Урок-игра: "Повторение действий с десятичными дробями" в 5-м классе

Разделы: Математика


Урок-игра по теме: “Действия над десятичных дробей” проводится в виде “математического поезда”

Цель: проверить знание правил сложения, вычитания, умножения и деления с десятичных дробей, умение применять их в действии (в примерах, задачах).

Математический поезд” состоит из трех вагонов: мягкого, купейного, плацкартного.

Правила получения билета на проезд.

“Кассовый зал”.

Каждый ученик получает посадочный талон с заданиями и шесть жетонов.

1. Решив все задания, ученик обращается за получением билета.
2. Если ученик не может решить какое-либо задание, то обращается за помощью в справочное бюро. В зависимости от содержания справки определяется “плата”.

“Справочное бюро”.

1. Проверка правильности решения задания и указание ошибки проводится бесплатно.
2. За наводящий вопрос, помогающий найти путь решения задания, следует уплатить 1 жетон.
3. Плата за подсказку пути решения – 2 жетона.
4. Плата за решение – 3 жетона.

“Условия получения билета”.

1. Билет в мягкий вагон выдается при правильном решении всех заданий и предъявлении в кассу более 3 жетонов.
2. Правильное решение всех задач и наличие трех жетонов дает право на получение билета в купейный вагон.
3. В плацкартный вагон достаточно одного-двух жетонов при правильном решении всех заданий.

Ход урока.

“Кассовый зал”.

Разминка

1. Вспомним правила сложения и вычитания десятичных дробей.

Устно (у доски). Письменно (на листочке).

9- 4.3= 18.6 + 4.2 =
30.25 – 20.2 = 3.3 + 15 =
1.37 + 3.7 = 7.25 + 2.1 =
1.5 – 3/2 = 7.25 – 3.1 =
4/3 + 0.2 = 4 – 0.9 =
3/5 + 1.4 =  

2. Вспомним правило умножения десятичных дробей.

Устно (у доски). Письменно (на листочках).

6 * 0,8 = 5 * 0,8 =
0,4 * 0,3 = 0,6 * 0,7 =
0,5 * 0,08 = 5 * 0,06 =
4 * 0,25 = 0,3* 0,6 =
8 * 12,5 = 2 * 0,003 =
0,52 * 100 = 0,8 * 0,15 =
52 * 0,01 = 4 * 2,5 =
15 * 11 = 2,9 * 0,01 =

3. Вспомним правило деления на десятичную дробь.

Устно (у доски) Письменно (на листочках).

4 : 0,4 = 2 : 0,2 =
2,4: 1,2 = 5,6 : 0,8 =
2,5 : 0,05 = 0,8 : 0,02 =
4,2 : 0,21 = 28 : 0,14 =
592 : 100 = 763 : 1000 =
0,63 : 0,1 = 0,15 : 0,01 =

(Проверка письменных заданий проводится через кодоскоп).

“Посадочный талон”.

Письменно (в тетрадях)

Найти значение выражения

80,4 * 0,025 = 24,488 : 16 =
8,75 : 0.375 = 35,6 * (11,5 - 3/2) =
( 0,25 + 2,5): 0,5 =  

После проверки выдаются “посадочные билеты”: желтый флажок – в мягкий вагон, зеленый – флажок в купейный, красный – в плацкартный.

Внимание! Внимание! Поезд “Десятичные дроби” отправляется от станции “Гимназическая” до станции “Решай-ка”. Голос диктора об отправлении поезда со станции и о прибытии его на станцию следует записать на магнитофон. Этот маленький штрих импровизирует действительность, придает уроку серьезность и вызывает заинтересованность.

Голос диктора: “Едут в страну знаний, в дальние края

Умные ребята, верные друзья!”

Наш поезд прибывает на станцию “Решай-ка”. Вас встречает кандидат экономических наук “Среднее арифметическое””.

Устно

1. Как найти среднее арифметическое нескольких чисел?
2. Как найти среднюю скорость?
3. Как найти среднюю цену товара?
4. Как найти средний ежедневный заработок?
5. Как найти среднюю урожайность?

(Кодоскоп)

1. В волейбольной команде 2-м игрокам – по 21году, 3-м игрокам – по 20 лет, 1-му игроку – 24 года.
Каков средний возраст игроков команды? Ответ: 21 год.
2. Масса 4 цыплят – 5,5 кг, 6 цыплят – 7,4 кг. Вычислите среднюю массу цыпленка. Ответ: 1,29 кг.
3. Первое число в 3 раза меньше, чем второе число. Среднее арифметическое этих чисел равно 12. Найти эти числа. Ответ: 6 и 18.

Самостоятельна работа.

1. Найдите среднее арифметическое чисел 23,86; 22,7; 36,6 . Ответ: 27,72.
2. Катер за 2 часа прошел 22,7 км и за 3 часа прошел 42,8 км. Определите среднюю скорость. Ответ: 13.1 км.
3. Среднее арифметическое двух чисел 0,48. Одно из них в 1,4 раза больше другого. Найдите эти числа. Ответ: 0,4 и 0,56.

(Проверка решений через кодоскоп).

Поезд отправляется до станции “Весна”.

Задача (условие записано на доске). Поиск решения с классом.

Из одной скворечни одновременно в противоположные стороны вылетели два скворца. Через 0,15 ч между ними было 16,5 км. Скорость полета одного скворца 52,4 км/ч. Найдите скорость полета другого.

Решение.

1 способ: 2 способ:
1. 52,4 * 0,15 = 7,86(км) – пролетел первый. Vкм/ч t(ч) S(км)
2. 16,5 – 7,86 = 8,64(км) – пролетел второй. 1ск. – 52,4км/ч за 0,15ч. - 52,4 * 0,15
3. 8,64 : 0,15 =57,7(км/ч)- скорость второго. 2ск.– x км/ч 0,15 x,
Ответ: 57,6 км/ч. По условию задачи все расстояние 16,5км.
Уравнение 52,4 * 0,15 + 0,15x = 16,5.

Самостоятельное решение задачи.

С одного улья одновременно вылетели в противоположные стороны две пчелы. Через 0,15ч между ними было 6,3 км. Одна летела со скоростью 21,6 км/ч. Найдите скорость полета другой пчелы. Ответ: 20,4 км/ч.

Проверка. Два ученика решают задачу с обратной стороны доски: один арифметическим методом, другой – алгебраическим.

Станция “Угадай-ка”.

На этой станции ребят встречает Незнайка. Помогите Незнайке быстро исправить забавные неравенства (в нужном месте поставить запятые).

42 + 17 = 212 Верное решение: 4,2 +17 =21,2

3 + 108 = 408 3 + 1,08 = 4,08

57 – 4 = 17 5,7 – 4 = 1,7.

Диктор: “В вагонах работают контролеры, предъявите цветные карточки, полученные за верные решения заданий во время путешествия. Наш поезд возвращается на станцию “Гимназическая”!

Итог по количеству цветных карточек. Что мы повторили?

Путешествие окончено.