Система экономического образования МОУ "Юбилейная СОШ"

Разделы: Администрирование школы, Экономика


В современных условиях экономическое образование начинает занимать доминирующее положение среди школьных общественных дисциплин в формировании мировоззрения школьника. Экономическое образование приобретает все большее значение, по большому счету – это инвестиции в будущее России. Экономика в школе – это не только способ распространения базовых экономических концепций, но и средство формирования, развития личности, адаптации ее к социально–экономическим условиям.

Наша школа – это школа, где идет поиск и становление нового содержания образования, новых форм педагогического труда, направленных на формирование личности способной к самоопределению, саморазвитию и самореализации. Мы хотим, чтобы наши выпускники смогли не только безболезненно адаптироваться и вступать в экономические отношения, но активно участвовать в их преобразовании.

Основы экономических знаний начали изучаться в школе с 1993 года. В процессе работы мы пришли к выводу, что экономику, как и другие предметы, нельзя изучать два–три года по одному часу в неделю. Совместно с сотрудниками РАО в 1995 году была разработана и в 1996 году утверждена экспертным советом управления образования администрации Вологодской области концепция непрерывного экономического образования в МОУ “Юбилейная СОШ”, разработана программа реализации концепции.

В результате реализации концепции и программы непрерывного экономического образования в школе сложилась система непрерывного экономического образования.

Т–1.

Система экономического образования.

Экономическое образование в учебно–воспитательном процессе. Внеурочная воспитательная работа в классах и группах продленного дня. Внеклассная воспитательная работа во вне учебное время. Внешкольная работа. Взаимодействие семьи и школы.

Каждый элемент данной системы складывается из отдельных подэлементов или конкретных видов деятельности участников образовательной среды.

Т–2.

Экономическое образование в учебном процессе.

Предметное изучение экономики. Экономическое образование через предметы учебного плана школы. Факультативные занятия.

Система непрерывного школьного экономического обучения складывается из последовательных циклов, в каждом из которых решается определенная задача, достигается промежуточная или конечная цель обучения.

Первый цикл – начально–ознакомительный предназначен для учеников начальной школы, вплоть до 4 класса. Его задача – ознакомить детей с экономической азбукой, ввести с помощью игр, решения простейших задач, практикумов, экскурсий в мир экономики. Данная задача решается посредством использования авторской региональной программы “Я и экономическое окружение”.

Второй цикл – 5 – 9 класс – изучение экономики личности, семьи, предприятий, страны, мира в самом общем виде, в непосредственной связи с жизнью, с окружающей средой, во взаимодействии с другими предметами, изучаемыми в школе. Цикл направлен на формирование у учащихся основ экономического мышления, целостного представления об экономике, понимания сути экономических явлений.

Третий цикл представляет системное изучение основ экономической теории, рассчитанных на учеников 10–11 классов.

Изложенная система циклового непрерывного обучения экономике воплощена в форме учебных программ по каждому курсу, увязанных между собой и с программами смежных предметов, т.е. с отображением в них межпредметных связей.

Таким образом, система экономического образования в школе пос. Юбилейный опирается на принцип непрерывности экономического обучения в школе, охватывающего все классы с первого по одиннадцатый.

В качестве основы непрерывного изучения экономики в школе приняты учебные программы по экономике для 1–11 классов, разработанные И.В.Липсицем, Л.В.Антоновой, Л.Л.Любимовым, С.И.Ивановым.

В начальной школе ведется авторский курс “Я и экономическое окружение”. Тесно увязанный с краеведением, историей, окружающим миром, математикой.

В средних классах изучение предмета “Экономика” привязано к параллельному изучению граждановедения, истории, иностранного языка, математики, естественных наук.

Для учеников 10–11 классов предлагается предмет “Основы экономических знаний”, дающий учащимся знания в области теоретической экономики.

Современная педагогическая наука утверждает, что для продуктивного усвоения учеником знаний и для его интеллектуального развития средствами разных предметов школьного курса чрезвычайно важно установление широких межпредметных связей; как между разделами учебных курсов, так и между разными предметами в целом. Такой подход характерен для нашей системы непрерывного экономического образования. Межпредметные связи экономики с другими предметами учебного – дин из важнейших элементов системы экономического образования. Они служат способом раскрытия в содержании обучения современных тенденций развития науки. Благодаря межпредметным связям наука предстает перед учащимися не только как система знаний, но и как система методов. Межпредметные связи способствуют реализации принципа научности в содержании обучения.

Следует особо отметить роль учителя в реализации межпредметных связей, так как именно его роль ключевая, главенствующая. Она заключается прежде всего в отборе материала, который предусматривает межпредметные связи, в выборе методов, форм и приемов обучения, направленных на наиболее успешное усвоение материала.

Уроки с использованием интегрированного материала – это всегда творчество и нестандартный подход к занятию; такие уроки способствуют более глубокому усвоению знаний, позволяют достичь обобщений и приближаться к пониманию общей картины мира. Они обладают ярко выраженной прикладной направленностью и, несомненно, вызывают познавательный интерес учащихся.

