Педагогический совет "Цели школы"

Разделы: Администрирование школы


"ОДИ-образный педагогический совет: Цели школы"

Современные условия жизни школы требуют от каждого члена педагогического коллектива осознанного и заинтересованного участия в реализации целей школы. А это, на наш взгляд, возможно лишь в том случае, если цели учреждения будут приняты педагогами как основа для формирования личных профессиональных целей.
Рассмотрев различные подходы к определению понятия управления, мы выделили наиболее созвучное, наиболее соответствующее нашим представлениям – мыследеятельностное. Данное понятие раскрывает в своих трудах Г.П. Щедровицкий.
В мыследеятельостном понимании управление рассматривается как работа с будущим, которое необходимо построить в сознании людей.
Важным для нас стало и то, что в данном подходе к пониманию управления считается необходимым выход объекта управления в позицию субъекта (в управляющую позицию).
Так как педагогический коллектив школы является коллективным субъектом деятельности, следовательно, для осознания целей своей деятельности именно коллективному субъекту необходим выход в управленческую позицию.
Определение целей деятельности коллективного субъекта возможно в условиях коллективного программирования деятельности.
Качественное программирование деятельности требует соблюдения двух условий: 1) специальной подготовки управленческого события (системы мероприятий штаба и рабочих групп, на которых определяются предварительные групповые цели по разным направлениям деятельности); 2) особой формы проведения управленческого события (ОДИ- образного педагогического совета, позволяющего сформулировать коллективные цели).
Программировать предстоящую коллективную деятельность должны и могут те люди, которые потом будут реализовывать эти программные представления. Это аксиома программного подхода.
Программирование предстоящей коллективной деятельности должно происходить в специально организованное время в определенном месте, т.е. в процессе управленческого события.
В проведении управленческого события выделяют три этапа: подготовительный, основной, заключительный.
Предназначение подготовительного этапа заключается
  • в проблематизации (указать проблему),
  • актуализации (показать значимость проблемы),
  • обсуждении проблемы,
  • понимании настоящего состояния,
  • поиске путей решения, мест искусственного воздействия.
Подготовка педагогического совета по определению целей образовательного учреждения велась в школе с октября по апрель 2002-2003 года.
Был сформирован штаб, который на регулярно проводимых управленческих семинарах разрабатывал предстоящее управленческое событие и проживал его в коллективных представлениях.
В штаб по подготовке управленческого события вошли администрация школы, руководители рабочих групп.
В период подготовки к педсовету, с целью сбора информации, были созданы рабочие группы по темам: 1. Государственный заказ в сфере образования. 2. Социальный заказ педагогов, учащихся, родителей, ближайшего социума в сфере образования. 3. Ресурсы школы (составление информационных справок):
  • учебный процесс,
  • воспитательная и внеурочная деятельность,
  • характеристика социума,
  • оценка инновационной среды,
  • характеристика управляющей системы,
  • состояние МТБ и методической базы,
  • традиции школы,
  • характеристика контингента учащихся.
Собранные группами материалы анализировались на управленческих семинарах и на педагогическом совете.
Коллективная мыслительная деятельность в процессе подготовки педагогического совета помогла всей команде продвинуться в понимании проблемного вопроса, сформировать общие представления о дальнейшей деятельности. Ниже представлены темы управленческих семинаров: 1. Обсуждение Федеральных, краевых и городских ориентиров развития образования. 2. Анализ состояния дел в школе. Соотнесение внешнего заказа школе с внутренними потребностями, возможностями и условиями деятельности. Выявление проблем практики. 3. Понятие управления, различные подходы к управлению школой. 4. Схема целеполагания. 5. Организационно-деятельностная игра – как средство управления и форма программирования.
В процессе подготовки педагогического совета «Цели школы» сформировались групповые субъекты, а также групповое сознание в форме представлений о состоянии дел в школе, проблемах практики, возможных перспективах развития школы. Это позволило педагогам продвинуться в понимании проблемы.
Штабом был разработан оргпроект педагогического совета в форме организационно -деятельностной игры (ОДИ). Именно данная форма позволила, на наш взгляд, за счет коллективной мыследеятельности определить цели коллектива школы актуальные для всех участников педагогического совета.
ОДИ - это особая форма организации взаимодействия многих людей, позволяющая за счет коллективной мыследеятельности решать актуальные проблемы реальной действительности, реальной жизнедеятельности этих людей.
ОДИ, организованная исходя из потребностей коллектива школы, направлена на организацию такой деятельности, которая позволит: 1) коллективно прожить будущее, что позволяет построить более реальную программу; 2) увидеть проблемы, которые могут возникнуть при реализации программы и заранее предусмотреть возможные варианты решения; 3) во время ОДИ у членов коллектива складывается общая картина будущей деятельности, т.е. общие представления; 4) каждого члена коллектива появляется возможность влиять на каждого, т.е. работать с его представлениями, что в итоге позволяет влиять на свое будущее, согласовыая свои личные цели с целями коллектива. Структура оргпроета педагогического совета "Цели школы" была разработана на основе общей схема проведения ОДИ- образного мероприятия: 1. Установочный доклад, обозначение проблемы, оконтуривание темы. 2. Рефлексия установочного доклада в малых группах. Самоопределение участников к теме. 3. Общее заседание. Выступление основных докладчиков по теме педсовета. 4. Работа в группах. Обсуждение докладов. Отношения. Предложения. 5. Общее заседание. Выступления от групп. 6. Оформление решения.
Далее представлен оргпроект ОДИ- образного педагогического совета "Цели школы", проходившего в школе №161 города Зеленогорска, реализация которого является основным этапом управленческого события.
Педагогический совет проводился в актовом зале школы, где были приготовлены места для работы групп, установлена трибуна, микрофон, демонстрационные доски для докладчиков.

