Открытый урок по теме: "Лексическое значение слова"

Разделы: Русский язык


Цели:

1. Дать понятие лексического значения слова, учить работать со словарной статьёй;
2. Развивать навык работы со словарями, умение составлять и определять лексическое значение;
3. Воспитывать интерес, внимание к слову.

Оборудование: толковые словари, плакат " Страна Лексика".

Ход урока:

1. Инсценирование.

Ведущий: В классе было тихо. Вдруг Дима услышал какие-то звуки. В классе кто-то разговаривал. Присмотревшись, Дима увидел перед собой три небольших существа.
- Кто вы?- слегка испугавшись, вскрикнул мальчик.
-    Мы-лексы, жители планеты Лексика,- произнёс стоящий впереди, медленно, по слогам, расстягивая слова.- Меня зовут Чака, его Чоко, а её - Чука. Я -командир нашего летающего корабля. Они-мои коллеги.
- Коллеги? А это кто-коллеги?- спросил Дима.
- Об этом и о другом ты узнаешь чуть позже.
- А меня зовут…- начал было мальчик, но Чака перебил его.
- Дима Двойкин. Верно?
- Верно,- удивился пятиклассник. Но откуда вы меня знаете?
- Ялексы знают всё!- гордо сказал Чака.
- Ты, Дима Двойкин,- торжественно произнёс он,- удостоился чести побывать на планете Лексика. На нашей планете много диковенного и интересного. Здесь ты узнаешь то, о чём и не подозревал ранее. Вот, например слова. Они- строительный материал языка. И каждое слово что-либо обозначает, то есть имеет лексическое значение.
- Итак, путешествуем в страну Лексика.
Учитель: - Итак, о чём пойдёт речь у нас на этом и последующих уроках.
- Что такое лексика? ( Лексис - греческое слово.) Лексика- все слова языка, словарный запас языка.
-  Мы с вами владеем определённым словарным запасом. Давайте послушаем, как вы справились с домашним заданием?

Учащиеся зачитывают свои сочинения.

- Какое сочинение самое яркое, запоминающее ( подвести итоги).

На улице зима настала,
Снег, что белый пух,
Кружится надо мною.
На улице белым-бело,
Кругом лишь снег.
И сижу, в окно гляжу.
И вижу лишь снежок.
Все дети радостно бегут на горку,
А горка вся в снегу
Нет ни следа
И вот сегодня начались холода.

- Но наша задача- как можно больше узнать слов, использовать их в речи. А задумывались ли вы сколько всего слов в русском языке? ( много)

Игра " Дежурная буква".
- А чтобы слово употреблять, надо не только его знать, но и знать его лексическое значение. А что это такое? ( ручка- это предмет для письма, словарь- книга, где собраны слова русского языка).
- Лексическое значение- это то, что слово обозначает.
- А где мы можем узнать лексическое значение слова? ( в толковом словаре). А почему толковый?
- Существует много толковых словарей: ( выставка словарей)

1. "Толковый словарь живого великорусского языка", В.Даль, свыше 200000 слов, 4 тома.
2. "Толковый словарь русского языка", Д.Н.Ушаков, 4 тома ( 1935-1940 г)
3. "Словарь русского языка" ( академический), 4 тома, 1981-1984 г.
4. "Словарь русского языка" С.И.Ожогов ( более 50000 слов)
5. "Словарь современного русского литературного языка" в 17 томах ( академический) , более 120000 слов
6. "Школьный толковый словарь русского языка" М.С.Лопотухина, Е.В.Скорлуповский

2. Сценка " Словарь В.Даля".

3 учащихся:

