Проведение урока истории в нетрадиционной форме: "Основные вехи в истории России XVI—XVIII веков"

Разделы: История и обществознание


Цели и задачи: - повторение и обобщение пройденного материала;

- развитие умения формулирования и конкретизации ответов на вопросы;

- воспитание объективности в самооценки, стремления самоутверждения личности

- подведение итогов изучения темы.

Оборудование урока: - карта путешествия;

- карточки с заданиями;

- рыбки, удочка для игры “Историческая рыбалка”;

- жетоны;

- карты самоконтроля и предложений учащихся;

- фонограммы шума моря и леса.

План урока:

I. Сообщение темы и задачи урока.

Инструктаж по условиям урока-игры.

II. Проведение игры-путешествия:

1.Замок исторических вопросов.

2.Замок дат.

3.Озеро исторических задач.

4.Град исторических терминов.

5.Ярмарочная площадь.

6.Град юбилейный.

7.Роща загадок.

III. Подведение итогов урока.

На протяжении нескольких месяцев мы изучали историю России XVI – XVIII веков. На этом уроке вы должны повторить и в определенной степени обобщить учебный материал по данной теме, также закрепить в памяти исторические понятия, необходимые факты, даты. Все это будет проходить в форме игры - исторического путешествия. И у меня сегодня к вам просьба – прежде всего, поиграть от души, со спортивным азартом. На доске маршрут нашего путешествия по государству “История”, в нем каждый камешек, каждая березка в роще связана с историей нашей страны.

Уже в старину на границах Российского государства были учреждены таможенные избы, где со всех проезжающих брали “мыт” - или пошлину. В нашей игре мыт – это ваши ответы на вопросы. За каждый правильный ответ – вы будете получать баллы. Если к концу нашего путешествия вы наберете: - 23 – 24 балла – то ваша оценка “5”.

- 18 – 22 балла – то ваша оценка “4”.

- 17 – 12 баллов – то ваша оценка “3”.

Если вы наберете меньше 12 баллов – то вам придется повторить путешествие.

Все письменные задания необходимо выполнять за определенное время, если вы не успеете, то будете оштрафованы. А если наоборот – сделаете быстрее, то получите возможность заработать дополнительные баллы. Проверять ваши письменные задания мне помогут консультанты – ученики 11-х классов. За устные ответы вы будете получать гривны: 1 гривна = 1 баллу. В конце путешествия подсчитаем баллы, которые Вы наберете! Ну что, ребята, готовы? Тогда в путь!

1 станция нашего путешествия – “Замок исторических вопросов”.

1). Кто является первым русским царем? (Иван IV).

2). Кто начал покорение Сибирского ханства? (Ермак).

3). Когда в России оформилось крепостное право? (1649г., Соборное уложение).

4). Сколько самозванцев было в России? (2).

5). С какого года в России начинает править династия Романовых? (с 1613г.)

6). Как звали первого представителя династии Романовых? (Михаил).

7). Почему современники называли XVII век – “бунташным”?

8). Сколько лет длилась Северная война? (21 год).

9). Что произошло раньше: восстание под руководством Степана Разина или Емельяна Пугачева?

10). Какое главное событие решило исход Северной войны?

11). С какой целью и при каком царе происходила Северная война?

12). Назовите императоров и императриц, правивших в XVIII веке?

13). Что такое импорт?

14). Что такое экспорт?

15). Назовите известных Вам полководцев и флотоводцев XVIII века?

2 станция нашего путешествия – “Замок дат”.

В течение учебного года мы изучили их большое количество. И сейчас Вам предстоит выполнить задание, установить соответствие между событиями и датами. На своих листах Вы должны написать цифры (означающие событие), а рядом букву (означающую дату этого события). Кто раньше справится с заданиями – получит возможность выполнить дополнительное задание.

УСТАНОВИТЕ СООТВЕТСТВИЕ

1

Полтавская битва

А

1700-1721

2

Разделы Речи Посполитой

Б

1709

3

Северная война

В

1682 – 1725

4

Царствование Екатерины II

Г

1772, 1793, 1795

5

Крестьянская война под предводительством Е.И.Пугачева

Д

1773 - 1775

6

Швейцарский и итальянский походы А.В.Суворова

Е

1714

7

Сражение при Гангуте

Ж

1799

8

Царствование Петра I

З

1762 - 1796

3 станция нашего путешествия – “Озеро исторических задач”. В нем плавают рыбки, на которых написаны краткие характеристики людей, живших в XVIII веке. Вы должны догадаться, о ком так говорили.