ОРГпроект ОДИ-образного тематического педагогического совета "Цели школы".

Цели :1. Сформировать коллективное представление о целях школы. 2. Активизировать позицию педагогов школы через включение в коллективную мыследеятельность (коллективное программирование деятельности)
Темы дней:1. Анализ настоящего состояния деятельности школы. Выявление достижений и проблем. 2. Определение целей школы.
Рабочие группы:1. Учебный процесс и цели школы. 2. Воспитательная работа и цели школы. 3. Методическая работа и цели школы. 4. Управление и цели школы. 5. Здоровье учащихся и цели школы. 6. Группа сборки.
День 1. Тема: Анализ деятельности школы.
Задачи: 1. Обозначить достижения школы. 2. Выявить трудности (проблемы). 3. Сформулировать проблемы практики школы.

Время

Форма

работы

Содержание

Продукт

I

9.00- 9.15 Общее заседание 1.Установочный доклад: -тема педагогического совета, -цель педагогического совета, -темы дней, -режим работы на день, -формы и виды работы. Установка на работу на педагогическом совете.
9.15- 9.25 2. Рефлексия установочного доклада в парах, вопросы к докладчику. Понимание плана предстоящей деятельности.
9.25- 9.45 3. Содоклад "Государственный и социальный заказ на образование". Справка о содержании внешнего заказа.
9.45- 9.50 4.Рефлексия содоклада, вопросы к докладчику.
9.50- 10.00 5.Жеребьевка (самоопределение участников): -формирование групп, -представление руководителей, -объявление темы групп, -обозначение места работы. Сформированные группы.
10.00- 10.10 6. Установка на работу в группах: -соотнести внешний заказ с состоянием дел в школе, -выявить достижения и трудности, сформулировать проблемы (заполнить таблицы), -оформить текст доклада на ватмане, -подготовить докладчика. Задан способ работы (дана схема анализа деятельности).
7. Рефлексия установки на работу в группе Понимание установки.

II

10.10- 10.20 Работа в группе 1.Обсуждение порядка работы в группе : - принять правила работы, - определить роли в группе, - выбрать способы работы. Понимание порядка работы в группе работы, распределение ролей.
10.20- 10.30 2. Теоретическое включение: "Что такое достижение, проблема?". обсуждение Понимание понятий.
10.30- 11.00 3. Выявление проблем Работа со схемой анализа, заполнение протокола.
11.00- 11.10 4. Оформление текста доклада "Актуальные проблемы школы в __________ работе"(по темам групп).
5. Подготовка докладчика
к выступлению .
Текст доклада на ватмане + сводный протокол (копию сдать в группу сборки).

III

11.10- 11.40 Обед.

IV

11.40- 12.40 Общее заседание 1.Установка на работу: -порядок работы на общем заседании.
2.Выступление групп с докладами "Актуальные проблемы школы в __________работе" Озвучивание материалов групп.
3. Обсуждение выступлений
12.40- 13.00 4. Рефлексия докладов групп. " Карусель" (группы по очереди в течение 5 минут работают с текстами групп и оценивают актуальность проблем): -зеленый цвет- актуальные проблемы, -красный цвет- неактуальные проблемы. Оценка актуальности, проблем, ранжирование проблем в группах.
13.00- 13.15 5. Подведение итогов : -обозначение актуальных проблем, -порядок дальнейшей работы. Ранжирование проблем (актуальные, неактуальные).

V

13.15- 13.30 Работа групп Рефлексия дня по схеме: Что получилось? Что не получилось? За счет чего ?

VI

13.30- 13.45 Общее заседание 1.Выступления групп 2. Порядок дальнейшей работы

VII

14.00- 15.30

Тренинг на сплочение коллектива Повышение работоспособности коллектива.

VIII

15.15- 16.15 Заседание рабочей группы 1.Рефлексия дня: -по способам работы в группе, -по сборке содержания (корректировка формулировки проблем). Сборка содержания.
2. Обсуждение , корректировка плана 2 дня педсовета. Уточненный план 2 дня педсовета.
День 2.Тема: Определение целей школы.
Задачи : 1. Соотнести проблемы школьной практики с возможностями и ограничениями школы, потребностями коллектива. 2. Сформулировать цели школы. 3. Разработать примерный план мероприятий по реализации целей. 4. Скорректировать индивидуальные методические темы педагогов в соответствии с коллективно принятыми целями школы.

