Дифференцированное обучение как один из путей языкового развития учащихся

Разделы: Литература


Современная школа находится в интенсивных поисках и нового, оптимального содержания и технологии обучения, и новой методики развития языковой личности. Об этом свидетельствуют и большое количество научных и научно-практических конференций, состоявшихся в течение последних нескольких лет в различных институтах и университетах страны; и бурное обсуждение в печати государственных стандартов по русскому языку; и разработка “Концепции образовательной области "Языки и литература"; и создание различных вариантов программ и учебников по предмету. Казалось бы, при такой мощной научной и методической поддержке особых проблем у современного учителя русского языка возникать не должно.

Но вот, вооружившись стандартами, концепциями, теоретическими выкладками, учитель входит в класс. В реальный класс. А в нем сидят конкретные Иры и Саши, пришедшие из конкретных семей, живущие в конкретной социальной среде. Стала уже общим местом мысль о том, что обучение русскому языку сегодня происходит в очень сложных условиях. Главная причина этого, как видится мне, заключается в том, что снижается общая культура населения, то есть тех самых родителей, которые отправляют в школу своих Ир и Саш, как в детский сад – лишь бы дитя присмотрено было – и либо откровенно занимаются зарабатыванием денег и надеются и в вузы чадо пристроить при помощи тех же денег, либо, увы, попросту пропивают свою жизнь, не заботясь о будущем своих детей. А учителю надо, как того требует современный подход к преподаванию языка, в первую очередь, воспитать “культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения” [1]. Налицо конфликт “надо – могу”. Что делать?

Конечно, я говорю не об абстрактном классе и не об абстрактном учителе. Когда я взяла свои пятые классы, я столкнулась именно с такой проблемой: это были обычные классы. Не гимназические, но и не коррекционно-развивающего обучения. Обычные классы, в которых две девочки уже к концу обучения в начальной школе показали незаурядные способности по предмету, были просто толковые ребята, но несколько человек обладали низкой и даже очень низкой способностью к обучению. И семьи, из которых пришли дети, в культурном и социальном плане оказались очень “разношерстными”. Нужно было срочно искать выход.

Перечитав массу методической литературы, и “классической”, и современной, я пришла к выводу, что наиболее оптимальные результаты в такой ситуации даст дифференцированное обучение. Дифференцированным обучением называют динамичную систему классной групповой и индивидуальной работы с учащимися. Но чтобы результативно использовать такую систему в повседневной работе, необходимо хорошо знать психологические особенности каждого ученика. Передо мной встала новая задача – выяснить уровень работоспособности и обучаемости классов. Если уровень работоспособности определить легко (эту информацию дает анализ объема и качества работы, выполняемой детьми в классе), то выявить уровень обучаемости оказалось сложнее. Здесь мне очень помогла статья Н. А. Малякиной “Научить каждого” (РЯШ.-1999.-№ 1.). Автор предлагает провести проверку обучаемости в три этапа – на трех смежных уроках. На первом уроке в течение 15 минут дается объяснение темы. Затем выясняется, все ли понятно детям (ответ обычно положительный). После этого учащимся предлагается письменная проверочная работа – результат тоже типичный: большинство детей с заданием не справилось. На следующем уроке в доброжелательной форме детям сообщаются результаты проверки их работ, и предлагается прослушать этот же материал еще раз. Снова дается письменное задание. Обычный результат на этом этапе – с заданием справилась большая часть учащихся. На третьем уроке вновь анализируются полученные результаты, еще раз объясняется тот же материал и снова письменно закрепляется. Теперь виден итог такой работы: с заданием справились почти все, а за скобками остались те, кому нужен сугубо индивидуальный подход.

Так я определила уровень обучаемости и работоспособности класса, психологически подготовила детей к работе в группах. Этап подготовки совпал ещё с одним событием. Дело в том, что в школу приехала психолого-медико-педагогическая комиссия, а поскольку подобными мероприятиями в нашей глуши мы не избалованы, то постарались проверить всех детей, вызывающих тревогу из-за слабой успеваемости. В результате обследования нескольким детям из моих пятых классов был поставлен диагноз “дислексия” или “дисграфия”. Когда же я сравнила результаты, полученные психолого-медико-педагогической комиссией, с результатами, полученными мной при определении уровня обучаемости и работоспособности моих учеников, то выяснилось, что практически все пятиклассники, которым были поставлены диагнозы “дислексия” или “дисграфия”, мною были отнесены к группе детей, требующих строго индивидуального подхода. Таким образом, была еще раз подтверждена необходимость перехода на дифференцированное обучение. Теперь оставалось только определить тактику работы.