1. - Ира, привет. Что это ты так нагрузилась?
2. - Да, Надежда Григорьевна задание дала- написать творческую работу о словаре Даля.
1. - Обыкновенный словарь. И чего учительница так восхищалась: " Кладезь мудрости! Кладезь мудрости".
2. - А я вот начал восполнять задание, открыл книгу и увидел, что тут много интересного.
3. - Ну что может быть интересного в словаре? Куча обыкновенных слов.
2. - Странно…Что же вы в таком случае в своих работах написали?
1. (Открывает тетрадь.) - В толковом словаре В.И.Даля собрано много слов. Они расположены по алфавиту, ко многим словам в качестве примеров автор подобрал пословицы, поговорки, и даже загадки: " В воде родится, а воды боится". (Соль.)
3. - Вот и всё. Что тут сложного. Носитесь с этим словарём, как кошка с котятами.
2. - Говоришь как кошка с котятами. А ведь это выражение из словаря Даля! Оно поясняет значение слова " кошка". Что по-вашему, оно означает?
1. (Смеётся.) - Ну ты даёшь! Да кто же этого не знает?
3. - Тебе и трёхлетний ребёнок ответит.
2. - А всё-таки?…
1. - Кошка-это домашнее животное.
2. - И только?
3. - А что же ещё?
2. - А ведь Владимир Иванович Даль даёт 9 толкований слова " кошка" ( открывает книгу). Это и домашнее животное. И якорь о четырёх лапах. И снаряд для осмотра выбоин в орудиях.. И кожаный кошелёк, который носят на поясе. А ещё плетёнка с несколькими хвостами, коса на взморье или отмель, рыбачий сачок, растение, игра.
1. (Задумчиво.) - Да… А что там ещё про эту кошку?
2. - Пословицы: " Рано пташка запела, как бы кошка не съела", " Знай кошка своё лукошко", " Напала на кошку спесь, не хочет с печи слезть".
3. (Тоже заглядывает в книгу.) - Тут и загадка про кошку есть: " Две ковырки, две подковырки, один вертун, два войка, третья маковка"
1. (Присоединяется к ним.) - А теперь отгадайте, что это: " Белая кошка лезет в окошко?" ( 2 и 3 молчат). Свет! Вот ещё одна: " Сидят три кошки, против каждой кошки две кошки, много ли всех?"
2 и 3 вместе: " - Три!"
1. - А что ты ещё о Дале знаешь?
2. - Владимир Иванович Даль был моряком, врачом, писателем, натуралистом. Он плавал по морям, воевал, путешествовал, сочинял сказки и повести, делал сложные хирургические операции, написал для школьников учебники " Ботаника" и " Зоология".
1. - С детства Даль любил, по его собственному признанию, " копаться над какой-нибудь ручной работой": он умел сколотить табурет и выточить на станке шахматы, построить модель корабля и изготовить тончайшие украшения из стекла. Но где бы ни был Даль, чем бы ни занимался, он прислушивался к речи людей- крестьян ( ремесленников, солдат)
3. - Идут годы, десятилетия. Многое в жизни изменилось. Одни слова из нашей речи исчезли, другие в ней появились. Но так же, как и раньше, мы открываем замечательную книгу- " Толковый словарь живого великого русского языка" и с благодарностью вспоминаем его автора- Владимира Ивановича Даля, человека, который собирал слова

Игра: составь слова - великорусский.

3. Работа с учебником.

Чтение (страница 40, запись плана словарной статьи в тетради)

1. Записать слово, поставить ударение
2. Указать окончание родительного падежа, род
3. Определить лексическое значение слова
4. Составить с данным словом словосочетание или предложение.

4. Самостоятельная работа - составление словарной статьи.

1 вариант: Отвага
2 вариант. Радуга.

Каковы пути определения значения слова?

1. Подбор синонимов,
2. Описание явления предмета признака
3. Запись вывода в тетради.

5. Работа с толковым словарём.

Зачитать толкование любого слова и определить, каким путём дано толкование.

6. Устная работа со словарными статьями.

1. Ель, и , ж. Хвойное вечно зелёное дерево с кроной конусообразной формы.
2. Жалость, ж.р. Сострадание, соболезнование. Сделать что-то из жалости.

Что пропущено в данных словарных статьях?

7. Подведение итогов урока по вопросам, записанным на доску.

- Что такое лексика?
- Что такое лексическое значение слова?
- Как можно определить лексическое значение слова?
- В каком словаре даётся. толкование значения слова?

Назвать слова по их лексическому значению

Тот, кто работает в шахте - (шахтёр)
Тот, кто учит детей- (учитель)
Тот, кто учится на отлично- (отличник)
Здание, где учатся школьники- (школа)

Каким способом дано толкование значения слова?

Дать толкование лексического значения слова и определить способ.

Мужественный, лесоруб, огромный, вратарь, космонавт, пылесос, луноход.

8. Домашнее задание.

Найти и выписать лексическое значение двух слов: коллега и корреспондент.
Учебник Р.И.Альбетковой " Русская словесность", 5 класс.