Урок-путешествие по творчеству А.С. Пушкина "Духовной жаждою томим…"

Разделы: Литература


“Духовной жаждою томим…”
(по страницам произведений А.С.Пушкина. К 200-летию со дня рождения А.С.Пушкина)

Цель урока: на примере легендарной жизни поэта учиться непоколебимой чести, благородству, верности в дружбе, подвигнуть учащихся на создание своих сочинений.

Оборудование: портрет А.С.Пушкина (работа Кипренского), пластинка "Колокольный звон. Новодевичий монастырь", пластинка Л.В.Бетховен “Лунная соната”, свечи, книжная выставка.

Ход урока:

Вступительное слово учителя.
Не раз, начиная разговор об А.С.Пушкине, о его творениях, я убеждаюсь в том, что, читая стихотворения, поэмы, повести А.С., можно превосходным образом воспитать в себе человека. Согласны ли вы с этим тезисом?

Ученик.

Я разделяю Вашу точку зрения. Действительно, под пером А.С.Пушкина история не разлетается вдребезги, а становится ковкой и принимает такие формы, которые выражают её сущность. Разве это не урок для нашего сочинения, упрямо желающего постичь события? Пушкин для меня как глоток чистой, ключевой воды:

Звезда упала, отломив краюху хлеба. Душистой корочкой чернеющая даль! Мне никогда ещё твой вкус так нужен не был, как в эти человечностью голодные года.

Учитель.

А.С.Пушкин исследовал громадное Тело Человеческое, при этом сумел остаться цельной натурой. Кем был А.С.Пушкин? Кто его любимые герои? Войны 1812 года? Маленький Евгений? Капитанская дочка? Петр 1?

Ученик.

А.С.Пушкин - жизнелюбивый человек. Красота была для него одним из источников вдохновения. Красота всегда спасала поэта от соблазна выбрать какой-либо простой вариант объяснения истории. Пушкин, конечно, понимал, что Петр 1 - тиран, что Петербург построен на народных костях, что "Медный всадник" погубил не одного Евгения. Но всё-таки А.С.Пушкин создаёт образ героя: какая душа на челе! Какая сила в нём сокрыта!

Учитель.

Завет А.С.Пушкина заключается в том, чтобы служить красоте и Истине, но не моде, не сиюминутным интересам. Голос поэта неподкупен. Имеет ли право на жизнь моё утверждение?

Ученик.

В продолжении Ваших слов, Любовь Григорьевна, я хочу прочитать стихотворение, написанное Натальей Карташовой, моей подругой:

"Свеча"

(разговор вещей в комнате)

: В бокале роза тихо шелестела:

  • Я так прекрасна, сто могу пленить!
  • Я тоже так, как Вы хотела бы, но я - свеча, и мне дано светить:

А рядом Срипка сладко так пропела:

  • Мой голос нужен, мне вечно петь!
  • Я тоже так, как ВЫ, хотела бы. Но я - свеча, и мне дано сгореть:

Листок Бумаги, юный, смелый:

  • По мне и стольким - стихи писать!
  • Я тоже так, как ВЫ, хотела бы. Но я - свеча, и мне дано сжигать:

Алоэ тоже спорить захотело:

  • На скольких ранах мне спасённым лечь
  • Я тоже так, как ВЫ, хотела бы. Но я - свеча, и мне дано обжечь:

Учитель.

А.С.Пушкин – светоч, который наполняет ваши души живым, волнующим потоком света, своим горячим, обжигающим словом поэта. В каждого из нас, как в плодотворную землю, он бросает зерно, и оно обязательно прорастает.

Ученик.

Конечно, зерна прорастают, так как они поистине благородны, чисты. А.С. Пушкин- Гольфстрим русской культуры. Для многих художников А.С. Пушкин оставался ориентиром. В наш катастрофический век А.С. Пушкин стал нам особенно близок, потому, что исследовал едва ли не все человеческие страсти. В "Моцарте и Сальери" он раскрывает нам истоки одной из самых зловещих человеческих страстей - зависти. Сальери завидует славе Моцарта. Завидующий говорит: Он имеет то, что по праву должен иметь я. Поразительное противоречие, своим благородством и бескорыстием Моцарт толкает Сальери на убийство, хотя и даёт ему (убийце) шанс, произнося слова: Гений и злодейство - две вещи не совместимые. Но Сальери в душе уже совершил убийство, поэтому остановит его невозможно.

К Сальери приходит возмездие - он обречён на вечную тоску от вечного бесплодия.

Учитель.

Неправильно поступает тот, кто требует каких-то наград, почестей от внешнего мира, ведь награды в самом тебе.
Ты сам свой высший суд…, как писал В.Ходасевич
Немецкий философ Гегель писал: “Истинная сущность человека состоит в том, чтобы отказаться от сознания самого себя, забыть себя в другом “я” и, однако, в этом же исчезновении и забвении впервые обрести самого себя и обладать самим собой.”

Ученик.

Да, это истинная сущность любви.

По словам поэта "его, сердце не любить не может." Самые лучшие чувства поэт обращает к влюбленной. Нет у А.С.Пушкина стихотворения о любви, где поэт бросил хоть самый маленький упрёк возлюбленной за неразделённое чувство. Даже прощаясь навсегда, он остаётся благородным и нежным. В стихотворениях нет обиды, есть только благодарность за пережитое чувство, в стихотворении. Нет, нет, не должен я, не смею, пишет поэт:

Благословлять её на радость и на счастье.