Прежде всего пришлось изменить привычную, стандартную структуру урока и отказаться от работы детей у доски. Во-первых, во время объяснения учителем материала на доску выносилась необходимая справочная информация, которая должна была оставаться перед глазами детей на протяжении всего урока. Во-вторых, так как материалы с индивидуальными заданиями содержали и ключи-ответы, отпала необходимость в текущей проверке работы детей с высоким и средним уровнями обучаемости, и на первый план вышла такая форма контроля, как самоконтроль. Кроме того, необходимо было определить форму предъявления индивидуальных заданий группам, поскольку привычные карточки задачу не решали. Я остановилась на такой форме: при помощи компьютерной техники задания распечатываются на листы бумаги формата А-4, ключи печатаются на обратной стороне этих же листов. Каждый лист вкладывается в полиэтиленовый файл и уже в таком виде предъявляется учащимся. После использования на уроке все файлы с заданиями скрепляются в одной файловой папке – то есть одновременно идет накопление дидактического материала по темам.

Обобщенный алгоритм действий учителя и учеников на уроках при дифференцированном обучении можно сформулировать таким образом:

  1. Фронтальное повторение сведений, необходимых для полноценного восприятия детьми нового материала.
  2. Объяснение учителем материала всему классу.
  3. Предъявление творческих заданий группе учащихся с высоким уровнем восприятия. Выполнение детьми заданий.
  4. Повторное объяснение материала детям со средним и низким уровнем восприятия.
  5. Предъявление группе учащихся со средним уровнем восприятия заданий с элементами творчества. Выполнение детьми заданий.
  6. Повторное объяснение материала детям с низким уровнем восприятия и требующим индивидуального подхода.
  7. Выполнение вместе с детьми последних групп упражнений тренировочного характера.
  8. На следующем уроке – контроль усвоения материала.

Как и любой другой, этот метод имеет и свои “плюсы”, и свои “минусы”. К несомненным плюсам следует отнести тот факт, что практически все дети (каждый на доступном ему уровне) усваивают материал. При этом у детей первых двух групп развивается навык самостоятельной работы. Минусом этого метода я считаю то, что такие уроки требуют от учителя много сил и времени для подготовки, так как ему приходится приносить в класс большой объем дидактического материала для предъявления его разным группам учащихся. Последняя проблема очень актуальна для сельских учителей, работающих одновременно в нескольких параллелях и чаще всего не имеющих возможности приобретать в нужном количестве готовые дидактические сборники. Но этот минус с лихвой перекрывается чувством удовлетворения от того, что результаты работы сказываются довольно быстро, дети на таких уроках работают активно, повышается интерес к предмету, а самое главное – снимается масса психологических проблем, которые мешают детям успешно справляться с программным материалом.

Покажу на примере, как можно построить работу на основе дифференцированного подхода к обучению. Итак, урок в 5-м классе по теме

Знаки препинания в предложениях с однородными членами”.

  1. Фронтальное повторение сведений, необходимых для полноценного восприятия детьми нового материала.
    • Какие члены предложения называются однородными?
    • С какой интонацией произносятся однородные члены предложения?
    • Какие именно члены предложения могут быть однородными?
    • Приведите примеры предложений, в которых были бы однородные:
      а) подлежащие,
      б) сказуемые,
      в) дополнения,
      г) определения,
      д) обстоятельства.
  2. Объяснение учителем материала для всего класса.
  3. На доске оформляется таблица, центральная ее часть заполняется до урока, а левая и правая – на уроке по ходу анализа языкового материала.

    Задания.

    1. Прочитайте предложения из раздела I, соблюдая интонацию перечисления.

    2. Cделайте вывод о том, в каких случаях запятая между однородными членами ставится всегда. (Учитель заполняет левую графу раздела I.)
    3. Запишите предложения в тетради, составьте их схемы. (Учитель заполняет правую графу раздела I.)
    4. Прочитайте, соблюдая интонацию перечисления, предложения из раздела II и скажите, почему союз и можно назвать опасным? (Учитель заполняет левую графу раздела II. )
    5. Запишите в тетради предложения, постройте их схемы и сформулируйте правило постановки запятой, если однородные члены соединены союзом и. (Учитель заполняет правую графу раздела II.)

    Союзы

    Примеры

    Схемы

    I

     

     

     

    Безопасные

    союзы но, а

    Нет союза

    1. Мал золотник, но дорог.
    2. Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.
    3. В зоопарке жили обезьяны, носороги, тигры, львы.
    О, но О.

