Внеклассная работа. Педагогическое шоу "А ну-ка, гувернанточки!"

Разделы: Технология, Внеклассная работа


Цели:

1. Демонстрация уровня развития профессионально-значимых личностных качеств и способностей.
2. Создание условий для самореализации личности.
3. Содействие сознательному профессиональному выбору.

Задачи:

1. Учащиеся должны показать уровень развития таких педагогически-значимых качеств и способностей, как:

– педагогическая мобильность, компетентность (в рамках программы обучения на профиле);
– любовь к детям, умение проникать в духовный мир ребенка;
– творческая индивидуальность, артистичность, обаяние, экспрессия, чувство юмора, целеустремленность;
– коммуникативная активность;
– интерес к профессии педагога.

2. Организовать соответствующее эмоционально-психологическое обрамление программы, способствующее самореализации учащихся:

– преодоление чувства страха, неуверенности в себе, боязни выступления перед большой аудиторией;
– ощущение собственного достоинства, индивидуальности, значимости;
– стремление показать свои возможности и добиться желаемого результата.

3. Подготовка учащихся к жизни и профессиональному выбору:

– самопознание, самопроекция на будущее;
– осознание соответствия своих личностных качеств с требованиями профессии педагога.

Оформление:

– сцена – рисунки, воздушные шары, плакат “А ну-ка, гувернанточки!”, “Древо познания” с листочками-заданиями (см. Приложение 2);
– медали для награждения в различных номинациях (см. Приложение 2);
– музыкальное оформление;
– реквизит для конкурсов (“Импровизационно-игровая педагогическая ситуация”, Парад пародий);
– карточки-задания.

Предварительная работа

Подготовка участников конкурса, ведущих программы, старшеклассников, принимающих участие в проведении театрализованных конкурсов: “Ассоциации”, “Импровизационно-игровая педагогическая ситуация”, “Парад пародий”.

Рисунок 1

Ход конкурса

Вступительное слово педагога

Добрый день, друзья! Мы рады приветствовать вас на нашем педагогическом шоу.

На педагогическом профиле Межшкольного учебного комбината занимается 150 замечательных учащихся, проявляющих особый интерес к профессии педагога. Что такое профессия педагога в век информационного общества? Это – профессиональная мобильность, компетентность, это – творчество, поиск, энергия и вечная молодость. С педагога начинается всё! Именно эта профессия стоит у истоков всех других профессий. Самая древняя профессия становится сегодня поистине современной, уникальной. И поднять её на должную высоту, придать ей новое звучание, новую социальную значимость предстоит вам, юные педагоги.

За два года обучения на профиле старшеклассники освоили первоначальные психолого-педагогические знания, получили представление о профессии педагога, сделали попытку осознания соответствия своих личностных возможностей требованиям профессии “учитель”.

Главная цель обучения на профиле - это самопознание, самосовершенствование и самопроекция на будущее. Банальная фраза: “Море профессий…” Но как важно не потеряться, найти себя в этом безбрежном пространстве. И у учащихся профиля была прекрасная возможность “примерить” профессию педагога.

Старшеклассники наблюдали уроки в школе, проводили внеклассные дела, работали отрядными вожатыми в школьных и загородных лагерях. А ещё организовывали воспитательную работу на дому у детей… Дело в том, что, помимо общей педагогической ориентации, выпускники профиля получают знания по индивидуальной работе с детьми младшего школьного возраста в качестве домашнего воспитателя: гувернантка (гувернёр). Будут ли они гувернёрами? Будущее покажет. Во всяком случае, теперь они точно знают, как надо воспитывать детей, и, будучи студентами, вполне могут зарабатывать свои карманные деньги.

Какими получились гувернантки в “нашем исполнении”, вы сегодня увидите на этой конкурсной программе.

Главный акцент нашего педагогического шоу - это демонстрация таких личностных качеств будущих педагогов, как творческая индивидуальность, наличие педагогических способностей, артистичности, обаяния, целеустремленности.

