Урок-мастерская "Слово о словах"

Разделы: Русский язык


Эпиграф к уроку:

Молчат гробницы, мумии и кости,-
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь письмена.
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный - речь.

И.А Бунин

Цель урока:

помочь учащимся увидеть и почувствовать неисчерпаемые возможности слова;
учить детей владеть художественным словом, создавать собственные оригинальные миниатюры.

Определение внутренней готовности к работе.

На доске - картинки, обозначающие различные состояния души: приподнятое, подавленное, агрессивное, готовность к сотворчеству.

Задание детям: Определите свое внутреннее состояние, выбрав соответствующий рисунок.

Рис. 1

Рис. 1

А Б В Г Д Е Ж

Мотивация предстоящей деятельности:

Посмотрим в словаре С. И. Ожегова, какие значения есть у слова “слово”. Их девять! Но нас сегодня будет интересовать первое значение- единица языка, называющая отдельное понятие, и пятое- речь на какую-нибудь тему, повествование, рассказ.

Слова бывают очень разными. Например, “добрые слова”, какие эмоции вызывают? А “понять друг друга с полуслова”? “Я вас лишаю слова”? А что значит “пустословие”?

Мы не будем говорить попусту, не будем лишать собеседников слова. Мы постараемся доставить радость словами себе и окружающим и, я уверена, сумеем понять друг друга с полуслова. Напишите на своих листах слово “Слово”. Это заголовок нашей будущей работы. О чем будет это Слово, мы сейчас узнаем. Но для начала эмоционально настроимся на эту работу. Ребята прочтут стихотворение, а вы выпишете одно ключевое слово, которое вам понравится больше других.

Чтение стихотворения Льва Болеславского “Слова”.

До речи родимой дотронусь-
И музыку на сто ладов!
Весеннее слово — влюбленность.
И есть еще краше — любовь.

Мне дороги рукопожатья,
Приветы и встречи вокруг.
Веселое слово — приятель,
И есть еще радостней — друг.

Бежит под зеленой косынкой
И хочет из чащи свернуть
Укромное слово — тропинка,
Но слово просторное — путь.

В рабочем нетихнущем гуде,
Я слышу, как Завтра встает.
Есть слово высокое — люди,
И есть еще выше — народ.

Исследование художественного слова (беседа с учащимися):

Какие слова вы выписали?

С помощью каких изобразительных средств автор смог передать свои чувства?

Эпитеты: весеннее слово, веселое слово, радостное слово, просторное слово, высокое слово.

Выпишите те эпитеты, которые подходят к вашему слову. Подберите по два-три своих эпитета. Что вы записали?

Ребята, можно ли назвать нашу работу словесной живописью? А какие еще нам понадобятся изобразительно-выразительные средства для нашей словесной живописи? Сравнения, метафоры. Подберите образное сравнение к вашему слову.

Создание художественной миниатюры.

На столе - листочки с крылатыми выражениями о дружбе, любви, народе (приложение 1). Выберите понравившиеся вам и перепишите одно-два себе на листочки. Почему вы выбрали эти слова?

О чем будет ваше Слово? Какую идею вы будете развивать в нем? Постарайтесь использовать разные виды связи между предложениями: цепную, параллельную. Используйте описательные обороты. На выполнение работы дается 5-7 минут.

Чтение работ (приложение 2).

Вы написали великолепные слова. И убедились в том, что создать текст не очень сложно, нужно только знать, о чем пишешь, и уметь находить нужные слова. Сегодня вы дали жизнь своим словам, еще раз подтвердив высказывание И.А.Бунина, потому что слова ваши проникнуты добротой, мудростью, пониманием друг друга.

Приложение 1.

Раздаточный материал.

О любви.

  1. Люблю отчизну я. М. Ю. Лермонтов.
  2. Люблю грозу в начале мая. Ф. И. Тютчев.
  3. Люблю весь мир.
  4. Любимая мамочка.

О дружбе.

  1. Друзья мои, прекрасен наш союз! А. С. Пушкин.
  2. Друзья познаются в беде.
  3. Без друзей меня чуть-чуть, а с друзьями много.
  4. Одни поддельные цветы дождя боятся. И. А. Крылов.

О народе.

  1. Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан. Н. А. Некрасов.
  2. Народ – это люди, это я.
  3. Человек - это звучит гордо. М. Горький.
  4. Талантлив русский народ!

Приложение 2.

Работы учащихся.

Слово о народе.

Народ – высокое слово. Народ – это люди, это я. Русский народ могуч и непобедим. Русская земля вырастила многих удивительных, талантливых людей. Народ напоминает огромное пшеничное поле, которое состоит из множества золотых колосьев. Каждый колосок - это человек, гражданин. Еще поэт Некрасов утверждал: “Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан”. Я люблю мою Родину и мой народ.

Ивасих Валерия

Слово о любви.

Любовь – весеннее, солнечное слово. Ведь любовь – это жизнь, а весной все просыпается, оживает.

Любовь огромна, как Вселенная, как бескрайний океан. Многим нравится купаться в нем.

Любовь велика, ведь в ней умещается и мама, и Родина, и гроза в начале мая, и весь мир!

Зайцев Евгений.

Слово о друге.

Друг – веселое, радостное слово. Друг – это плечо, на которое можно опереться в трудную минуту. Дружбы достоин только тот, кто сам надежен и верен. Настоящая дружба длится годами и никогда не кончается. А. С. Пушкин дружил с лицейскими товарищами Пущиным и Кюхельбекером всю жизнь. Он очень здорово сказал об этом: “Друзья мои, прекрасен наш союз!”

Жевлаков Константин.

Слово о любви.

Любовь… Какое чудесное слово! Оно звучит так нежно. Любовь – прекрасный цветок, он тянется к солнцу, а солнце – родной и близкий человек – мама. Любовь – чудесная белая птица, летящая в небо, а небо – родина. Мы любим родных и друзей, отечество и народ, и любовь наша бесконечна. Ее хватит на всех!

Я люблю природу:
Снег и холода,
Ясную погоду,
Села, города.

И родных, и близких,
И своих друзей…
Что бы ни случилось,
Нет любви нежней!

Гладких Дарья.