Открытый урок по русскому языку с использованием компьютера "Правописание личных окончаний глаголов" (6-й класс)

Разделы: Русский язык

Класс: 6


Одной из особенностей русского языка является большой объем работы, которую необходимо выполнить для приобретения соответствующих умений и навыков, а также характер работы: выполнение упражнений из учебника, дидактического материала.

С приходом в школу ЭВМ появилась возможность интенсифицировать преподавание русского языка, повысить темп современного урока, увеличить объем коммуникативных упражнений за счет сокращения затрат времени на различного рода переписывания. Увеличивается доля самостоятельной работы с одновременным усилением индивидуального обучения, организуется активная познавательная деятельность каждого ученика.

Информационные технологии предназначены для организации и поддержки учебного процесса.

Компьютер как современное техническое средство обладает уникальными обучающими возможностями.

1. Компьютер как демонстрационное средство наглядности (интерактивной наглядности). Особенно активно взаимодействие учащихся с динамическими таблицами, опорными схемами, таблицами.

Например, при повторении спряжения глаголов учащимся 6-го класса предлагается задание.

Заставить говорить молчащую таблицу.

?

?

Глаголы на - ить

?

7 глаголов на – еть:

?

4 глагола на – ать

?

Все остальные глаголы

?

?

Таблица заполняется в ходе беседы, на экране появляются записи в цвете.

Все это облегчает восприятие и понимание грамматического материала, позволяет ярко предъявлять языковую наглядность, материализовать ее с помощью подчеркиваний, цвета.

Такие таблицы, схемы, алгоритмы может подготовить к уроку каждый учитель, имеющий навыки работы с компьютером.

2. Использование компьютера при выполнении тренировочных упражнений, целью которых является первичное закрепление знаний и умений. Они позволяют сокращать время на переписывание текстов, когда необходимо только объяснение написания слова.

Для тренировки орфографических и пунктуационных навыков в 5-9-х классах применяю программу- тренажер “Фразу”. Учебный материал распределен по классам, темам. Каждая тема содержит несколько вариантов по степени сложности. Темп работы в режиме тренировки индивидуален, поскольку переход к следующему кадру осуществляется самим учеником. Для учащихся предусматривается подсказка. При неправильном ответе на экране высвечивается правило. При правильных ответах машина выдает реплику “Молодец!”

Использование на уроке тренировочной компьютерной программы дает возможность учителю осуществлять оперативный контроль промежуточных результатов мыслительной деятельности учащихся, позволяет повысить темп урока, увеличить его педагогический эффект.

3. Использование компьютера для осуществления контроля знаний учащихся с учетом их индивидуальных особенностей. Программа “Фраза” может быть направлена на диагностику степени усвоения учениками конкретного правила. Перед началом работы с контролирующей частью программы учащимся предлагается ввести фамилию и имя , чтобы получить распечатку с указанием ошибок для планирования дальнейшей индивидуальной работы с учащимся. В контролирующем режиме работы программы ведется протокол, где фиксируется количество заданий и полученных правильных ответов. По результатам работы выставляется оценка.

Словом, использование компьютера повышает мотивацию обучения, самостоятельность, развивает мышление, расширяет наглядность, вносит личностно-ориентированный аспект дифференцированного обучения.

Однако ведущая роль на уроке остается за учителем, а компьютер является многофункциональным помощником, методическим инструментом наряду с другими средствами обучения.

Урок русского языка в 6-м классе.

Тема:

Правописание безударных гласных в личных окончаниях глагола.

Цели:

систематизировать и закрепить знания учащихся о глаголе, полученные ранее;
совершенствовать навыки написания личных окончаний глагола;
формировать навыки связного изложение мыслей как устной, так и письменной форме;
развивать: познавательные интересы учащихся; самостоятельное мышление; умение анализировать языковый материал, обобщать, делать выводы;
воспитывать культуру речи.

Оборудование:

компьютерные программы,
карточки с заданиями,
орфографические словари,
орфоэпические словари.

ХОД УРОКА:

Оргмомент

Запись темы урока.

Беседа.

Новая ли для вас эта тема? (Учащиеся отмечают, что изучали глагол в 3 классе)
Почему к ней обращаемся вновь? (Тема трудная, дети допускают ошибки в правописании).

Словарная работа.

Цель: сформировать орфоэпически правильную речь, повторить грамматические свойства инфинитива.

Слова на экране.

Объясните разное произношение глаголов:

бронировать – бронировать

Произнесите слова в словосочетании или предложении:

Заиндеветь,
Пломбировать,
Премировать.

Искриться

(Знакомство с произношением данного слова)

Почему слово обозначено другим цветом? (Новое слово, не знакомы с его произношением)

Найдите слово в словаре, объясните особенности произношения этого слова. (Слово можно произносить, ставя ударение на первый или второй слоги).

Произнесите данное слово в предложении. (Учащиеся составляют предложения с данным словом).

Беседа.

В какой форме представлены глаголы на экране? (В инфинитиве)

Какие грамматические свойства имеет инфинитив?

Определите вид и возвратность слова “искриться”.

Почему повторили инфинитив. Соотнесите с темой урока. (Чтобы правильно написать личное окончание глагола.)

Работа с динамической таблицей.

Цель: повторить спряжение глагола.

Задание: Заставить говорить молчащую таблицу.