    О, а О.

    О, О, О, О.

    II

     

     

     

    Опасный

    союз

    и

    1. В зоопарке жили обезьяны, носороги, тигры и львы.
    2. В зоопарке жили обезьяны и носороги, тигры и львы.
    3. В зоопарке жили обезьяны, и носороги, и тигры, и львы.
    4. В зоопарке жили и обезьяны, и носороги, и тигры, и львы.
    О, О, О и О.

    О и О, О и О.

    О, и О, и О, и О.

    и О, и О, и О, и О.

    3. Предъявление творческих заданий группе учащихся с высоким уровнем восприятия. Выполнение детьми заданий.

    Задание 1. Проиллюстрируй каждое правило своими примерами (не менее двух). При составлении предложений можешь использовать словарные слова по теме “Школа” или по теме “Цветы”.

    1. Если союз и соединяет однородные члены предложений и повторяется один раз, то запятая перед ним не ставится.
    2. Если союз и соединяет однородные члены попарно, то запятая внутри пар не ставится, а ставится только между парными группами.
    3. Если число однородных членов больше двух, а союз и повторяющийся (и…, и…, и…), то запятая ставится перед вторым союзом и далее.
    4. Если число однородных членов больше двух, а союз и повторяется перед каждым из них, кроме первого, то запятая ставится между ними всеми.

    Задание 2. Расставь знаки препинания. Составь схемы предложений.

    1. Дробится и плещет и брызжет волна.
    2. Любая канавка и кустик и камень нам были знакомы на пути.
    3. Он рощи полюбил густые уединенье тишину и ночь и звезды и луну.
    4. Надо человеку и знать и любить и беречь свою землю.

    Задание 3. Из каждой пары предложений составь одно с однородными членами. Не повторяй одинаковых слов. Используй подходящие по смыслу союзы.

    1. Пошел снег. Снег засыпал лесные дорожки и тропинки.
    2. Ветер тянул с севера. Ветер был мягким и даже ласковым.
    3. Взошло над лесом веселое зимнее солнышко. Солнышко зажгло янтарным светом снега.
    4. Урожай бывает не от росы. Урожай бывает от пота.
    5. Тучи низко ползли над землею. Тучи наполовину окутывали горы.

    Задание 4. Спиши текст. Вставь пропущенные буквы и расставь знаки препинания. Подчеркни однородные члены предложений.

    Страшный цветок.

    Л..тал комарик в лесу над б..лотом и зах..тел пить. Увидал комарик цв..ток с капельками росы на л..сточках. Сел он на л..сточек опустил нос в капельку. А капелька липкая клейкая. Влип комариный нос.

    Вдруг на л..сточке словно зашевелились щупальца схв..тили комарика. Закрылся круглый л..сточек. И нет комарика. Это страшный цв..ток. Хищный цв..ток – росянка.

    (По В. Бианки)

    Ключ к заданию 2.

      1. Дробится, и плещет, и брызжет волна. (О, и О, и О.)
      2. Любая канавка, и кустик, и камень нам были знакомы на пути. (О, и О, и О.)
      3. Он рощи полюбил густые, уединенье, тишину, и ночь, и звезды, и луну. (О, О, О, и О, и О, и О.)
      4. Надо человеку и знать, и любить, и беречь свою землю. (и О, и О, и О.)

    Ключ к заданию 3.

    1. Пошел снег и засыпал лесные дорожки и тропинки.
    2. Ветер тянул с севера, но был мягким и даже ласковым.
    3. Взошло над лесом веселое зимнее солнышко, зажгло янтарным светом снега.
    4. Урожай бывает не от росы, а от пота.
    5. Тучи низко ползли над землею и наполовину окутывали горы.

    Ключ к заданию 4.

    Страшный цветок.

    Летал комарик в лесу над болотом и захотел пить. Увидал комарик цветок с капельками росы на листочках. Сел он на листочек, опустил нос в капельку. А капелька липкая, клейкая. Влип комариный нос.

    Вдруг на листочке словно зашевелились щупальца, схватили комарика. Закрылся круглый листочек. И нет комарика. Это страшный цветок. Хищный цветок – росянка.

    (По В. Бианки)

    4. Повторное объяснение материала детям со средним и низким уровнем восприятия.

    Учитель на доске, а учащиеся в тетрадях записывают предложение: На арене цирка звери прыгали, бегали, пели, танцевали.

    Задания:

    1. Прочитайте предложение, соблюдая интонацию перечисления.
    2. Какой из записанных ранее схем соответствует данное предложение?
    3. Перестройте предложение так, чтобы оно соответствовало схемам:

    А) О, О, О и О.
    Б) О и О, О и О.
    В) О, и О, и О, и О.
    Г) и О, и О, и О, и О.