Экономику принято считать гуманитарной дисциплиной, но уникальность изучения экономики в школе заключается в том, что она требует применения инструментария как гуманитарных, так и точных наук, тем самым способствуя формированию интегрированного способа мышления. Современная экономика – наука точная. Кроме того, математическое описание экономических явлений естественным образом приводит к идее составления школьных экономико–математических задач. А задачи, как показывает опыт преподавания самой математики, является отличительной основой для освоения и осмысления учащимися изучаемого материала.

Увы, анализ посещенных уроков математики и экономики показал, что в ряде случаев педагоги игнорируют задачи экономического содержания (задачи, решение которых требует применения специальных знаний). Данная проблема требует безотлагательного решения. Ее решение будет способствовать повышению эффективности учебно–воспитательного процесса.

Кроме математики, экономика прекрасно сопрягается с другими предметами учебного плана, что способствует сознательному усвоению содержательного материала, повышению качества знаний учащихся. Знания учащихся становятся более полными, систематизированными, повышается познавательный интерес к предмету и развивается познавательная активность. Реализация межпредметных связей в обучении эффективно решает задачу уточнения и обогащения конкретных представлений учащихся об окружающей действительности, о человеке, природе и обществе и на их основе – задачу формирования понятий, общих для различных учебных предметов, которые являются объектом изучения различных наук. Усиливая их на одном уроке, ученик углубляет свои знания о признаках опорных понятий, обобщает их, устанавливает причинно– следственные связи.

Благодаря возможностям подобной системы преподавание носит прикладной характер, и в сознании учеников формируется более объективная и всесторонняя картина мира, ребята начинают активно применять свои знания на практике. И учитель по–новому видит и раскрывает свой предмет, яснее осознавая его соотношение с другими науками. Для разработки тематического планирования с установлением межпредметных связей и возможностей интегрирования, учителю, прежде всего, необходимо изучить программу и содержание экономических курсов, проанализировать уровень подготовленности учеников класса, оценить их психологические особенности и познавательные интересы. Очень полезны потэому взаимопосещения учителей, чтобы согласовать и скорректировать педагогические действия. Трудности, существующие в их учебной деятельности, могут быть одним их препятствий использования метода интеграции. Порой успешное изучение школьниками одного предмета требует наличия у них определенных знаний и умений по другому. Например, решение задач по экономике требует чисто математических навыков, а управление компьютером связано со знанием соответствующей английской лексики. Но отказ от установления межпредметных связей, интеграции делает преподавание неполным, неполным, ущербным, недостаточным. Ребенку трудно представить картину мира, ведь мир един, он пронизан бесчисленными внутренними связями, так, что нельзя затронуть ни одного важного вопроса, не задев при этом и множества других. В подобных случаях требуется сравнение, сопоставление, а это также есть основание для интеграции.

Таким образом, урок, отвечающий требованиям системы, которую мы пытаемся создать, должен представлять новое сложное единство, объединение понятийно–информационной среды школьного курса экономики и других учебных предметов. На уроках должны решаться задачи сравнительно–обобщающего изучения материала и эффективность урока выражается в умении школьников сопоставлять и противопоставлять явления и объекты, устанавливать связи и закономерности между ними, применять выработанные учебные умения.

К сожалению, на сегодняшний день интеграция экономики и других предметов учебного плана школы требует значительных усилий педагогического коллектива. Несмотря на внешнюю легкость установления информационных межпредметных связей экономики и других предметов число заданий экономического содержания в учебных курсах является крайне ограниченным. Например, анализ учебников по алгебре для 9 класса показывает, что задачи экономического содержания практически не входят в курс математики, их рассматривают, как нечто второстепенное, не имеющее самостоятельной ценности и дополнение к арифметическим знаниям.

Т–3.

Авторы учебников. Всего задач Всего задач экономического содержания Всего задач экономического содержания в процентах от общего количества

Алимов Ш.А.

150

3

2%

Макарычев Ю.Н.

139

1

0,7%

Анализируя наиболее популярные учебники по экономике мы пришли к следующим результатам:

Т–4.

Автор учебника Всего заданий Всего математических заданий Процент математических заданий от общего количества

Автономов В.С.

73

4

5,5%

Липсиц И.В.

62

14

22,6%

В учебнике Липсица И.В. из 62 заданий почти четвертая часть математических заданий (22,6%). Это связано с тем, что учебник предназначен для классов с углубленным изучением экономики, где многие темы более подробно и больше времени для решения заданий.

Таким образом, приведенный выше анализ количественных соотношений в системе изучения алгебры 9 класса показывает, что содержание соответствующих учебных пособий не предусматривает практически, задач экономического содержания, здесь в основном задачи на движение, на работу, физические задачи и задачи биологического содержания. В учебниках экономики незначительное количество математических заданий, но очень много теоретических вопросов.

