Разработка урока по рисованию во 2-м классе "Таинственные деревья"

Разделы: Начальная школа


Урок 1

Тема урока: Таинственные деревья.

Цель урока: Раскрыть многообразие образа природы через виды изобразительного искусства. Познакомить с новыми способами обработки бумаги: сминание, скручивание. Развивать воображение и фантазию. Воспитывать трудолюбие, усидчивость и бережное отношение к материалу.

Оборудование для учителя: пейзажи, выполненные живописью, графикой; детские работы с изображением пейзажа. Образцы коры деревьев. Таблица “Способы обработки бумаги” (сминание, скручивание). Таблица “Фантазии художников”. Впитывающая бумага, баночка с водой, клей ПВА.

Оборудование для учащихся: образец коры дерева, цветной лист бумаги, впитывающая бумага, баночка с водой, салфетка, клей ПВА.

Ход урока.

Урок начинается с беседы о пейзаже.

Термин ПЕЙЗАЖ означает вид, изображение какой–либо местности, или природы.

Обратите, пожалуйста, внимание на пейзажи, которые висят на доске. рис. №1

Рисунок 1

Пейзажная живопись очень разнообразна. Есть пейзажи, написанные акварельными, гуашевыми или масляными красками.

Есть пейзажи, выполненные графическими материалами – простым карандашом, тушью, углем.

Учащиеся рассматривают пейзажи, выполненные акварельными, гуашевыми красками и графическими материалами. Обращают внимание на разнообразие видов изобразительного искусства, используемых в работе над пейзажем.

Рассматривая деревья, ребята называют, что есть лиственные и хвойные. Подводя итог, дети отмечают, что дерево имеет видимые части: ствол, ветви, листву – крону, что части деревьев, бывают разные по форме и цвету, поэтому они могут отличить осину от кедра, ель от березы.

Какие загадки вы знаете о деревьях?

Примеры загадок о деревьях приводят сами учащиеся. Учитель лишь в случае необходимости дополняет их собственными примерами.

Загадки о деревьях.

Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью питает,
Зимой согревает.
(дерево)

Зимой и летом
Одним цветом.
(ель, сосна)

Зимой с седой бородой, летом новая вырастает, осенью падает.
(лиственный лес)

Никто не пугает, а вся дрожит.
(осина)

Зелена, а не луг, бела, а не снег, кудрява, а не голова.
(береза)

Учитель, подводя итог, отмечает, что все загадки были о деревьях и правильно отгаданы.

Проводимая беседа в начале урока, является необходимым этапом в дальнейшей работе над темой “Таинственные деревья”. Затем учитель сообщает тему урока.

Природа – великий учитель, главный художник. Все, что создал и создает человек: дома, постройки, фантастические конструкции и т.д., он подсмотрел и всему научился у природы.

Понаблюдав вокруг, рассмотрев реальные деревья, можно изобразить свое фантастическое, сказочное дерево.

Учитель приводит ряд примеров, показывающих, как образ дерева раскрывается художниками в работе с посудой, одеждой, тканью и т.д. Использует таблицу “Фантазии художников”, рис. №2.

Рисунок 2

Все, что вы увидели, этого нет в реальной жизни: не растут такие деревья в Сибири, Крыму или в Африке. Только умея фантазировать, человек может осмыслить природные формы и создать что–то необычное.

Сегодня нашим вдохновителем и творцом будет тоже дерево, обыкновенное дерево, рис. №3.

Рисунок 3

Нам надо сделать дерево из впитывающей бумаги.

Впитывающая бумага – удобный, доступный и легко обрабатываемый материал.

Ее можно смять, скрутить, она послушна, на ней можно оставить оттиск–отпечаток.

Кому уже хочется начать работать?

Кто у нас самый–самый…

Подойди, пожалуйста, ко мне.

Учитель дает кусочек коры и просит ученика рассказать, какая кора на ощупь, что он чувствует.

На партах есть образцы коры, дети тоже берут кору в руки, прикрывают глаза и прислушиваются к своим ощущениям. Через некоторое время ученики должны внимательно рассмотреть кору. Высказывание учащихся учитель записывает на доску. Шершавая, колючая, неровная, волнистая, пыльная, старая, корявая, пушистая….

А теперь пора приступать к практической части урока. Начать работу удобнее со ствола. Чтобы получился ствол, надо бумагу немного намочить, тогда она будет держать форму. Тряпочка поможет избавиться от луж на парте. Постарайтесь сделать ствол и ветви из одного куска бумаги.

Учитель показывает, как работать с бумагой, чтобы получился ствол дерева. На доске таблица по скручиванию и сминанию бумаги, рис. №4, рис.№5.

Рисунок 4

Рисунок 5

После того, как ствол готов, его надо “посадить”. Учитель напоминает, что ствол на листе цветной бумаги надо разместить с учетом композиционных законов и особенностей строения дерева и только после этого его приклеить.

Если у вас нет вопросов, можете приступить к работе.

Ребята выполняют стволы.

Посмотрите на свои стволы, прикоснитесь аккуратно к ним. Ствол влажный может быть даже холодный, пусть стволы окрепнут, высохнут…

На следующем уроке дети продолжат начатую работу.

Подводя итог урока, анализируем работы, выполненные учащимися.

Примерные вопросы.

