Между Западом и Востоком. Россия в зеркале истории

Разделы: История и обществознание


Цели урока:

  1. Образовательные: поднять старшеклассников на новый уровень осмысления проблемы “Восток-Запад” применительно к России; рассмотреть различные точки зрения на место России в цивилизационном процессе; раскрыть факторы, определившие ее самобытность; проследить исторический путь развития России; максимально актуализировать имеющиеся у учащихся знания.
  2. Развивающие: развивать навыки работы в парах с раздаточным материалом (карточками, письменными источниками), навыки групповой работы; учить анализировать полученную информацию, развивать воображение, учить видеть причинно-следственные связи; вести аргументированный спор.
  3. Воспитательная: способствовать формированию того чувства Родины, без которого невозможно стать истинным гражданином.

Тип урока: урок изучения нового материала, интегрированный в обществознание, географию, литературу.

Вид урока: лекция с элементами беседы, практического занятия, дискуссии.

Основные понятия: цивилизация, “Запад”, “Восток”, ценности, менталитет.

Оборудование: физическая карта “Евразия”; цветные карточки для учащихся; раздаточный материал с отрывками из высказываний философов, поэтов и писателей; самодельный плакат “Россия-сфинкс”; портрет П. Я. Чаадаева; герб России (с двуглавым орлом); цветные мелки; выставка книг (работы П. Я. Чаадаева, Н. Я. Данилевского, Л. Н. Гумилева и др.); видеофильм “Барышня-крестьянка” в постановке А. Сахарова (лирическая комедия по мотивам повести А. С. Пушкина); телевизор, видеомагнитофон.

Изучение новой темы

Этапы

Приемы и средства обучения

Вводно-мотивационный этап. Постановка проблемы, краткая беседа с целью актуализации знаний из курсов истории основной школы, обществознания, географии, литературы.
I этап. Многообразие взглядов на место России в цивилизационном процессе. Построение схемы “Что есть Россия?”, элементы практического занятия (работа с раздаточным материалом: карточками, высказываниями философов, поэтов и писателей), просмотр эпизода из видеофильма “Барышня-крестьянка” (3 мин.), беседа по вопросам к в/ф. Вывод.
II этап. Факторы, определившие своеобразие развития России. Лекция с элементами аналитической беседы, построение схемы “Факторы, определившие своеобразие развития России”, схематические зарисовки мелом на доске при характеристике факторов. Вывод.
III этап. Россия в зеркале истории. Групповая учебная деятельность, аналитическая беседа, построение схемы “Россия в зеркале истории”, в конце – голосование и дискуссия по проблемному вопросу №1. Вывод.
Заключительный этап. Коллективное обсуждение проблемного вопроса №2. Учащиеся подводятся к итоговому выводу. Объясняется домашнее задание. Осуществляется оценка и самооценка работы учащихся.

Ход двух спаренных уроков

Вводно-мотивационный этап.

Актуальность темы: проблема “Восток-Запад” всплывает в России в переломные эпохи, когда решаются судьбы страны; сегодня, в условиях наметившегося выхода из кризиса, в нашем обществе вновь вспыхнула дискуссия о месте России в мировом цивилизационном процессе.

Тема сегодняшнего занятия: “Между Западом и Востоком. Россия в зеркале истории”.

Эпиграф:

Стоя между Востоком и Западом, Россия должна совмещать историю всего земного шара.
П. Я. Чаадаев.

Нам предстоит на основе исторического анализа выяснить место России в цивилизационном процессе. Актуализируйте ваши знания из курсов истории основной школы, обществознания, географии, литературы. В конце урока вам предстоит ответить на два проблемных вопроса (записаны на доске):

1. Какова ваша точка зрения на место России в цивилизационном процессе?

2. По какому пути идти России сегодня?

Вводная беседа с учащимися:

  1. Где расположена Россия? (на континенте Евразия – работа с картой).
  2. Обратите внимание, что географически Россия находится в Европе и в Азии.

  3. Что является условной границей между Европой и Азией? (показ по карте).
  4. Цивилизационно, культурно, Россия расположена между Востоком и Западом.

  5. В курсе всеобщей истории мы с вами сравнивали два главных типа локальных цивилизаций – западные и восточные. Вспомните основные линии сравнения:
    • западные цивилизации: их исторические корни – в античности, христианстве, индивидуализме и демократических традициях; к этому типу относится подавляющая часть развитых стран;
    • восточные цивилизации: их культурно-психологические устои сформировались под влиянием мусульманства, буддизма и других восточных религий, азиатского способа производства, сильной роли государства, преобладания коллективистских и бюрократических начал над правами личности; к этому типу относится большинство государств Азии, Северной Африки, Ближнего и Среднего Востока).
  6. К какому же типу отнести Россию? Над этим вопросом мы и задумаемся сегодня.
  7. I этап. Многообразие взглядов на место России в цивилизационном процессе.