Удачи вам, гувернанточки!

Конкурсная программа

1-я ведущая:

Я не знаю пока, кем буду
Моё время – искать и дерзать.
Этот мир многолик, и всюду
Предстоит мне себя утверждать.

Добрый день! Вас приветствует педагогический профиль.

2-я ведущая:

На нашем профиле, по утверждению педагога, Ирины Николаевны, учатся только самые умные, самые талантливые девушки и юноши учебного комбината.

1-я ведущая:

Отобрать на конкурсе лучших из лучших было очень трудно. Но, в честной борьбе, преодолев три трудных этапа, юные педагоги заняли первые места в группах и сейчас предстанут перед вами. Пять групп - пять победителей.

Итак, приветствуем участниц конкурса.

Конкурсантки под музыку выходят на сцену. Ведущие представляют каждую из них.

Далее следует представление жюри.

1 конкурс

Визитка “Разрешите представиться!”

1-я ведущая:

Я знаю, как на мёд садятся мухи.
Я знаю смерть, что ищет, все губя,
Я знаю книги, истины и слухи,
Я знаю всё, но только не себя.

Франсуа Йон

Каждый человек – это маленькая Вселенная. Чтобы разобраться в себе, порой не хватает целой жизни. И все-таки попробуем?!

Конкурсантки в ярком, живом, эмоциональном варианте должны представить себя. Это могут быть музыкальная “визитка”, танец, композиция с группой поддержки, стихи, рассказ… Какая она? Мир увлечений, жизненные идеалы, мечты, девизы…

Вперёд, гувернантки!

Варианты визиток см. Приложение 1.

Жюри подводит итоги после каждого конкурса по семибалльной системе.

2 конкурс

Разминка “Почемучки”

2-я ведущая:

В камине теплится огонь.
Играют тени на стене.
Сомненьям – нет.
Прозренью – да.
Иди скорей, малыш, ко мне.

Гувернантка, дети… и вечные детские “Почему?” – понятия неразделимые.

Итак, отвечаем на детские “почему”. Ваш ответ может быть серьёзным, обстоятельным, даже “научным”. Но возможна и шутка, ведь шутка – это хороший выход из тупиковой ситуации. А чувство юмора – ценное качество для будущего педагога.

Примерные вопросы:

1. Можно ли нарисовать Невидимку?
2. Кто раскрасил радугу?
3. Почему крапива жжется?
4. Где ночует солнышко?
5. Можно ли построить из кубиков настоящий дом?
6. Почему картошка – картошка, а капуста – капуста?
7. Гречневая каша – из гречки. А гречка откуда?
8. Почему цветы красивые и душистые?
9. Почему летает шарик?
10. Почему зебра полосатая?

3 конкурс

“Древо познания”

1-я ведущая:

Наступает самый ответственный момент: теоретический конкурс.

За время обучения в комбинате мы изучали различные профессиональные премудрости: психологию, педагогику, методику организации педагогического процесса в индивидуальной работе с младшими школьниками, основы педагогического мастерства… И сейчас наши конкурсантки подойдут к "Древу познания”, сорвут с него по два листочка-задания (жёлтый и зелёный) и блеснут теоретическими знаниями.

Жюри оценивает уровень компетентности, умение использовать теоретические знания на практике.

Листочки-задания

(примерные варианты)

Зелёные.

Дать определение понятия. Понятия об ощущениях. Понятия о мышлении.
Понятие о личности. Понятия “гуманистическая концепция воспитания”.
Понятие “личностно-ориентированное воспитание”.

Жёлтые.

Вы – домашний воспитатель младшего школьника. Предложите разнообразные формы воспитательных дел по разным направлениям воспитания и формирования культуры в план работы гувернантки.