Время

Форма

работы

Содержание

Продукт

I

9.00- 9.10 Общее заседание 1.Установочный доклад: -режим работы на день. Установка на работу на день.
9.10- 9.20 2.Содоклад: - Что такое цель? Как формулируется? - Схема целеполагания. Схема для работы в группах.
9.20- 9.30 3.Рефлексия содоклада в группе Усвоение понятий.
9.30- 9.40 3.Установка на работу в группах

II

9.40- 11.00 Работа групп 1. Определить порядок работы в группе (роли, способ). 2.Заполнение схем : -соотнесение проблем с возможностями и условиями (ограничениями) школы, -сформулировать цель. 3.Составление плана мероприятий по реализации целей. 4.Оформление текстов докладов "Цели школы в ___работе и план их реализации" (на ватмане). 5. Подготовка докладчика. -заполненные схемы целеполагания, -сформулированные цели школы по направлениям групп (на ватмане), -план мероприятий по реализации цели на ватмане.

III

11.00- 11.30 Кофе пауза

IV

11.30- 12.45 Общее заседание Доклады групп "Цели школы в __работе и план их реализации ". Цели школы по направлениям и примерный план работы по реализации целей школы.
2.Обсуждение докладов групп.
3.Рефлексия докладов обсуждение.
Работа группы сборки Рефлексивная сборка содержания (цели школы). Корректировка формулировок целей

V

12.45- 13.05 Общее заседание 1.Индивидуальная рефлексия педагогического совета "Моя методическая тема". Сформулированные личные методические темы.

2.Принятие решения педсовета. Цели школы.

VII

13.05- 14.05 Заседание рабочей группы 1.Рефлексия дня: -по способам работы в группе, -по сборке содержания.
В ходе реализации данного оргпроекта были выявлены актуальные проблемы, сформулированы цели школы, намечен план их реализации.
Еще одним значительным результатом нашей работы является то, что педагогам удалось уточнить цели своей профессиональной деятельности. Это проявилось в пересмотре своих методические темы, таким образом что большинство из них соответствуют целям школы, направлены на их решение.
На заключительный этапе данного управленческого события группа по подготовке педсовета провела его рефлексию , отвечая на вопросы:
  • что хотели получить?
  • что получили?
  • в чем совпадения и где места разрыва?
  • совпадения за счет чего и в чем причины не совпадений?
Рефлексия проводилась по содержанию, по способам работы и по организации работы.
Коллективная работа на ОД-педагогическом совете была направлена на:
  • выяснение настоящего состояния фрагментов деятельности;
  • проблематизацию представлений о предстоящем;
  • прорисовку контуров возможной будущей деятельности;
  • понимание основных направлений усилий коллектива;
  • выработку целей;
  • понимание ближайших вынужденных действий.
Таким образом, если подготовку управленческого события осуществить в форме постоянно действующего управленческого семинара и регулярно работающих творческих групп, а само управленческое событие реализовать в форме ОДИ –образного интенсивного педагогического совета, то это обеспечит определение актуальных целей школы для каждого члена педагогического коллектива.

Литература:

1. Внутришкольное управление: вопросы теории и практики./ Под ред. Т.И. Шамовой. М.: 1991.
2. Громыко Ю.В. Проектирование и программирование развития образования. - М.: Московская академия развития образования, 1996.
3. Конаржевский Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление. – М.: Центр "Педагогический поиск", 2000.
4. Лазарев В.С., Поташник М.М. Как разработать программу развития школы. Методическое пособие для руководителей
образовательных учреждений. М.: 1993.
5. Минов В.А. Тетрадь для занятий по курсу " Программная организация деятельности в образовании". Ярославль: 2001.
6. Минов В.А. Вариант организации постоянно действующего семинара управляющих школой // жур. Коллективный способ обучения. –
1995- №1- С. 24-27.
7. Моисеев А.М., Моисеева О.М. Заместитель директора школы по научной работе./ Под ред. М.М. Поташника. М.: Новая школа, 1996.
8. Организационно- деятельностные игры в образовании. Сборник статей. Красноярск: РИО КГПУ, 2001. – 100 с.
9. Программно- целевое управление развитием образования./ Под ред. А.М. Моисеева. М.: Педагогическое общество России, 2002.
10. Проектирование систем внутришкольного управления./ Под ред. А.М. Моисеева. М.: Педагогическое общество России, 2002.
11.Третьяков П.И. Практика управления современной школой. М., 1995.
Управление развитием инновационных процессов в школе / Под ред. Т.И. Шамовой и П.И. Третьякова. М., 1995.
12. Управление развитием школы / Под ред. . М.М. Поташника и В.С. Лазарева. М.: Новая школа, 1995.
14. Хомерики О.Г., Поташник М.М.. Лоренсов А.В. Развитие школы как инновационный процесс. / Под.ред. М.М. Поташника. М.: Новая
школа, 1994.
15. Шамова Т.И. Исследовательский подход в управлении школой. М.: 1999.
16. Щедровицкий Г.П. Организация , руководство, управление: идеология, методология, технология. Курс лекций. М.: Путь, 2000.