    (В каждом случае учитель, работая со схемами, еще раз объясняет постановку знаков препинания в перестроенных детьми предложениях.)

    1. Предъявление группе учащихся со средним уровнем восприятия заданий с элементами творчества. Выполнение детьми заданий.

    Задание 1. Расставь знаки препинания. Составь схемы предложений.

    1. В поле было холодно туманно и ветрено.
    2. Снег повалил хлопьями и скрыл следы зверей.
    3. Он сохранил и блеск лазурных глаз и звонкий детский смех и речь живую и веру гордую в людей.
    4. В поле в роще в воздухе царствовало безмолвие.

    Задание 2. Раскрой скобки и закончи предложение, вставляя нужный по смыслу союз и расставляя запятые.

    1. Не спеши языком (торопись делом).
    2. Лучше скажи мало (хорошо).
    3. Я люблю весну, солнце (зеленую траву, голубое небо).
    4. Белка песенки поет (орешки все грызет).

    Задание 3. Спиши текст. Вставь пропущенные буквы и расставь знаки препинания. Подчеркни однородные члены предложений.

    Растения луга.

    В долинах рек л..жат заливные луга. Там растут ценные к..рмовые травы. Это клевер лисохвост мышиный г..рошек. Они дают сено и удобряют землю.

    На х..лмах и на склонах р..чных долин располагаются суходольные луга. Здесь встречается одуванчик конский щавель ромашка колокольчики. Это луговые цв..ты. Они не годятся для сена но радуют глаз.

    Ключ к заданию 1.

    1. В поле было холодно, туманно и ветрено.

    2. Снег повалил хлопьями и скрыл следы зверей.

    1. Он сохранил и блеск лазурных глаз, и звонкий детский смех, и речь живую, и веру гордую в людей.
    2. В поле, в роще, в воздухе царствовало безмолвие.

    Ключ к заданию 2.

    1. Не спеши языком, а торопись делом.
    2. Лучше скажи мало, но хорошо.
    3. Я люблю весну, солнце, зеленую траву, голубое небо.
    4. Белка песенки поет и орешки все грызет.

    Ключ к заданию 3.

    Растения луга.

    В долинах рек лежат заливные луга. Там растут ценные кормовые травы. Это клевер, лисохвост, мышиный горошек. Они дают сено и удобряют землю.

    На холмах и на склонах речных долин располагаются суходольные луга. Здесь встречается одуванчик, конский щавель, ромашка, колокольчики. Это луговые цветы. Они не годятся для сена, но радуют глаз.

    1. Повторное объяснение материала детям с низким уровнем восприятия и требующим индивидуального подхода.
    2. С этой группой детей учитель работает по учебнику для 5-го класса (авторы Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов и другие / научный редактор академик РАО Н. М. Шанский. – М., 2003), анализируя приведенный в параграфе № 40 языковой материал.

    3. Выполнение вместе с детьми последних групп упражнений тренировочного характера.

    В качестве дидактического материала используются упражнения № 196, № 197 из названного учебника.

    Домашнее задание должно соответствовать тем умениям, которые отрабатывались на уроке, поэтому также дается дифференцированно. Группе детей с высоким уровнем восприятия предлагаем выполнить упражнение № 199, так как в дополнительном задании к нему требуется показать умение с помощью схем обосновывать постановку запятых или их отсутствие. Остальные ребята получают задание выполнить упражнение № 198, выбрав при этом любые 4 предложения.

    Итак, типичный учебный процесс ориентирован на ту группу учащихся, учить которых легко в силу присущих им психологических черт и природных способностей. Остальных же детей пытаются втискивать в чуждые им рамки, навязывать чуждый их психологическому типу сценарий познавательной деятельности. В результате у довольно большого количества учеников теряется важнейший компонент мотивации учения – познавательный интерес, который основывается на успешной деятельности [2]. Избежать этого позволяет дифференцированное обучение, которое дает возможность каждому ребенку усваивать одно и то же содержание на одном и том же уровне сложности, но в условиях комфортной для него познавательной ситуации.

    Литература.

    1. Львова С. И., Александрова О. М., Рыбченкова Л. М. Русский язык в школе: состояние, проблемы и пути их решения. – РЯШ – 2003. - № 4.

    2. Борисова Ю., Гребенёв Ю. Дифференциация методов обучения в зависимости от когнитивного стиля ученика. – Народное образование. – 2003. - № 7.