    Двойственное географическое расположение и культурное развитие вызвали философские исследования, споры по поводу цивилизационного места России.

    Впервые эту проблему поднял в знаменитых “Философических письмах” русский мыслитель П. Я. Чаадаев (1794-1856 гг.). Его портрет перед вами (небольшой рассказ учащегося о П.Я.Чаадаеве). П. Я. Чаадаев

    проблема

    “В – З”

    Россия?

    Таинственность, непознаваемость, непонятность Руси для других народов подчеркивал А. А. Блок в поэме “Скифы” (рис. 1).

    Рисунок 1

    Действительно, что есть Россия – это Запад или Восток? Или Россия соединяет в себе оба начала? А может быть Россия уникальна? (одновременно с этим рассуждением на доске рисуется цветными мелками схема “Что есть российская цивилизация?”.

    Посмотрим,как эту проблему осмысливали русские философы, писатели и поэты (работа учащихся в парах с раздаточным материалом: цветными карточками и высказываниями философов, поэтов и писателей).

    Инструктаж: перед вами высказывания поэтов, писателей, философов о месте России в цивилизационном процессе. Цветной карточкой оцените каждое высказывание. Работаем активно!

    1) Не надо несбыточных грез,
    Не надо красивых утопий.
    Мы старый решаем вопрос:
    Кто мы в этой старой Европе?
    В. Я. Брюсов.
    2)

     

     

     

    Мы широко по дебрям и лесам
    Перед Европою пригожей
    Расступимся! Мы обернемся к вам
    Своею азиатской рожей!
    Да, скифы – мы! Да, азиаты – мы.
    С раскосыми и жадными очами!
    А. А. Блок.
    3)  

     

    Умом Россию не понять,
    Аршином общим не измерить.
    У ней особенная стать,
    В Россию можно только верить!
    Ф. И. Тютчев.
    4) У нас чужая голова,
    А убежденья сердца хрупки. . .
    Мы – европейские слова
    И азиатские поступки.
    Н. Ф. Щербина.
    П. Н. Милюков:
    “Россия – Азиопа”.
    Л. П. Карсавин: “Россия – Евразия”.

    Правильные ответы учащихся:

    Обратите внимание на герб России (демонстрируется) – это двуглавый орел, одна голова которого повернута на Запад, а другая – на Восток. Орел – символ власти, зоркости, честности, жертвенности.

    Просмотр эпизода из видеофильма “Барышня-крестьянка”, когда русский помещик Муромцев встречает в своем поместье гостей, идет игра в крокет (3 мин.).

    Беседа по вопросам к в/ф:

    а) На основе какого литературного произведения поставлен данный фильм? (по мотивам повести А. С. Пушкина “Барышня-крестьянка” из “Повестей Белкина” – 1830 г.);
    б) Какие здесь столкнулись точки зрения на место России в цивилизационном процессе? (Муромцев – западник, его гости – славянофилы);
    в) Как вы думаете, а простого русского крестьянина волновал этот вопрос? (Нет, конечно, только людей образованных, передовые умы. А в сегодняшней России над ним задумываются не только современные ученые, политики, но и мы с вами).

    Учащиеся подводятся к выводу.

    Вывод: Прав был Н. А. Бердяев: тема “Восток-Запад” - “вечная тема русских размышлений” (вывод фиксируется в тетрадях).

    II этап. Факторы, определившие своеобразие развития России.

    Вопрос излагается в виде лекции с элементами аналитической беседы.

    В ходе ее строится схема “Факторы, определившие своеобразие развития России”:

    При характеристике факторов преподаватель делает схематические зарисовки мелом на доске.

    Вот, например, как будет выглядеть доска после характеристики природно-климатического фактора (для цивилизационного ядра):

    3. Природно-климатический фактор

    Последствия:

    1. Культура бедности.
    2. Экстенсивный путь развития хозяйства.
    3. Крепостничество.
    4. Русский менталитет.

    И вот на этих территориях наши предки смогли создать мощную империю с высокой культурой!

    Подобным образом характеризуются и остальные факторы.

    Учащиеся подводятся к выводу.

    Вывод: На развитие российской цивилизации повлияли все вышеперечисленные факторы в совокупности, в их комплексе (вывод фиксируется в тетрадях).

    III этап. Россия в зеркале истории.

    Учащиеся разбиваются на 6 групп. Каждая группа получает задание охарактеризовать определенный этап в истории России по проблеме “Восток-Запад”:

    1) IX-XII вв.;

    2) XIII-XVI вв.;

    3) XVII-XVIII вв.;

    4) XIX в.;

    5) начало XX в.;

    6) 1914-1991 гг.