РЫБКИ – ВОПРОСЫ:

1). “Работник на троне” (Петр I)

2). “Великий помор” (М.В.Ломоносов)

3). “Державный младенец” (Иван VI)

4). “Просвещенная императрица” (Екатерина II)

5). “Амператор Петр III ” (Е.И.Пугачев)

6). “Бунтовщик хуже Пугачева” (А.Н.Радищев)

Молодцы, хорошо справились с этим заданием. Продолжаем путешествие.

4 станция – “Град исторических терминов”.

Возьмите листочек с заданиями и в течение 6 минут, раскройте содержание 6 терминов. Кто быстрее справиться с заданиями, может получить возможность заработать дополнительные баллы.

ТЕРМИНЫ:

- Абсолютная монархия;

- Крепостное право;

- Мануфактура;

- Меркантилизм;

- Сословия;

- Рекрутский набор.

5 станция – “Ярмарочная площадь”

Сейчас Вы должны будете рассмотреть картинки, символы и догадаться, каким историческим событиям они посвящены.

1). Ножницы

2). Новогодняя ёлка

3). Собачья голова и метла

4). Трубка, картофель, томаты

5). Крестьянские лапти, вилы, топор, костер

6). Держава, окруженная семью боярскими шапками.

6 станция – “Град юбилейный”.

Эпиграф:

“…Люблю тебя, Петра творенье,

Невы державное теченье,

Береговой её гранит,

Твоих оград узор чугунный,

Твоих задумчивых ночей

Прозрачный сумрак, блеск безлунный,

Когда я в комнате моей

Пишу, читаю без лампады,

И ясны спящие громады

Пустынных улиц, и светла

Адмиралтейская игла,

И не пуская тьму ночную

На золотые небеса,

Одна заря сменит другую

Спешит, дав ночи полчаса….”

А.С.Пушкин.

Возьмите листочки и ответьте на 4 вопроса, посвященных юбилею Санкт – Петербурга.

ВОПРОСЫ:

1). Назовите дату основания Санкт – Петербурга.

2). Назовите первое здание, построенное в Санкт – Петербурге.

3). Назовите главную улицу города.

4). Перечислите известные Вам памятники архитектуры и скульптуры Санкт – Петербурга.

Наше путешествие подходит к окончанию и нам,осталось проехать через последнюю станцию.

7 станция - “Роща загадок”.

Загадка – это не просто вопрос, это такой маленький ключик от тайны. Я считаю, что с её помощью легче узнать, что за человек твой знакомый, как у него с чувством юмора, догадлив ли он, как поведет себя в трудных обстоятельствах. Наши предки понимали, что бы подружится с удачей, надо быть умным, хитрым и ловким. Поэтому они испытывали человека с помощью упражнений на сообразительность. Сейчас я проведу подобное испытание с вами.

ЗАГАДКИ:

1)

Под дубком, дубком

Свернулась клубком –

И с хвостиком.

( Репа)

2)

Красна, а не девка,

С хвостом, а не мышь.

( Морковь)

3)

Промеж грядок,

Лежит гусь, гладок.

( Огурец).

4)

Комковато, ноздревато

И мягко, и ломко

И всех милей.

( Хлеб).

5)

Чиста, да не вода,

Клейка, да не смола,

Бела, да не снег,

Сладка, да не мёд.

От рогатого берут

И живулькам дают.

( Молоко).

6)

Красненькие сапожки

В земле и лукошке.

( Свекла).

7)

В воде родится,

А воды боится.

( Соль).

Вот и подошло к концу наше путешествие. И в завершение его мне хочется прочитать такое стихотворение:

“Времена теперь другие

Как и мысли, и дела.

Далеко ушла Россия от страны

Какой была.

Умный, сильный наш народ

Свою землю бережет.

А преданья старины

Забывать мы не должны!

Слава русской старине

Слава нашей стороне!"

Сейчас наши консультанты подсчитают количество баллов, которое Вы набрали. А Вы заполните карту самоконтроля и предложений.

Моменты урока, вызвавшие интерес.

Что не понравилось на уроке.

Моя оценка за урок по пятибалльной системе.

Мои предложения по уроку.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.

9.10.2003