Учитывая, что математика и экономика необходимо интегрируются при серьезном подходе к изучению обеих дисциплин, учителям приходится подбирать и разрабатывать задания с экономическим содержанием. Вышесказанное характерно для всех предметов учебного плана школы.

Содержательно–методический критерий подбираемых заданий реализуется за счет доступности содержания, усиления практической направленности и установления межпредметных связей экономики и других предметов.

В основу составления предметных сборников заданий положен модульный принцип, при котором на основе тематического планирования, конструируется экономический модуль, т.е. те вопросы экономики, которые изучаются в рамках темы. Основной принцип данного подхода – Metron Ariston. (Главное – мера).

Т–5.

Темы курса

Предметное содержание темы

Экономический модуль.

Реализация экономической ориентации школьных курсов создает новые возможности усиления их взаимосвязи с практической деятельностью, повышает общую культуру и экономическую грамотность учащихся.

Нужный уровень экономической подготовки достигается в процессе обучения, ориентированного на широкое раскрытие связей экономики с другими предметами, с окружающим миром, современным производством. Особо следует выделить интегративные связи экономики и математики. Значимость таких связей обусловлена тем, что многочисленные математические закономерности широко используются в организации, технологии, экономике современного производства, в конкретных производственных процессах; умения и навыки по математике, предусмотренные школьной программой, находят непосредственное применение в производительном труде; процесс экономического образования и воспитания в современных условиях немыслим без опоры на математические знания.

Связь преподавания математики с экономикой является действенным средством реализации принципа единства теории и практики. Она позволяет “материализовать” знания школьников, помогает понять жизненную необходимость знаний, видеть мир в движении и развитии, способствует установлению логических связей между понятиями , тем самым развивает логическое мышление, позволяет сформировать у учащихся не застывшую, а динамическую, качественно изменяющуюся систему знаний.

В процессе формирования и становления системы экономического образования получены следующие основные результата:

  • осуществлен анализ потребностей учащихся для профессиональной подготовки;
  • апробирован системный курс преподавания экономики
  • выявлены особенности преподавания экономики;
  • выработаны методы отбора экономического содержания и установления межпредметных связей по всем предметам учебного плана школы;
  • выявлены методические особенности преподавания школьных курсов с интеграцией экономики;
  • по ряду предметов разработана система задач, способствующая экономическому образованию учащихся;
  • обобщен опыт работы учителей, занимающихся проблемами экономического образования.

Значимую роль в формировании экономического мышления и экономической культуры мы отводим воспитательной работе.

Под экономическим воспитанием мы понимаем процесс спланированного систематического воздействия, который формирует направленность личности на саморазвитие, развитие качеств, необходимых для успешного участия в профессиональной деятельности и экономической жизни. К таким качествам мы относим предприимчивость, рационализм, умение оперативно решать возникающие проблемы.

Под предприимчивостью мы понимаем способность находить альтернативные варианты решения возникающих проблем и выбирать оптимальный, а не узко прагматическую способность “делать деньги” любым способом.

Рационализм – это способность достигать планируемого результата с наименьшими затратами.

Умение быстро решать возникающие проблемы – это не только характеристика практичного ума, но и способность прогнозировать последствия своих решений и действий.

Система воспитательной работы, направленная на формирование этих качеств, представлена следующим образом:

Т–6.

Внеурочная воспитательная работа

Классные часы общения

КТД

ГПД

Профориентационная работа.

Формирование экономической культуры.

Трудовые десанты.

Школьные ярмарки.

Общешкольные политико–правовые и финансово–экономические игры.

Организация полезного досуга.

Т–7.

Внеклассная воспитательная работа во вне учебное время

Кружки

Школьная компания

Развитие познавательных интересов учащихся.

Компьютерное моделирование экономики и менеджмента. (Программы МЭМ, МЭКОМ, “Директор”) создание и организация деятельности школьной компании с целью изучения предпринимательской деятельности по принципу “Учить делая”.

Т–8.

Внешкольная воспитательная работа.

Библиотека

ДК

Предприятия– Юбилейное ЛПУ МГ;

НПС – Погорелово;

ООО “Инвестстрой”

Библиотечные уроки, знакомство с экономической литературой

Организация полезного досуга.

Экскурсии, Профориентация, Организация летнего труда и отдыха, индивидуальное трудоустройство.

Т–9.

Взаимодействие семьи и школы.

Родительские собрания.

Педагогический лекторий.

Экономическое образование в семье.

Наблюдения за ходом учебно–воспитательного процесса, результаты анкетирования учащихся, отзывы учителей и родителей, инспектирующих показали, что:

  • создание системы экономического образования является актуальной задачей каждой школы, так как данная система способствует росту познавательной активности учащихся, повышению эффективности учебно–воспитательного процесса в целом.
  • экономическое образование является фактором активизации учебно–воспитательного процесса.
  • для решения задач экономического образования необходима соответствующая подготовка преподавателей.