    • Скажи, что изображено?
    • Каким способом выполнен ствол?
    • Какая форма ствола, сложная, простая?
    • Какая фактура у ствола?
    • Как расположен ствол, ему удобно, хорошо его посадили?
    • Какие материалы использовались для создания изображения?
    • Трудно тебе было работать?
    • Что не получалось при работе?
    • Что ты делал с удовольствием?

План–конспект урока по изобразительному искусству во 2-ом классе.

Урок 2

Тема урока. Таинственные деревья.

Цель урока. Научить проявлять фантазию при создании образа дерева. Закрепить навыки работы с бумагой. Развить умение самостоятельно реализовать замысел в практическом исполнении. Воспитать аккуратность, бережное отношение к материалу, умение слушать других, анализировать и высказывать свое собственное мнение.

Оборудование для учителя: детские работы с изображением пейзажа (рис. №1); схемы крон деревьев, образцы таинственных деревьев (рис. №6), таблица “Способы обработки бумаги” (сминание, скручивание), (рис. №4), впитывающая бумага, клей ПВА, музыка “Звуки природы”.

Рисунок 6

Оборудование для учащихся: работа прошлого урока (ствол дерева на цветном фоне), впитывающая бумага, клей ПВА.

Ход урока.

Сколько удивительного преподносит нам природа. Она похожа на нас, людей. У нее бывает разное настроение: веселое, когда солнышко, грустное, когда дождь, бывает – она сердится, тогда дуют ветры, воют вьюги, гремит гром. Природа так же, как и мы, носит разные одежды: летом – в ярких цветочных ситцах, зимой – в белой пушистой шубке.

Настоящий художник, рисуя пейзажи, передает состояние и настроение природы, всю ее красоту и многообразие.

Вишневый сад хранит в секрете,
Что он увидел на рассвете.
Как ландыш держит на весу
В стеклянных чашечках росу.

А какой секрет хранит ваше дерево?

Как узнать?

Чем оно нам расскажет о своей тайне?

Как вы думаете, чем же дерево говорит?

Как деревья общаются друг с другом?

А может, оно шепчется листвой?

Ребята, обратите внимание на схематичные изображения крон (на доске различные схемы крон).

Разветвленная часть дерева с его листвой называется крона, (слово “крона” записывается на доску).

Контур кроны разный. Она похожа на геометрические фигуры? Назовите, какие геометрические фигуры напоминает контур крон?

Затем учитель подводит итог.

В своих ответах вы отметили, что форма кроны может быть квадратной, круглой, овальной, треугольной. Кроны разнообразные, поэтому деревья все разные, непохожие друг на друга.

Сегодня вы самостоятельно будете создавать фантастические образы дерева с помощью впитывающей бумаги. Работая, аккуратно используйте бумагу и клей.

Перед началом работы показываются детские работы “Таинственные деревья”, выполненные в разных техниках, рис. №6.

Рассматривая деревья, которые сделали ученики, учитель проговаривает, каким способом обрабатывали бумагу, чтобы получилась крона.

Способы обработки бумаги записываются на доску – сминание, скручивание, разрывание, складывание. Способ разрывание для детей новый.

Какие таинства поведают нам сегодня ваши деревья, мы узнаем в конце урока.

Приступайте к работе.

Учащиеся самостоятельно выполняют работу. Звучит спокойная, располагающая музыка для творчества.

Для подведения итогов урока организуется выставка детских работ, рис.№7, рис.№8.

Рисунок 7

Рисунок 8

Что за чудо? Что за сказка?
Посмотри скорей, дружок!
На бумажной, на полянке
Вырос тайненький лесок.
В чем же тайна? В чем загадка?
Помоги–ка мне, дружок,
Расскажи о тайне леса.
Чем очаровать нас смог?

Учитель призывает полюбоваться деревьями, рис. №7, рис.№8.

Красиво! Нет ни одного дерева, похожего друг на друга.

О чем же говорят эти деревья? Кто услышал?

Расскажите нам, пожалуйста.

Учитель предлагает ребятам по одному выходить к доске и давать собственную оценку работам.

Кто готов поделиться тайной своего дерева с нами?

Вглядитесь в свои деревья, может быть, какая–нибудь тайна, сказка прячется в листве?

Примерные вопросы.

  • Тебе хотелось бы попасть в такой лес?
  • А какой это лес? (Сказочный, таинственный, волшебный.)
  • Есть тайна у твоего дерева?
  • Выбери самое таинственное, самое сказочное дерево.
  • А почему именно это дерево тебе показалось самым таинственным?
  • У тебя было желание “сочинять”?
  • Какие материалы мы использовали при изготовлении кроны и ствола?
  • С какими трудностями в работе ты столкнулся?
  • Хочешь рассказать о своем дереве?

Мы сегодня с вами были настоящими художниками, так как взглянули на дерево другими глазами, задумались о нем, как о таинстве природы. Результатом нашей работы стали ваши маленькие произведения искусств.

Вы хорошо сегодня поработали.

Каждый из вас проявил фантазию, создал свой образ, закрепил навыки работы с бумагой.

Спасибо всем, что внимательно выслушивали друг друга. Спасибо за полные ответы, за интересные рассказы и сказки.

Остановил олень свой бег:
"Будь Человеком, человек.
В тебя мы верим – не солги,
Ты береги нас, береги".

И шепчут губы:

"Не солгу,
Я сберегу вас,
Сберегу".