?

?

Глаголы на - ить

?

7 глаголов на – еть:

?

4 глагола на – ать

?

Все остальные глаголы

?

?

Таблица заполняется в ходе беседы, на экране появляются записи в цвете.

2 спряжение

1 спряжение

Глаголы на - ить:

(кроме

брить, стелить, зиждиться)

7 глаголов на – еть:

видеть

ненавидеть

обидеть

смотреть

вертеть

терпеть

зависеть

4 глагола на – ать

слышать

дышать

держать

гнать

Все остальные глаголы

В окончании пиши И, А (Я)

Е, У (Ю)

Задание: Пользуясь таблицей, распределите глаголы по спряжениям:

Обижать, обидеть, стелить, клеить, баловать, закупорить, облегчить, бороться.

(Работа в тетради)

Самопроверка. Слова на экране. Учащиеся сверяют свои записи.

1спряжение 2 спряжение
Обижать
стелить
баловать
бороться
Обидеть
клеить
закупорить
облегчить

Формирование навыка написания личных окончаний глагола.

Поставить глаголы обидеть, обижать в форму 3л. ед. ч.

Обид.т

Обижа.т

Является ли пропущенная буква орфограммой?

Что нужно знать, чтобы не ошибиться в написании?

Коллективное составление алгоритма применения правила.

Алгоритм на экране. Каждый этап алгоритма появляется на экране в ходе беседы с учащимися.

Выделяю окончание и смотрю, ударное оно или безударное

Ударное

Безударное

Пишу, как слышу

Ставлю глагол в инфинитив и определяю, оканчивается ли он на - ить

на - ить

(кроме брить, стелить, зиждиться)

не на – ить.

Смотрю, входит ли он в состав 11 глаголов исключений

Значит, глагол 2 спряжения, пишу в окончании

и, а (я)

ДА

НЕТ

Глагол 2 спряжения, пишу в окончании

и, а (я)

Глагол 1 спряжения, пишу в окончании

е, у (ю)

Объяснение по алгоритму правописания глаголов обид_т, обижа_т.

( Слова записываются в тетрадь и обозначается орфограмма).

Тренировка в применении алгоритма.

Компьютерная программа. На неправильный ответ ЭВМ реагирует, на экран выводится правило правописания безударных гласных в личных окончаниях глаголов. Темп работы в режиме тренинга индивидуален, поскольку переход к следующему предложению осуществляется нажатием клавиши пробела самим учащимся.

Вставить пропущенную букву.

    1. Ноги нос_т, а руки корм_т.
    2. Крепкую дружбу топором не разруб_шь.
    3. Не то друг, кто медом маж_т, а тот, кто правду скаж_т.
    4. Скаж_шь – не ворот_шь, напиш_шь не сотрёшь, отруб_шь – не пристав_шь.
    5. Не по словам суд_т, а по делам
    6. Веника не перелом_шь, а по прутику весь перелома_шь.

По окончании работы производится самоанализ. Учащиеся называют слова, в которых допустили ошибки, определяют причину, объясняют правильное написание.

Работа с поэтическим текстом.

Заунывный ветер гонит
Стаю туч на край небес.
Ель надломленная стонет,
Глухо шепчет темный лес.
   Н. А. Некрасов

Выразительное чтение.

Определение стилистической роли глаголов.

Задание. Составить упражнение для соседа по парте. Заменить буквы точками для того, чтобы он вспомнил изученное правило.

(Работа в тетради)

Проверка. Работа в парах, учащиеся предлагают друг другу свое задание и объясняют правописание личных окончаний глаголов.

Проверочный тест.

Компьютерная обучающая программа-тренажер “Фраза” с оценкой знаний учащихся. Тема 25, вариант 245. По окончании работы компьютер выводит итоговую отметку, отражающую степень усвоения изученной темы.

Учащиеся анализируют свою работу.

Лабораторная работа.

“Правописание безударной гласной в личном окончании глагола”

Цель:

проверка усвоения теоретических знаний;
развитие навыков письменной речи;
побуждение учащихся к творческой деятельности.

Дано:

Предложение:

Доктор лечит детей, и они скоро выздоров…т.

Цель работы: написать правильно глагол, обосновать свое мнение.

Ход работы.

Обратитесь к алгоритму.

Проведите наблюдения над словом. При необходимости обратитесь к орфографическому словарю.

Подведите итог работы.

Учащиеся оформляют работу в тетради.

Итог урока.

Обсуждение работ.

Описание работы.

Читаю предложение. Мое внимание привлекает слово с пропущенной буквой. Определяю, что орфограмма находится в личном окончании глагола. Я знаю, что для того чтобы верно написать окончание, нужно поставить глагол в инфинитив и определить спряжение. Ставлю в инфинитив, но не могу определить спряжение, так как сомневаюсь в правописании суффикса перед - ть.

Обращаюсь к орфографическому словарю и запоминаю написание данного слова в инфинитиве “ выздороветь”.

Далее рассуждаю по алгоритму: “Глагол “выздороветь” не оканчивается на – ить, не входит в состав 11 глаголов - исключений. Значит, он относится к 1 спряжению, в окончании пишу –ю”.

Вывод: В глаголе “выздоровеют” окончание – ют, так как он относится к 1 спряжению”.

(Работа ученика 6-го класса Гладышкевича Максима).