Духовная культура человека: “Я и Я”

Приобщение детей к физической культуре: “Я и здоровье”

Культура поведения как основа бытия: “Я и другие люди”

Основы гражданского, патриотического воспитания: “Я и Родина”

Экологическая культура и приобщение к ней: “Я и природа”

Рисунок 2

Рисунок 3

4 конкурс

“Приглашаем поиграть”

2-я ведущая:

Игра… не знает конца. Она - вся в настоящем. Может продолжаться бесконечно. Не думает о будущем, неувядаема в своей вечной юности. Продукт деятельности в ней не имеет значения. Ей нужен сам процесс деятельности.

С. И. Гессен

Друзья! Скоро вы закончите школу. Закроется последняя страничка детства. Но не стоит грустить. Впереди вас ждёт чудесная пора: молодость, студенчество. А пока мы предлагаем вам поиграть, вспомнить “детство золотое”. Поддержите наших конкурсанток.

Жюри оценивает методику проведения игры, организаторские навыки, эмоциональность.

Варианты игр с залом:

“Мы охотимся на льва”

“Мы сидели всем отрядом”

Опера “Ворона”

“Белое солнце пустыни”

“Театр” и др.

5 конкурс

“Ассоциации”

1-я ведущая:

И вот уже воображенье
Рисует дивные картины
И мысли нет моей предела,
И сквозь барьеры, паутины
Она летит, летит вперёд
И новый образ создаёт.

Вниманию участников предлагается небольшой этюд. О чём он? Какие ассоциации возникли у вас при его восприятии? Какие картины рисует ваше воображение?

Музыка. Этюд. На сцену выходят два кукловода. Они манипулируют куклами. Куклы радуются, общаются, затем ссорятся и засыпают. Куклы и кукловоды меняются местами, и всё повторяется с начала…

О чём эта зарисовка? Жюри оценивает уровень развития воображения, фантазии, творческого ассоциативного мышления. Разве без этих качеств может состояться настоящий педагог?

6 конкурс

“Импровизационно-игровая педагогическая ситуация”

2-я ведущая:

Вся жизнь – театр…
В нем женщины, мужчины,
Все – актеры.
У каждого есть выходы, уходы.
И каждый не одну играет роль.

В. Шекспир

Педагогическая ситуация – это почти всегда моментальный спектакль, который вовлекает в действо и ребенка, и педагога.

Сегодня тон задают дети, а будущие гувернантки должны быстро вникнуть в ситуацию и найти достойный, педагогически верный, выход в рамках обусловленных мини-сюжетом. В этой свободной импровизации им предстоит продемонстрировать умение проникать в духовный мир ребенка, обаяние, эмпатию, коммуникабельность. Но при этом следует проявить волевое воздействие на воспитанника и добиться желаемого результата.

Что ж, занавес. Гувернанточки, ваш выход. Играем достойно свою социальную роль.

Учащиеся профиля исполняют роли детей.

Варианты ситуаций

1. Ура! Я нашел машинку в песочнице. Такая красивая! Обязательно возьму ее домой и весь вечер буду играть.
2. Знаешь, сегодня я не буду делать домашнее задание. Не хочу! Все! Решено! И не надо меня уговаривать.
3. Нет, я буду смотреть этот фильм. Мама мне все разрешает смотреть. Ты же мне не мама!
4. Не хочу я этот суп. И каша – противная. Не буду есть. Объявляю голодовку.
5. Девчонки играют в дом, а меня не берут. Я хочу играть вместе с ними. (Плачет.)

7 конкурс

“Юные философы”

1-я ведущая:

У ночи – мрак,
У листьев – шум,
У ветра – свист,
У капли – дробность.
А у людей – пытливый ум
И жить упорная способность.

Л. Мартынов

С давних времен человека терзали вечные вопросы о смысле жизни, о законах бытия. Философы разных эпох и народов оставили нам, потомкам, драгоценное наследство в виде уникальных размышлений.

Попробуем предугадать, что хотели сказать великие умы прошлого. Продолжим фразу. Чьи варианты будут ближе к оригиналу?

