Системы счисления

Разделы: Информатика


При изучении темы системы счисления, учащиеся перерисовывают в тетрадь таблицу перевода шестнадцатеричных и двоичных чисел в десятичные.

В таблице для перевода двоичных чисел в десятичные используется правило “8—4—2—1”

А16

А2

А10

расчеты

 

8 4 2 1

   

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

A

B

C

D

E

F

0 0 0 0

0 0 0 1

0 0 1 0

0 0 1 1

0 1 0 0

0 1 0 1

0 1 1 0

0 1 1 1

1 0 0 0

1 0 0 1

1 0 1 0

1 0 1 1

1 1 0 0

1 1 0 1

1 1 1 0

1 1 1 1

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

0*8+0*4+0*2+0*0 = 0

0*8+0*4+0*2+1*1 = 1

0*8+0*4+1*2+0*1 = 2

0*8+0*4+1*2+1*1 = 3

и т. д.

Выучить таблицу перевода первых шестнадцати двоичных чисел в десятичные, школьникам непросто, да и шпаргалка не всегда под рукой. Для решения этой проблемы я применяю такой способ:

Четырём пальцам руки (кроме большого пальца) мысленно сопоставляем числа 8, 4, 2, 1. Например,

указательный палец – 8, средний – 4, безымянный – 2, мизинец – 1.

Оттопыренный палец соответствует единице, а согнутый – нулю. Это несложно запомнить. Далее в уме делаем расчет по правилу 8—4—2—1 (четвертый столбец таблицы). Как показывает опыт работы, данный метод работает эффективно, некоторые учащиеся даже в ВУЗах продолжают его использовать.

Для перевода шестнадцатеричных чисел в десятичные применяю такую схему:

Например, переведем число FEA316 в систему счисления с основанием 10.

F

E

A

3

1

1 1 1

1 1 0

1

0 1 0

0

0 1 1

15

14 13 12

11

10 9 8

7

6 5 4

3

2 1 0

215 + 214 + 213 + 212

211 + 210 +29 + 0

27 + 0 + 25 + 0

0 + 0 + 21 + 20

Находим сумму чисел последней строки и получаем число: 65167