Разработка урока истории по теме: "Быт и нравы" (6-й класс) и Классный час "Дружба настоящая и мнимая"

Разделы: История и обществознание

Класс: 6


Образовательные цели урока: Показать, что быт городов отличался от быта деревень и сел. В городах и деревнях главной ячейкой общества была семья, которая самое большое внимание уделяла трудовому воспитанию, обучению грамоте. Семьи были патриархальными, в отличие от современных, демократических семей. Большое место в жизни древнерусского общества занимало военное дело, поэтому профессиональные воины, княжеские дружинники внесли свой вклад в мировую историю оружия, военной тактики. Показать отличия жилища князей и бояр от жилищ горожан и крестьян.

Показать элементы одежды горожанок, крестьянок, мужской одежды.

Подвести к выводу: формирование государства и принятие христианства оказало влияние на быт и нравы восточных славян, возникает существенная разница между образом жизни верхушки общества и основной массы населения.

Воспитательные задачи: В целях нравственного воспитания показать значение труда, знаний в жизни людей во все времена и необходимость трудового воспитания и в наши дни.

В целях патриотического воспитания, воспитания чувства гордости и восхищения предками показать их вклад в военное искусство, строительство, инженерное дело.

Развивающие задачи: В целях развития интереса к истории использовать заранее подготовленные сообщения учащихся, желательно слабоуспевающих, чтобы воспитывать их уверенность в собственных силах.

Оборудование: История России. учебник. ч.I под ред. А.А, Данилова и Л.Г. Косулиной, 2000 г. с. 52-60;

записи на доске;

тетради учащихся;

Ход урока.

I. Опрос - 15 минут.

Вопросы:

1.Как называется тема прошлого урока? (Культура Древней Руси).

2.Какое задание вы получили на дом?

(на оценку 5 - пересказ; на 4 - ответ на вопросы к параграфу; на 3 - знать понятия: житие, патриотизм, зодчество, самобытный)

-По списку, составленному на перемене, учащиеся отвечают в последовательности: учащиеся, готовые на пересказ, учащиеся, готовые ответить на вопросы, учащиеся, знающие термины.

Учащиеся, готовившие пересказ отвечают по очереди. Каждый пункт параграфа пересказывает один ученик. (Если количество пунктов параграфа больше, чем число учащихся, готовых на пересказ, то оставшийся материал разбирается вместе со всем классом).

II. Объявляется тема занятия. ("Быт и нравы" &7).

III. Домашнее задание. (на оценку 5 - ответить на вопросы к параграфу, на оценку 4 - знать и объяснить опорный конспект, на оценку 3 - объяснить новые термины образ жизни, слободы, хоромы).

IV. Объяснение темы. (через опорный конспект)

План.

1. Повседневная жизнь людей.

2. Семейная жизнь.

3. Военное дело.

4. Развлечения.

5. Жилище.

6. Одежда.

V. Закрепление темы через озвучивание в парах.

Опорный конспект к 7 параграфу.

Быт и нравы.

Рисунок № 1

Основные черты славянской семьи.

Рисунок № 2

Славянские имена.

Рисунок № 3

Военное дело.

Рисунок № 4

Развлечения.

Рисунок № 5

Жилище.

Рисунок № 6

Одежда.

Рисунок № 7

В конце урока делается вывод о том, что разница в социальном положении отражалась в повседневной жизни людей.

IV. Озвучивание.

V. Учитель делает вывод.