Фразы для размышлений

“Тому, кто не постиг науки добра, всякая иная наука…(приносит лишь вред)”.

М. Монтень

“Когда его однажды хвалили дурные люди, он заметил: … (“Боюсь, не сделал ли я чего-нибудь дурного”).

Антисфен

Чьи экспромты близки к истине?

Кто был самым мудрым сегодня?

8 конкурс

“Парад пародий”

2-я ведущая:

А сейчас вам предстоит увидеть самый яркий конкурс программы. Наши гувернанточки приготовили пародии на звезд эстрады. И так, шоу в шоу: “Парад пародий”! Участникам предоставляется возможность продемонстрировать уровень развития креативных данных (способность к творчеству). Пусть это будет фейерверк юмора, артистичности, экспрессии, зажигательности и, конечно, хорошего вкуса.

Приветствуем наших блистательных конкурсанток!

1-я ведущая:

Наше педагогическое шоу подошло к концу. Приглашаем на сцену всех участниц этого замечательного праздника. Сейчас жюри огласит имена победителей. Кто-то из гувернанточек не займет первого места, но не стоит огорчаться, потому что сегодня все вы были самые, самые… Великолепно сказал Гомер: “Боги и дети живут там, где их хвалят”. Сегодня все эпитеты и метафоры – ваши. Вы – самые умные, самые творческие, самые талантливые! Каждая из вас буквально покорила сердца зрителей.

2-я ведущая:

Но конкурс – это всегда конкурс. Слово жюри.

Жюри. Подведение итогов конкурса

1, 2, 3 места. Награждения “медалями” в номинациях:

“Супер-гувернанточка”, “Мисс-артистичность”, “Мисс-элегантность”, “Мисс-умница”, “Мисс-улыбка”

1-я ведущая:

Благодарим за внимание. До новых встреч на нашем педагогическом профиле!

Рисунок 4

Приложение

Моя визитка

Семнадцать лет тому назад
В одном родильном доме
Явилась девочка на свет,
Я с ней вас познакомлю.
При появлении на свет
Она кричала громко.
В детском саду лет до семи
Стихи читала звонко.
Но вот настал последний день
Ее седьмого лета,
И в самый первый школьный день
Она идет с букетом.
Училась в школе хорошо,
Пятёрки получала,
И каждый вторник УПК
Прилежно посещала.
И вот сейчас она стоит
На сцене перед вами,
И на жюри она глядит молящими глазами.
И, кстати, все у неё – о кей!
Уверена, жива, здорова.
И звать ее не как-нибудь,
А Наточка Гилёва.

Я добродушна, весела, улыбчива не в меру.
В друзьях своих всегда ценю любовь, надежду, веру.
Люблю с друзьями в летний день
На пляже поваляться,
Ну, а в морозный ясный день
На лыжах покататься.
Живет мечта в душе моей.
На свете нет ее важней
Хочу учителем я быть,
Себя всю детям посвятить.

Про Лену

Я услышала про конкурс
И решила не отстать.
Всех быстрее побежала,
Чтоб участницею стать.
О себе скажу немного,
Да и много не сказать.
Просто времени не хватит,
Чтобы все вам передать.
Я пою, ещё танцую
И немного я рисую.
Если попросту, я – Лена,
Ну, а в классе я Елена.

Милые веснушки,
Ленточка в косе.
Кто не знает Лену?
Лену знают все.
Леночка – ударница,
Лена – кулинар,
Лена – парикмахер,
Лена – комиссар.
Кто в олимпиадах
Высший балл берёт?
Это Кайгородцева к знаниям идёт.
Классный вечер в школе,
Лена – заводила.
А дома маме с папой всё по-английски доложила.

Свои поделки Леночка
Дарит в день рождения
Подружкам, одноклассницам
И всем на удивление.
Мечты у нашей Леночки,
Наверное, сбываются.
Детским педагогом
Стать она пытается.
Я знаю психологию,
Английский изучаю,
Характер очень строгий себе приобретаю.