    Ответ должен быть аргументирован. Около 6 минут идет обсуждение в группах, далее разбираются представленные версии. Преподаватель корректирует мнения ребят.

    Вот, например, как может быть охарактеризован в ходе аналитической беседы период IX-XII вв. в истории Руси:

    Древнерусское государство Киевская Русь – часть средневековой Европы, так как:

    – развит торговый путь “из варяг в греки”;
    – Новгород заключает договор с Ганзейским союзом;
    – письменность известна на Руси еще до принятия христианства – алфавит глаголица, а после – алфавит кириллица;
    – Русь – “страна городов”;
    – элементы самоуправления в городах, вече (цветы демократии);
    – принятие христианства; влияние византийской культуры.

    Все это роднит Древнюю Русь с Западом. Но присутствовали и восточные элементы:

    – наследование княжеского престола по горизонтали – от брата к брату;
    – сильна общинная организация;
    – влияние культуры половецкой степи и мусульманской Волжской Булгарии.

    Несмотря на эти немногочисленные элементы, древнерусское государство Киевская Русь - западного типа.

    Подобным образом в ходе аналитической беседы характеризуются и остальные этапы в истории России. Преподаватель цветным мелом на доске постепенно вырисовывает схему “Россия в зеркале истории”:

    Согласились бы вы с мнением русского поэта начала XX века М. Волошина, что “в мире нет истории страшней, безумней, чем история России”? Обсуждение.

    Задается проблемный вопрос №1:

    1. Какова ваша точка зрения на место России в цивилизационном процессе?

    Учащиеся высказывают свое мнение, голосуя цветными карточками.

    Результаты проведенного голосования:

    В ходе обсуждения возникает дискуссия между группами учащихся (культура ее ведения: “Позвольте мне с Вами не согласиться. . . ”, “Я считаю. . .”, “Вы не правы, т. к. . . .” и т. п.).

    Учащиеся подводятся к выводу.

    Вывод: Большинство исследователей считают Россию цивилизацией особого типа, в которой представлены элементы и восточного, и западного общества. Не только географически, цивилизационно, но и исторически Россия является Евразией (учащиеся фиксируют вывод в тетрадях, а рядом записывают свое мнение, возможно отличное от данного).

    Заключительный этап.

    Коллективное обсуждение проблемного вопроса №2:

    2. По какому пути идти России сегодня? (Что для нас должно служить ориентиром – Запад или Восток? А может быть Россия должна опираться только на собственные традиции?)

    В ходе обсуждения преподаватель напоминает учащимся, что современная мировая цивилизация опирается в основе своей на западные ценности. Но слепое копирование нам ни к чему. Вспомним слова русского историка В. О. Ключевского: “Можно и должно заимствовать изобретенный другими способ вязать чулки; но нельзя и стыдно перенимать чужой образ жизни, строй чувства и порядок отношений. Каждый порядочный народ должен все это иметь свое”.

    Учащиеся подводятся к итоговому выводу.

    Итоговый вывод: Россия должна идти в общем русле развития мировой цивилизации, продвигаться к постиндустриальному обществу, опираясь на творчески переработанную (с учетом нашей самобытности) западную модель развития (учащиеся фиксируют вывод в тетрадях, а рядом записывают свое мнение, возможно отличное от данного).

    Преподаватель объясняет домашнее задание.

    • с.11–14, повторить с. 5-11 (из учебника Сахарова А. Н. , Буганова В. И. История России с древнейших времен до конца XVII в.: Учеб. Для 10 кл. общеобразоват. учреждений / Под ред. А. Н. Сахарова. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2000, 303 с.);
    • знать конспект;
    • придумать и нарисовать символ России, аргументировать свою позицию.

    Осуществляется оценка и самооценка работы учащихся.

    Возможно не будут расставлены все точки над “i” (это в принципе нереально). Важно поддержать интерес учащихся, как истинных граждан, к осмыслению исторического пути России.

    Литература для преподавателя:

    1. Захарова Е. Н. Особенности российской цивилизации. Между Западом и Востоком: Пособие для учащихся и учителей. – М.: АРКТИ, 2002, с. 3-12;
    2. Методические рекомендации по курсу “Человек и общество”. В 2-х ч. Ч. 2. 11 кл. /Л. Н. Боголюбов, Л. Ф. Иванова, А. Ю. Лазебникова и др.; Под ред. Л. Н. Боголюбова, – М.: Просвещение, 2000, с.54-59;
    3. Половникова А. В. Изучение темы “Цивилизация России” в курсе обществоведения.- Преподавание истории и обществознания в школе, 2000, №2, с. 29–36;
    4. Семенникова Л. И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. Изд. 4-е. – Брянск, Курсив, 2000, 539 с.;
    5. Яковец Ю. В. История цивилизаций. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997, с. 66-68.