно было ему сделать в то время. Не его вина, что он явился в то, а не в наше время; не его вина, что поэзия не падает готовая прямо с неба, а вырастает на земле, проходя через все степени развития, как все растущее” [1, c. 23].

2. Державин “закрыл” век XVIII и “открыл” век XIX. Как свежие выразительные силы использовал звук, цвет, вкус для создания образов. Положил начало развитию категории “лирического Я”. Одним из первых осмелился расширить границы жанра и, как результат, получил новые эстетические возможности для творчества.

3. Поддерживая молодых поэтов, “заметил” юного Пушкина, на творчество которого оказал значительное влияние.

4. Был дитя своего века и гражданин, патриот своей страны.

(В заключение учитель читает очень личностное державинское стихотворение 1807 года “Признание”, в котором поэт определил себя абсолютно полно: “смел я правду брякнуть вслух”, “падал я, вставал в свой век”.)

Дифференцированное домашнее задание (вторая часть). Учащиеся с аналитическим складом ума могут по материалам уроков о Ломоносове и Державине составить максимально полный план для характеристики классицизма вообще и русского классицизма с его специфическими темами, чертами в частности. Учащиеся с синтетическим (творческим) образом мышления могут написать зарисовку по впечатлениям от экскурсии и оформить фотогазету о поездке в Великий Новгород, Хутынский монастырь.

Список литературы:

1. Белинский В.Г. Сочинения Державина // Белинский В.Г. Собрание сочинений. В 9 томах. Том 6. М., 1981. С.7-74.
2. Булкин В.А., Овсянников О.В. По Неве и Волхову. Л., 1981. С. 91.