И сердцем ей желать все блага жизни сей,

Весёлый мир души, беспечные досуги:

Другая ученица.

Главное для А.С.Пушкина чувство любви и благодарности за то, что в нём женщина пробудила "вдохновенье, и жизнь, и слёзы, и любовь". А.С.Пушкин ничего не требует для себя. В стихотворении "Признание" лирическому герою нужна такая малость:

Быть может за грехи мои,
Мой ангел, я любви на стою!
Но притворитесь!:.
Ах, обмануть меня не трудно!
Я сам обманываться рад!

Учитель.

А.С.Пушкин велик в любви, в дружбе, в лицейской дружбе. Лицей был их дом, их семья. Дружба для Пушкина – братство не по крови, а по судьбе.

Ученик.

Они всегда ходили вместе: Пушкин, Дельвиг, Пущин. Многие стихотворения посвящены друзьям. Цитируют: "Пущину!", "Дельвигу", "Чаадаеву" и другие.

Учитель.

Пушкину принадлежит великая формула совести: “Слова поэта суть его дела”. Каждое слово человека, считал он, любого человека, а не только поэта, должно быть в любой момент подтверждено поступком.
И сам Пушкин жил именно так, готовый расплатиться делом за слово – будь то дружеское пари или ответ царю за прямой вопрос, вышел ли бы он с декабристами на Сенатскую площадь?
А на Черной речке он жизнью расчитался за честь поэта.
К 200-летию со дня рождения А.С.Пушкина вышло немало книг, статей, кинофильмов, лирических произведений.
Но одно из них – стихотворение А. Передреева, точно выразило сегодняшнюю роль пушкинского наследия.

Ученик читает под музыку.("Лунная соната")

Всё беззащитнее душа
В тисках расчетливого мира,
Что сотворил себе кумира
Уз темной власти барыша.
Всё обнаженней его суть,
Его продажная основа,
Где стоит всё чего-нибудь,
Где ничего не стоит слово.
:::::
Звучи божественный глагол,
В своём величье непреложный,
Сквозь океан ревущих волн
Всемирной пошлости безбожной:
Ты светлым гением своим
Возвысил душу человечью,
И мир идёт к тебе навстречу,
Духовной жаждою томим:.

(Колокольный звон, горят свечи.

Минута молчания.)

Учитель. Итог урока.

Спасибо за урок.

Я рада с Вами продолжать обучение.

Текстовой анализ
урока литературы для 9-го класса
“Духовной жаждою томим…”

Урок литературы рассматривается сегодня как совместное творчество учителя и ученика. Урок Серафимовой Л.Г. представляет собой интегрированное занятие. Учитель умело сочетает такие дисциплины, как: литературу, философию, музыку, психологию. При такой подаче материала формируются вовсе не поверхностные знания. Любовь Григорьевна способна в полной мере пробудить душу и сознание нашего юношества.

Понятно, что реализация учебной, воспитательной и развивающей целей осуществляется через урок, но также важны и вспомогательные элементы. Следует отметить внешнюю установку на урок. Портрет писателя, выставка книг изучаемого автора, магнитофон, аксессуары (свечи). Все это соответствует эстетическим нормам, тематике урока. Из этих мелочей интерьера создается “среда обитания” урока. Важные моменты, непосредственно настраивающие на урок,- это классическая музыка (Л.В.Бетховен “Лунная соната”), которая готовит к восприятию материала, воспитывает эмоциональную утонченность.

Творческие задания оперативного характера (стихи, сочиненные ребятами) закрепляют эмоции, пережитое потрясение открытие, и служат в целом развитию творческого и нравственного начал.

Все эти детали, моменты не ради развлечения или эмпирического интереса. Они органически сливаются с темой урока, раздвигают его границы, углубляют и возвышают знания, обогащают и развивают личность ученика, закладывают основы разносторонней гуманитарной культуры.

Уроки Любови Григорьевны подвигают учащихся на создание собственных сочинений. Учитель ставит перед собой цель – научить понимать поэзию, ощущать красоту звучащего поэтического слова. Научить же можно только тогда, когда сам учитель глубоко знает поэзию, умеет оценить и показать её живое участие в духовной деятельности человека, стремящегося к внутреннему совершенству. Учительница часто читает любимые строки поэтов, в необычном откровении обнажает свою душу, раскрывает свой мир. Такое самораскрытие предполагает ответную реакцию и наглядно показывает, каким должно быть отношение к поэзии, да и к литературе вообще. Чтение собственных сочинений ценно тем, что это всегда кусочек жизни, а следовательно, и урок становится жизненным.

Любовь Григорьевна строит урок, учитывая способности и возможности учащихся. Индивидуальный подход, духовный комфорт, раскрепощенность на уроке – это доброта урока и урок доброты. На уроках Любови Григорьевны многое дает только присутствие на нем и молчаливое соучастие, все стальное – умение, навыки зависят от природных возможностей человека.

Интересен тип урока, выбранный учителем. Урок – память, урок – размышление помогает оживить знания, перевести их в область конкретного мышления на основе умения увидеть особо важную художественную деталь, умения сформулировать вывод, такой урок учит в жизни исходить от вечных истин.

Следует отметить разнообразные формы, приемы работы: беседа, монологический ответ на проблемный вопрос, выразительное чтение стихотворений, элементы анализа художественного произведения.

Урок Любови Григорьевны творческий, так как каждый реализует себя в избранной области. Также это урок можно назвать жизненным, потому, что он подчинен обсуждению насущных проблем: цельность натуры, нести людям добро, свет, обретение самого себя, слово и дело – едины.